Даутова Наталья Валерьевна
Консультация «История и традиции народов Поволжья (Мордва)»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: История и традиции народов Поволжья (Мордва)
Аннотация: Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста – процесс сложный, важный и актуальный. Дошкольный возраст -это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Родной край -это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны. Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины.
Публикация «Консультация „История и традиции народов Поволжья (Мордва)“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Ключевые слова: пестушки, обычай, обряд, традиции, хлебосольный, заговоры, присловья, этнос, мокша, эрзя.
Родина, Отечество… Это у каждого человека свое, и оно на протяжении всей жизни определяет многое, если не сказать - всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где произнесены первые слова, где сделаны первые шаги, - именно это необходимо каждому человеку.
О важности изучения родного края в воспитании детей дошкольного возраста указывал ещё. А. Коменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что «… до 6 лет ребенок должен познать место, где он родился и где живет: деревню, город.
Мордва — финно-угорский народ, проживающий в Республике Мордовия и сопредельных с нею областях. Республика, образованная в 1930 году, является частью Приволжского федерального округа. Столица Мордовии — город Саранск.
Мордовский народ подразделяется на два субкультурных этноса — эрзя и мокша. Эрзяне и мокшане отличаются своими литературными языками, традиционным бытом и культурой. Мокши проживают в южных и западной частях Мордовии, эрзи — в восточных и северо-восточных. Общепринятом языком в республике считается русский.
Большая часть мордовского народа придерживается православия, в республике проживают также лютеране, молокане, буддисты, иудеи, мусульмане и представители языческих религий.
Существует легенда о рождении мордовского народа. И гласит она так. Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька белой, сказочно прекрасной.
Залюбовалась её красотой птица счастья. Она коснулась своим крылом, чудо яблоньки, и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла девица по земле. И там где нога её ступала, рождался мордовский народ : высокий, добрый, мудрый, трудолюбивый, хлебосольный.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях ведется значительная работа по ознакомлению детей с культурным наследием, традициями, обычаями, обрядами мордвы и других народов, проживающих в Мордовии. Детей стали знакомить с произведениями устно-поэтического творчества мордовского народа (песнями, сказками, загадками, прибаутками, дразнилками, пестушками и другими малыми формами детского фольклора); с произведениями детских писателей Мордовии, с национальными играми; с народным декоративно-прикладным и изобразительным искусством мордвы. Детям даются историко-географические и природоведческие знания, они обучаются одному из мордовских языков в кружке или в группе.
Приобщение детей к мордовской культуре, традициям нужно начинать с раннего детства.
Рассмотрим, какой смысл вкладывается в понятия «обычай», «обряд», «традиция».
Обычай - норма поведения людей в обществе, передаваемая от поколения к поколению и являющаяся привычной для её членов.
В настоящее время обычаи сохранились в сфере морали, быта, гражданской обрядности.
Обряд – выражение обычая в символических действиях, совокупность условных, традиционных действий, служащих символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.
Традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений: идеи, взгляды, вкусы, образ действий и т. д. Традиционными могут быть обычаи, обряды.
Обычаи, обряды мордвы можно разделить на 3 группы:
1. Обряды и обычаи семейного воспитания:
воспитания трудолюбия, уважение к старшим;
участие во всех семейных обрядах;
воспитание младших детей старшими.
2. Обычаи и обряды физического и трудового (профессионального) образования.
3. Обычаи и обряды по воспитанию общественного и социального поведения.
В связи с годичной повторяемостью хозяйственной деятельности и её календарной приуроченностью обряды, в отличие от семейных, принято называть календарными. Обрядовые действия могут быть магическими, символически-демонстративными или игровыми. Сопровождались у многих народов с заговорами и присловьями.
Под физическим и трудовым воспитанием понималась прежде всего забота и сохранении добрых народных традиций, передаваемых из поколения в поколение, развитие трудовых навыков; физическом развитии молодого поколения. Устойчивые традиции ставили детей в такие условия, в которых физическое развитие становилось организованным, целенаправленным и осознанным.
С чего следует начинать эту работу по ознакомлению детей с традициями мордовского народа?
Прежде всего, с оформления дошкольного учреждения предметами декоративно-прикладного и изобразительного искусства, создания уголков национальной культуры, музеев быта, краеведческих музеев и т. д.
Кроме того, в доступной форме детей необходимо знакомить с некоторыми элементами мордовской культуры. При этом сочетать знакомство с мордовской культурой с ознакомлением детей культурой других народов Республики Мордовия.
В процессе ознакомления детей с культурным наследием мордвы следует активнее включать родителей воспитанников, Воспитатель вместе с родителями готовит праздники и развлечения, оформляет помещения группы предметами народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства, организуют встречи со знаменитыми людьми Мордовии, рекомендует соответствующие возрасту и развитию детей произведения для домашнего чтения и т. д.
Большую роль по ознакомлению детей с традициями мордовского народа играет устное народное творчество. Познавательное значение фольклора, прежде всего в том, что он дает знания не только об истории общественных отношений, труде и быте, о природе края, но главным образом – о духовной жизни. Устно-поэтические произведения отличаются большим художественным мастерством, воспитывают чувство прекрасного. Идейно-воспитательное значение устно-поэтического творчества состоит и в том, что оно вдохновлялось высокими прогрессивными идеями, любовью к Родине, гордостью за свой народ.
Список использованной литературы:
1. Абрамов В. "Времена Тюшти"
2. "История и культура мордовского края. Тайны происхождения мордвы и ее единства с народом Российского государства". В. И. Вихляев, Г. А. Корнишина, И. М. Петербургский
3. Лузгин А. "Промыслы и мастеровые люди Мордовии : рассказы о том, как жили и трудились в старину наши предки"
4. "Любимая Русь и Мордва". А. С. Лузгин