Папки-передвижки

Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с воспитанниками социозащитных учреждений

Аня
Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с воспитанниками социозащитных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы

СтатьяИспользование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе воспитателя с воспитанниками социозащитных учреждений».

Автор: Маркова А. C., воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»

Публикация «Использование здоровьесберегающей технологии В, Ф, Базарного в работе с воспитанниками социозащитных учреждений» размещена в разделах

Аннотация: Статья посвящена вопросу актуальности здоровьесбережения воспитанников социозащитных учреждений, использованию технологии здоровьесбережения В. Ф. Базарного для сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса; перечисляются основные этапы работы здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного, использующиеся в работе воспитателя с детьми.

Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровье воспитанника, сохранение и укрепление здоровья, стресс, здоровый образ жизни, режим «динамических поз», хоровое пение, сенсорнокоординаторные тренажи.

Преобразования в педагогическом пространстве и обществе, произошедшие в нашей стране в последнее время, обусловили появление ряда проблем в сфере социального обслуживания. Социозащитные учреждения и педагоги, в них работающие, выполняя социальный заказ, должны обеспечивать доступность качественных соц. услуг в условиях, гарантирующих психологическую и физическую безопасность воспитанников, что предъявляет высокие требования к компетентности и профессионализму воспитателей социозащитных учреждений в вопросах здоровьесбережения воспитанников.

Вместе с тем, исследования последних лет свидетельствуют о неблагоприятном состоянии здоровья всех участников социозащитного процесса : большинство воспитанников социозащитных учреждений состоят на диспансерном учете у специалистов детской поликлиники.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочные знания, вера в свои силы…» -В. А. Сухомлинский. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья воспитанников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Под здоровьесбережением обычно понимают систему мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Существительное «здоровьесбережение» несет смысловую нагрузку слова «сбережение». В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова значится: «сберегать–это сохранить, не дать утратиться, пропасть» [4;с. 686], следовательно, здоровьесбережение (синоним –здоровьесохранение) –это сохранение здоровья на заданном уровне. Под здоровьесбережением в социозащитном пространстве многие авторы также понимают процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности ребёнка, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания человеком личной ответственности.

Здоровье воспитанника приюта -деликатная и многоаспектная проблема. Обозначая ее значимость, необходимо указать на то, что здоровье воспитанника -основа эффективной работы современных социозащитных учреждений и их стратегическая проблема, и оно определяется как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие эффективность педагогического воздействия и развитие личности ребёнка.

Основные принципы технологии В. Базарного :

Во-первых, занятия в группе проводятся в режиме смены динамических поз, где это возможно менять позу детей (сидя, стоя, лёжа и т. д.).

Во-вторых, в процессе занятий для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки" или офтальмотренажеры –плакаты. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).

В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на занятиях применяется специально разработанный "Экологический букварь" (картина-панно, расположенный на одной из стен группы и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты занятия. Это даёт возможность практически "бескнижного" обучения воспитанников, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции и раннюю потерю зрения. Разумеется, компьютеры в этом возрасте абсолютно исключены.

В-четвёртых, важнейшая особенность всех занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого воспитатель использует подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле воспитателя оказаться в любой точке группы и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.

Важным условием в достижении цели является то, что все социозащитные учреждения, работающие "по - Базарному", регулярно проводят экспресс-диагностику детей и информируют родителей о состоянии их здоровья и происходящих сдвигах в тех функциональных системах организма детей, которые наиболее остро реагируют на неблагополучие в организации педагогической среды. Это, прежде всего творческое воображение, осанка, острота зрения, нервнопсихическая сфера.

Система опыта работы по внедрению здоровьесберегающей

технологии В. Ф. Базарного в социозащитном учреждении.

Мне очень хочется поделиться опытом работы по здоровьесберегающей технологииБазарного В. Ф. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в дошкольном возрасте,т. к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.

