Аня
Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с воспитанниками социозащитных учреждений
▼ Скачать +Заказ
Статья:«Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе воспитателя с воспитанниками социозащитных учреждений».
Автор: Маркова А. C., воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»
Публикация «Использование здоровьесберегающей технологии В, Ф, Базарного в работе с воспитанниками социозащитных учреждений» размещена в разделах
Аннотация: Статья посвящена вопросу актуальности здоровьесбережения воспитанников социозащитных учреждений, использованию технологии здоровьесбережения В. Ф. Базарного для сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса; перечисляются основные этапы работы здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного, использующиеся в работе воспитателя с детьми.
Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровье воспитанника, сохранение и укрепление здоровья, стресс, здоровый образ жизни, режим «динамических поз», хоровое пение, сенсорнокоординаторные тренажи.
Преобразования в педагогическом пространстве и обществе, произошедшие в нашей стране в последнее время, обусловили появление ряда проблем в сфере социального обслуживания. Социозащитные учреждения и педагоги, в них работающие, выполняя социальный заказ, должны обеспечивать доступность качественных соц. услуг в условиях, гарантирующих психологическую и физическую безопасность воспитанников, что предъявляет высокие требования к компетентности и профессионализму воспитателей социозащитных учреждений в вопросах здоровьесбережения воспитанников.
Вместе с тем, исследования последних лет свидетельствуют о неблагоприятном состоянии здоровья всех участников социозащитного процесса : большинство воспитанников социозащитных учреждений состоят на диспансерном учете у специалистов детской поликлиники.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочные знания, вера в свои силы…» -В. А. Сухомлинский. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья воспитанников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Под здоровьесбережением обычно понимают систему мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Существительное «здоровьесбережение» несет смысловую нагрузку слова «сбережение». В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова значится: «сберегать–это сохранить, не дать утратиться, пропасть» [4;с. 686], следовательно, здоровьесбережение (синоним –здоровьесохранение) –это сохранение здоровья на заданном уровне. Под здоровьесбережением в социозащитном пространстве многие авторы также понимают процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности ребёнка, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания человеком личной ответственности.
Здоровье воспитанника приюта -деликатная и многоаспектная проблема. Обозначая ее значимость, необходимо указать на то, что здоровье воспитанника -основа эффективной работы современных социозащитных учреждений и их стратегическая проблема, и оно определяется как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие эффективность педагогического воздействия и развитие личности ребёнка.
Основные принципы технологии В. Базарного :
Во-первых, занятия в группе проводятся в режиме смены динамических поз, где это возможно менять позу детей (сидя, стоя, лёжа и т. д.).
Во-вторых, в процессе занятий для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки" или офтальмотренажеры –плакаты. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).
В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на занятиях применяется специально разработанный "Экологический букварь" (картина-панно, расположенный на одной из стен группы и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты занятия. Это даёт возможность практически "бескнижного" обучения воспитанников, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции и раннюю потерю зрения. Разумеется, компьютеры в этом возрасте абсолютно исключены.
В-четвёртых, важнейшая особенность всех занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого воспитатель использует подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле воспитателя оказаться в любой точке группы и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.
Важным условием в достижении цели является то, что все социозащитные учреждения, работающие "по - Базарному", регулярно проводят экспресс-диагностику детей и информируют родителей о состоянии их здоровья и происходящих сдвигах в тех функциональных системах организма детей, которые наиболее остро реагируют на неблагополучие в организации педагогической среды. Это, прежде всего творческое воображение, осанка, острота зрения, нервнопсихическая сфера.
Система опыта работы по внедрению здоровьесберегающей
технологии В. Ф. Базарного в социозащитном учреждении.
Мне очень хочется поделиться опытом работы по здоровьесберегающей технологииБазарного В. Ф. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в дошкольном возрасте,т. к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.
Первый год работы был очень насыщенным и трудным, т. к. приходилось пересматривать и находить самые оптимальные варианты по их рациональному применению. Не раз опускались руки, и хотелось всё бросить и работать в привычном режиме. Но когда я полюбила их вместе с детьми,
увидела реальные результаты в конце года, то у меня появилось огромное желание рассказать о тех простых, доступных, не требующих материальных затрат технологиях.
Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В. Ф. Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, и
в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках.
Я использую второй вариант, где дети как можно чаще меняют свою позу, избегают тем самым усталости и утомляемости. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, и в первом и во втором случае, если дети стоят на массажных ковриках, в носочках.
Мои дети стали артистичны, с хорошей дикцией, поставленной речью. У них нет проблем с осанкой, количество соматических заболеваний уменьшилось.
Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:
- поддержание физической, психической активности умственной сферы;
- имеет высокие показатели физического развития здоровья; (приложение№3)
- повышается иммунная система;
- улучшаются ростовые процессы;
- развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психоэмоциональной);
- снижается степень низкой склоняемости головы.
А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т. к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравиться ходить в носочках по своим массажным
коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.
Хоровое пение.
Обязательным и важнейшим учебным предметом Базарного является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. Музыка созидает человека, сохраняет и поддерживает его жизнь. Музыка лечит не только его душу, но и тело. Пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей - необходимым условием физического и психического здоровья человека. Я использую этот приём в основном в утренние часы перед завтраком или вечерние перед ужином.
Следующая технология – построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора. Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То снежинки прилетели с
прорезями, а в них задания, отгадки. То птицы перелётные прилетели весной, а под ними пропечатанная первая буква из её названия.
Опыт показал, что такие занятия как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомлении с окружающей природой, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т. к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. А творческий и вдумчивый воспитатель проявит искусство, изобретательность и
применит данные технологии в любых режимных моментах.
Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций. Для повышения активности детей применяем вертикализацию поз.
Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса используются сенсорнокоординаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов. Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа.
С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств я использую зрительно-координаторные тренажи,с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.
Для снятия зрительной утомляемости в непосредственной образовательной деятельности возможно использовать тренажеры, разработанные В. Ф. Базарновым :
1. Плакат-схема зрительно-двигательных траекторий. На нем с помощью специальных стрелок
указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения
физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по "восьмерке”.
2. Тренаж со зрительными метками. В различных участках класса фиксируются привлекающие внимание яркие объекты - зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки.
3. Использование в работе метки на стекле, которые позволяют тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика, способствует профилактике близорукости.
4. Большого эффекта можно достичь при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом дается задание – внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти отличия.
Очень важно создание для детей благоприятного психологического климата в коллективе.
Успешный человек счастлив. Он стремится повторить свой успех.
Этапы реализации здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного :
Подготовительный: Определение приоритетных направлений деятельности. Накопление и изучение литературы по здоровьесбережению.
Этап проектно – диагностический: Проведение диагностических исследований. Анализ полученных результатов. Апробация технологии в приюте с воспитанниками.
Этап практический: Практическая реализация проекта по направлениям. Апробация здоровьесберегающей технологии с детьми. Ежегодное отслеживание и фиксация результатов деятельности всех детей группы (инструктор по физ. воспитанию, медицинский работник, психолог). Изучение режима дня с применением здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного
Этап обобщающий: Анализ полученных результатов
Таким образом, создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в приюте, которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем - успешному обучению, становится одной из главных задач в деятельности воспитателя. Анализ работы по сохранению и укреплению психического здоровья воспитанников показал : снижение заболеваемости в адаптационный период, снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности. Преодолены трудности в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками; трудности в общении с педагогами, трудности в сфере собственного самопознания, трудности в умении принимать задачу, поставленную взрослым, действовать согласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии :
«Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха».
Список литературы:
1. Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995. -41с.
2. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка : Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2015. – 176с.
3. Базарный В. Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической
основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного
процесса. – Сергиев Посад, 1995.
4. Базарный В. Ф. Программа экспресс-диагностики динамики психосенсорного,
функционального и физического развития учащихся. – Сергиев Посад, 1995.
5. Базарный В. Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка
средствами художественно-образных, экологически «чистых» прописей. –
Сергиев Посад, 1996.
6. Базарный В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. –
Сергиев Посад, 2004.
7. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. – М: Московский психологосоциальный институт, 2004. – 240 с.
8. Борисова И. П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе : справочник руководителя образовательного учреждения. -2005.-№10.-С. 84-92.
9. Ткачева В. И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн. : НИО, 2001
Конспект занятия
по изобразительной деятельности
«Кружатся листочки»
(для детей раннего возраста)
Цель: создание образа листопада.
Задачи:
1. Учить рисовать гуашевыми красками: правильно держать кисть, смачивать
ворс, набирать краску и ставить отпечатки приемом «примакивания».
2. Продолжать знакомить с оранжевым цветом.
3. Развивать чувство цвета и ритма.
4. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в
изобразительной деятельности.
5. Вызвать сопереживание чувствам игрового персонажа, желание помочь ему.
6. Поддерживать у детей чувство удовлетворения от процесса и результата
деятельности.
