Васильева Людмила
Из опыта работы «Развитие логического мышления у дошкольников посредством математических игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья из опыта работы по теме " Развитие логического мышления у дошкольников через математические игры и упражнения"
Воспитатель Высшей категории Васильева Л. В
Интеллектуальное развитие дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. В дошкольном возрасте происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Темочки:
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру. В процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер. Важное условие для полноценного развития детей - очень доступная, развивающая среда, которая должна быть открыта.
В своей работе я использую игры различных авторов: Игры Кюизенера, блоки Дьенеша, игры-головоломки, развивающие игры Воскобовича, Никитиных, "Головоломки со счетными палочками ", Я решаю логические задачи" автор Е. В. Колесникова. "Игралочка". Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Практический курс математики для детей 3-5 лет. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. "Раз- ступенька, два- ступенька" для детей 5—6 и 6—7 лет, которая является частью непрерывного курса математики «Школа 2000.» Так же очень важна индивидуальная работа по логическим схемам. Дошкольники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из геометрических фигур. Это игры – Тагдам, Монгольская игра, Сложи квадрат, и др. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания более сложного уровня.
Для развития интеллектуальных способностей я применяю такую игру, как “Я знаю пять … ”. Она учит классифицировать и обобщать.
… Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
- Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)
- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)
- На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
В индивидуальной работе я использую логические упражнения, которые развивают наблюдательность и внимание, такие как: “Что нарисовано? ”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему? ”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.
В самостоятельной деятельности дети предпочитают настольно-печатные игры, такие как «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки», которые развивают, восприятие, память, внимание и воображение.
«Геоконт» – оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разнообразные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные и несимметричные узоры.
Игра-головоломка «Листик» схематически напоминает форму листа сирени, состоит из 9 геометрических фигур. Игра позволяет из геометрических элементов строить разнообразные силуэтные фигуры. В качестве образцов используются изображения реальных предметов.
Прежде всего, игра заставляет думать и размышлять.
Игра «Сложи квадрат».
К игре можно приступать, рассортировав имеющиеся части по цветам: перевернув их на лицевую, цветную сторону, ребенок должен сообразить, как из них составить квадрат.
В процессе идет знакомство с формой и размером, цветом, соотношением части и целого.
Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.