Первый год работы был очень насыщенным и трудным, т. к. приходилось пересматривать и находить самые оптимальные варианты по их рациональному применению. Не раз опускались руки, и хотелось всё бросить и работать в привычном режиме. Но когда я полюбила их вместе с детьми,

увидела реальные результаты в конце года, то у меня появилось огромное желание рассказать о тех простых, доступных, не требующих материальных затрат технологиях.

Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В. Ф. Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, и

в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках.

Я использую второй вариант, где дети как можно чаще меняют свою позу, избегают тем самым усталости и утомляемости. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, и в первом и во втором случае, если дети стоят на массажных ковриках, в носочках.

Мои дети стали артистичны, с хорошей дикцией, поставленной речью. У них нет проблем с осанкой, количество соматических заболеваний уменьшилось.

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

- поддержание физической, психической активности умственной сферы;

- имеет высокие показатели физического развития здоровья; (приложение№3)

- повышается иммунная система;

- улучшаются ростовые процессы;

- развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психоэмоциональной);

- снижается степень низкой склоняемости головы.

А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т. к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравиться ходить в носочках по своим массажным

коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.

Хоровое пение.

Обязательным и важнейшим учебным предметом Базарного является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. Музыка созидает человека, сохраняет и поддерживает его жизнь. Музыка лечит не только его душу, но и тело. Пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей - необходимым условием физического и психического здоровья человека. Я использую этот приём в основном в утренние часы перед завтраком или вечерние перед ужином.

Следующая технология – построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора. Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То снежинки прилетели с

прорезями, а в них задания, отгадки. То птицы перелётные прилетели весной, а под ними пропечатанная первая буква из её названия.

Опыт показал, что такие занятия как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомлении с окружающей природой, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т. к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. А творческий и вдумчивый воспитатель проявит искусство, изобретательность и

применит данные технологии в любых режимных моментах.

Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций. Для повышения активности детей применяем вертикализацию поз.

Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса используются сенсорнокоординаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов. Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа.

С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств я использую зрительно-координаторные тренажи,с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.

Для снятия зрительной утомляемости в непосредственной образовательной деятельности возможно использовать тренажеры, разработанные В. Ф. Базарновым :

1. Плакат-схема зрительно-двигательных траекторий. На нем с помощью специальных стрелок

указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения

физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по "восьмерке”.

2. Тренаж со зрительными метками. В различных участках класса фиксируются привлекающие внимание яркие объекты - зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки.

3. Использование в работе метки на стекле, которые позволяют тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика, способствует профилактике близорукости.

4. Большого эффекта можно достичь при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом дается задание – внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти отличия.

Очень важно создание для детей благоприятного психологического климата в коллективе.

Успешный человек счастлив. Он стремится повторить свой успех.

Этапы реализации здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного :

Подготовительный: Определение приоритетных направлений деятельности. Накопление и изучение литературы по здоровьесбережению.

Этап проектно – диагностический: Проведение диагностических исследований. Анализ полученных результатов. Апробация технологии в приюте с воспитанниками.

Этап практический: Практическая реализация проекта по направлениям. Апробация здоровьесберегающей технологии с детьми. Ежегодное отслеживание и фиксация результатов деятельности всех детей группы (инструктор по физ. воспитанию, медицинский работник, психолог). Изучение режима дня с применением здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного

Этап обобщающий: Анализ полученных результатов

Таким образом, создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в приюте, которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем - успешному обучению, становится одной из главных задач в деятельности воспитателя. Анализ работы по сохранению и укреплению психического здоровья воспитанников показал : снижение заболеваемости в адаптационный период, снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности. Преодолены трудности в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками; трудности в общении с педагогами, трудности в сфере собственного самопознания, трудности в умении принимать задачу, поставленную взрослым, действовать согласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии :

«Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха».

Список литературы:

1. Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995. -41с.

2. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка : Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2015. – 176с.

3. Базарный В. Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической

основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного

процесса. – Сергиев Посад, 1995.