Предварительная работа. Знакомство детей с оранжевым цветом. Наблюдение за
листопадом. Игры с осенними листочками.
Материалы, инструменты, оборудование. Игрушка Лиса, осеннее дерево,
корзинка, осенние листья разного цвета. Листы бумаги формат А-5 бледно-желтого
цвета с силуэтами деревьев, краски гуашевые красного, желтого и оранжевого цвета,
кисти, стаканчики с водой, салфетки матерчатые, салфетки бумажные.
Ход занятия
Воспитатель : (обращаетвнимание детей на макет осеннего дерева) Ребята,
посмотрите, какое красивоеосеннее дерево! Сколько на нем красивых листочков –
желтых, красных, оранжевых. У меня в корзинке тоже разноцветные листочки
лежат. Давайте поиграем с листочками!
Воспитатель :(читает стихотворение, дети в соответствии с текстом
выполняют движения)
Мы листочки, мы листочки,
(Дети стоят кружком с листочками в руках)
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели.
Ветер дунул –полетели.
(Дети разбегаются)
Мы летали, мы летали,
(Дети бегают, помахивая листочками)
Мы, листочки, так устали!
Перестал дуть ветерок.
Мы присели все в кружок.
(Дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой.)
На последние слова «Мы присели все в кружок» дети приседают.
Воспитатель :Ой, ребята, посмотрите, какой красивый листочек на землю
упал (показывает на игрушку Лису)
Лиса:Я не листочек осенний, я лисичка! Но по цвету я похожа на осенний
лист! А какого я цвета? Кто знает? Правильно, оранжевого! А еще говорят – рыжая.
Такого цвета бывают листочки на осенних деревьях.
Воспитатель : Как же ты, Лисонька, у нас в гостях оказалась? Ты же в лесу
живешь.
Лиса:Я от ветра-шалуна спряталась.
Воспитатель : Почему? Что случилось?
Лиса: Сидела я на полянке и смотрела, как кружатся осенние листочки.
Сначала ветер тихонько дул, и листья медленно кружились, совсем как вы, когда
танцевали. А потом так расшалился, что все листья с деревьев сорвал и зверей в
домики загнал. А я вот к вам прибежала. Что сейчас в лесу делается, я не знаю. Одна
боюсь идти.
Воспитатель :Лисичка, наши ребята не трусишки. Сильного ветра не боятся.
Ребята, давайте вместе с Лисой в ее лес заглянем. Пошли!
Дети подходят к мольбертам, где прикреплены листы с изображением
силуэтов деревьев без листвы.
Лиса:Этот лес на мой совсем не похож. В моем лесу на деревьях
разноцветные листочки красовались: желтые, красные, оранжевые. Он был яркий,
как я, а теперь совсем ненарядный и темный. Больше я никогдане увижу, как
кружатся в воздухе осенние листочки. (Плачет.)
Воспитатель :Не плачь, Лисонька. Мы с ребятами тебя в беде не оставим и
твоему горю поможем.
Поможем, ребята? У нас есть краски, по цвету похожие на осенние листочки,
и кисточки – помощницы. Мы быстро лес осенней листвой украсим, и ты снова
увидишь, как в воздухе кружатся листочки.
Воспитатель : (поэтапно напоминает детям прием «примакивания»)
На кисть я краску наберу, но капельки с нее сниму… Раз мазок, два мазок, вот
осенний вам листок! Посмотрите, ребята, у меня листочки и на дереве висят, и в
воздухе кружатся! Я хочу каждой веточке листочек подарить – и этой веточке, и
этой!
А теперь я предлагаю вам приступить к работе самостоятельно.
Дети приступают к работе и способом «примакивания» создают образ
листопада. По окончании работы воспитатель размещает работы детей на
мольбертах.
Воспитатель : Посмотри, Лисичка, как ребята постарались! Твой лес снова
стал разноцветным и нарядным.
Лиса: Спасибо вам ребята большое! В моем лесу опять стало красиво, я снова
смог увидеть, как кружатся осенние листочки!
Воспитатель : (обращается к Лисе) Ну, а нам с ребятами пора возвращаться
обратно.
Воспитатель : (читает стихотворение)
Ах, какое это чудо,
Лес осенний, золотой!
И слетают отовсюду
Листья пестрою гурьбой,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Список использованной литературы :
1. Григорьева Г. Г. «Малыш в стране акварелии»- М., «Просвещение», 2006.
2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст»-
М., «Цветной мир»,2012.
3. Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических
представлений в первой младшей группе детского сада» Конспекты занятий. –М. ;
Мозаика-Синтез, 2008.