Надежда Мадеева
Статья из опыта работы «Развитие коммуникативных навыков методом моделирования сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северяночка» с приоритетным осуществлением физического развития детей» с. Горки, Шурышкарский район, ЯНАО
Воспитатель Мадеева Надежда Борисовна
Статья из опыта работы
«Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников методом моделирования сказок»
«Уметь общаться – в счастье купаться»
Публикация «Статья из опыта работы „Развитие коммуникативных навыков методом моделирования сказок“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
(народная мудрость) – (слайд 2)
Дошкольное детство – важный период в становлении личности ребенка. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Каким станет в будущем ребенок, зависит от воспитания. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания. Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.
Актуальность: В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками. (Слайд 3)
Современный детский сад находится на этапе модернизации содержания образования, адекватного потребностям общества.
Каков сегодня социальный заказ?
Портрет выпускника предполагает: (слайд 4)
• овладение ребенком средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• адекватное использование вербальных и невербальных средств общения;
• овладение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
• способность изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
Запрос на личность, которая должна обладать целым набором качеств:
Самостоятельность в принятии решения и ответственность за принятое решение;
Готовность действовать в нестандартных ситуациях;
Толерантность;
Способность успешно взаимодействовать с окружающими в различных сферах общения
Постановка проблемы:
С одной стороны, функционально грамотная личность предполагает обязательное наличие коммуникативной компетентности, но с другой стороны, по моим наблюдениям, воспитанники не умеют толерантно строить свои отношения с другими людьми.
Проблема: недостаточно сформированы коммуникативные навыки
Цель: развитие социальных умений и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей. (Слайд 5)
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи: (слайд 6)
1. Учить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.
2. Развивать язык жестов, мимики, пантомимики.
3. Осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные эмоциональные состояния других людей.
4. Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.
6. Объединить усилия педагогов и родителей для развития коммуникативных навыков детей.
Одним из эффективных средств решения этой проблемы является применение метода моделирования.
Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель. (Слайд 7)
Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели, используемый в качестве заместителя.
В дидактике выделяют 3 вида моделей : (слайд 8)
1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).
2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов - заместителей и графических знаков.
3. Графические модели (графики, формулы, схемы).
Метод моделирования можно использовать в любой образовательной области. (Слайд 9).Я использовала этот метод в работе со сказкой ( интеграция областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание, социализация) В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко, для этого используется метод моделирования. Я использовала различные приемы наглядного моделирования : пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.
Сказка звучит на протяжении всего детства ребенка. Вначале он слышит сказки от бабушки или дедушки, от родителей, от воспитателя в детском саду, а однажды, оставшись с младшим братишкой или сестренкой, начинает рассказывать сказку сам. Сказка родилась вместе с человеком, и пока живо человечество будет жива и сказка.
Работая со сказкой, формируя понятия посредством сказки, удается установить связь между видимым и слышимым, между образом и воплощением, выявить творческие возможности детей, развить коммуникативные навыки, обогатить фантазию, раскрыть внутренний мир ребенка и воздействовать на него. Сказка помогает овладеть, психологически и технологически, многими эффективными мет одами обучения.
Сказка – это особый мир, в котором мы знакомимся с законами жизни. Сильная сторона всех сказок в том, что в них добро всегда одерживает победу над злом и несправедливостью. В наши дни существование сказок, несущих в себе потенциал нравственных поучений, становится еще более актуальным и востребованным.
Ожидаемые результаты: (слайд 10)
Активная и целенаправленная работа по формированию коммуникативных навыков методом моделирования сказок :
• будет способствовать обогащению словарного запаса; сформированию практических навыков словообразования и словоизменения;
• создаст условия для обучения детей умениям чувствовать тип и стиль речи, анализировать особенности текстов на доступном для него возрастном уровне;
• привьет ему начальные навыки создания собственных высказываний в заданном стиле, раскрепостит фантазию;
• будет стимулировать желание составлять и использовать в общении различные высказывания,
• будет способствовать формированию у воспитанников коммуникативных умений и навыков.
Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: (слайд 11)
- чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
- ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- облегчать познание окружающего.
Сериационный ряд: (слайд 12) Использование в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин, характера персонажа сказки. (на примере сказки «Репка»
Двигательное моделирование (слайд 13 (Сказка «Лиса, заяц и петух») : воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия, используя модели (ушёл, пришёл и так далее).
Использование пиктограмм по сказке “Под грибом” В. Сутеева. (слайд 14)
В игру входят пиктограммы с изображением:
• слов-предметов : гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей, заяц, лиса, лягушка;
• слов-действий: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит, покажи;
• слов-признаков: большой, маленький, грустный, веселый;
• символов-предлогов: под, за, над, на, около, к;
Работа с мнемотаблицей : (слайд 15)
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Обыгрывать сказки по мнемотаблицам помогают различные виды театра, (слайды 19, 20, 21) изготовленные моими руками, а также оказывали помощь родители моих воспитанников: настольный, конусный, перчаточный, теневой и т. д.
Результаты работы : (слайд 23)
• У детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему;
Стали более раскованными, свободнее вступают в контакт со взрослыми и сверстниками;
Учатся фантазировать, организовывать самостоятельно игры по сказкам;
Активизируется словарный запас;
Речь становится образной, выразительной, дети легче и свободнее выражают свои мысли;
Улучшается память, внимание становится более устойчивым;
Укрепляется союз «Ребенок – Родитель – Педагог»
Моделирование = развитое мышление, память, речь, воображение, коммуникативные навыки = успешная готовность к школе (портрет выпускника детского сада) (слайд 24)
Использованная литература: (слайд 25)
1. Русские народные сказки / под ред. О. Ф. Трифоновой. – М. : АСТ-АСТРЕЛЬ, 2002.
2. Русское народное творчество / под ред. Н. А. Захарова. – М. : «Высшая школа», 1966.
3. «Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого» Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И., М. 2003г.
4. Шорохова О. А. Играем в сказку. Москва 2006г.
5. Семенова А. И. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников-М., 2004 г. - Издательство «Апрель»- с. 168.
6. Непомнящая С. Ф. Сказкотерапия в детском саду. - М., 2012 г. -Издательство «Мысль»- с. 238.
7. Александрова Н. И. Методика работы со сказкой. - М., 2006 г. - Издательство «Пресса», - с. 268.