4. Базарный В. Ф. Программа экспресс-диагностики динамики психосенсорного,

функционального и физического развития учащихся. – Сергиев Посад, 1995.

5. Базарный В. Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка

средствами художественно-образных, экологически «чистых» прописей. –

Сергиев Посад, 1996.

6. Базарный В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. –

Сергиев Посад, 2004.

7. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. – М: Московский психологосоциальный институт, 2004. – 240 с.

8. Борисова И. П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе : справочник руководителя образовательного учреждения. -2005.-№10.-С. 84-92.

9. Ткачева В. И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн. : НИО, 2001

Конспект занятия

по изобразительной деятельности

«Кружатся листочки»

(для детей раннего возраста)

Цель: создание образа листопада.

Задачи:

1. Учить рисовать гуашевыми красками: правильно держать кисть, смачивать

ворс, набирать краску и ставить отпечатки приемом «примакивания».

2. Продолжать знакомить с оранжевым цветом.

3. Развивать чувство цвета и ритма.

4. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в

изобразительной деятельности.

5. Вызвать сопереживание чувствам игрового персонажа, желание помочь ему.

6. Поддерживать у детей чувство удовлетворения от процесса и результата

деятельности.

Предварительная работа. Знакомство детей с оранжевым цветом. Наблюдение за

листопадом. Игры с осенними листочками.

Материалы, инструменты, оборудование. Игрушка Лиса, осеннее дерево,

корзинка, осенние листья разного цвета. Листы бумаги формат А-5 бледно-желтого

цвета с силуэтами деревьев, краски гуашевые красного, желтого и оранжевого цвета,

кисти, стаканчики с водой, салфетки матерчатые, салфетки бумажные.

Ход занятия

Воспитатель : (обращаетвнимание детей на макет осеннего дерева) Ребята,

посмотрите, какое красивоеосеннее дерево! Сколько на нем красивых листочков –

желтых, красных, оранжевых. У меня в корзинке тоже разноцветные листочки

лежат. Давайте поиграем с листочками!

Воспитатель :(читает стихотворение, дети в соответствии с текстом

выполняют движения)

Мы листочки, мы листочки,

(Дети стоят кружком с листочками в руках)

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели.

Ветер дунул –полетели.

(Дети разбегаются)

Мы летали, мы летали,

(Дети бегают, помахивая листочками)

Мы, листочки, так устали!

Перестал дуть ветерок.

Мы присели все в кружок.

(Дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой.)

На последние слова «Мы присели все в кружок» дети приседают.

Воспитатель :Ой, ребята, посмотрите, какой красивый листочек на землю

упал (показывает на игрушку Лису)

Лиса:Я не листочек осенний, я лисичка! Но по цвету я похожа на осенний

лист! А какого я цвета? Кто знает? Правильно, оранжевого! А еще говорят – рыжая.

Такого цвета бывают листочки на осенних деревьях.

Воспитатель : Как же ты, Лисонька, у нас в гостях оказалась? Ты же в лесу

живешь.

Лиса:Я от ветра-шалуна спряталась.

Воспитатель : Почему? Что случилось?

Лиса: Сидела я на полянке и смотрела, как кружатся осенние листочки.

Сначала ветер тихонько дул, и листья медленно кружились, совсем как вы, когда

танцевали. А потом так расшалился, что все листья с деревьев сорвал и зверей в

домики загнал. А я вот к вам прибежала. Что сейчас в лесу делается, я не знаю. Одна

боюсь идти.

Воспитатель :Лисичка, наши ребята не трусишки. Сильного ветра не боятся.

Ребята, давайте вместе с Лисой в ее лес заглянем. Пошли!

Дети подходят к мольбертам, где прикреплены листы с изображением

силуэтов деревьев без листвы.

Лиса:Этот лес на мой совсем не похож. В моем лесу на деревьях

разноцветные листочки красовались: желтые, красные, оранжевые. Он был яркий,

как я, а теперь совсем ненарядный и темный. Больше я никогдане увижу, как

кружатся в воздухе осенние листочки. (Плачет.)

Воспитатель :Не плачь, Лисонька. Мы с ребятами тебя в беде не оставим и

твоему горю поможем.

Поможем, ребята? У нас есть краски, по цвету похожие на осенние листочки,

и кисточки – помощницы. Мы быстро лес осенней листвой украсим, и ты снова

увидишь, как в воздухе кружатся листочки.

Воспитатель : (поэтапно напоминает детям прием «примакивания»)

На кисть я краску наберу, но капельки с нее сниму… Раз мазок, два мазок, вот

осенний вам листок! Посмотрите, ребята, у меня листочки и на дереве висят, и в

воздухе кружатся! Я хочу каждой веточке листочек подарить – и этой веточке, и

этой!

А теперь я предлагаю вам приступить к работе самостоятельно.

Дети приступают к работе и способом «примакивания» создают образ

листопада. По окончании работы воспитатель размещает работы детей на

мольбертах.

Воспитатель : Посмотри, Лисичка, как ребята постарались! Твой лес снова

стал разноцветным и нарядным.

Лиса: Спасибо вам ребята большое! В моем лесу опять стало красиво, я снова

смог увидеть, как кружатся осенние листочки!

Воспитатель : (обращается к Лисе) Ну, а нам с ребятами пора возвращаться

обратно.

Воспитатель : (читает стихотворение)

Ах, какое это чудо,

Лес осенний, золотой!

И слетают отовсюду

Листья пестрою гурьбой,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Список использованной литературы :

1. Григорьева Г. Г. «Малыш в стране акварелии»- М., «Просвещение», 2006.

2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст»-

М., «Цветной мир»,2012.

3. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических

представлений в первой младшей группе детского сада» Конспекты занятий. –М. ;

Мозаика-Синтез, 2008.

Публикации по теме:

«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете)«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете) «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических.

Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психологаИспользование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога «Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога» «Воде была.

Ароматерапия с помощью соляной лампы как вид здоровьесберегающей технологииАроматерапия с помощью соляной лампы как вид здоровьесберегающей технологии Ароматерапия обладает мистическим воздействием: она заставляет мозг и тело расшифровать ароматические послания, направленные на повышение.

Реализация здоровьесберегающей технологии по ФГОС ДО «Дорожка здоровья» в младшей группеРеализация здоровьесберегающей технологии по ФГОС ДО «Дорожка здоровья» в младшей группе Для реализации здоровьесберегательной технологии в соответствии с ФГОС ДО в младшей группе смастерила дорожку здоровья. Для ее изготовления.

Конспект НОД по математическому развитию с использованием игровой и здоровьесберегающей технологии Цель: Создать условия для применения детьми в игровой ситуации знаний математического содержания Задачи: Развивать у детей умение соотносить.

Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии кинезиологии с детьми подготовительной группыКонспект занятия по здоровьесберегающей технологии кинезиологии с детьми подготовительной группы Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии кинезиологии с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития. Разработан:.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Лаборатория педагогического поиска. Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного»Лаборатория педагогического поиска. Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного» Лаборатория педагогического поиска - мастер – класс «Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного» Цель для педагогов: Познакомить.

Отчет о кружковой работе по нетрадиционным техникам рисования с использование ИКТ технологии В своём изобразительном творчестве дети, начиная с самого раннего возраста, пытаются отобразить свои впечатления об окружающем мире. Помня.

Приключенческая игра «Безопасная вода» с применением элементов здоровьесберегающей технологии геокешингПриключенческая игра «Безопасная вода» с применением элементов здоровьесберегающей технологии геокешинг «День безопасной воды». Цель: продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на воде через приключенческую игру «Безопасная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с воспитанниками социозащитных учреждений
Опубликовано: 29 июня 2023 в 00:16
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с воспитанниками социозащитных учреждений» (включая файлы) размещена пользователем Аня (УИ 3266843) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД