Татьяна Мостовщикова
Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)
▼ Скачать + Заказать документы
Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры, т. е. правильное отношение ребенка к природе его окружающей, к себе, к людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Публикация «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Цель этих проектов - получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с ее объектами. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников. Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:
Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.
Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
При работе над проектом следует соблюдать алгоритм организации проектной деятельности:
1. Определение темы, актуальной и интересной для всех участников проекта.
2. Мотивация деятельности и разработка плана действий. Это создание проблемной ситуации, вызывающий у детей интерес, осознание сути проблемы и составление плана действий.
3. Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе идет сбор и накопление материалов.
Участие в проектах помогает детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправными участниками образовательного процесса. У ребят появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе.
Методику работы с детьми в рамках экологического проекта мы разрабатываем на основе интегрированного подхода. В ходе работы над проектом с детьми ведем наблюдения, экспериментируем, рисуем, лепим, играем, знакомимся с литературными произведениями, сочиняем свои сказки и рассказы, на музыкальных занятиях слушаем музыку. Проектная деятельность в нашем детском саду, и в нашей группе «Солнышко» стала частью учебного процесса. Были успешно реализованы такие проекты как: «Поможем пернатым друзьям», «В гостях у Осени», «Путешествие семечки», «Огород на подоконнике».
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Для решения любого проекта требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта:
-детская самостоятельность (при поддержке взрослого);
-сотворчество детей и взрослых;
-развитие коммуникативных способностей;
-познавательных и творческих навыков;
-применение полученных знаний в разных видах деятельности.
Классификация проектов может быть самой разнообразной. Они делятся:
-по составу участников (большие - макропроекты, малые - минипроекты, индивидуальные);
-по целевой установке (познавательные, развлекательные, игровые, творческие, общественно-полезные);
-по тематике;
-по срокам реализации (долгосрочные, краткосрочные).
Проект состоит из нескольких этапов.
На первом этапе определяется тема, вид проекта, ставятся цели и задачи.
Второй этап - предварительная работа. Она включает в себя:
-беседы;
-наблюдения;
-экскурсии;
-чтение художественной литературы.
Третий этап - практическая часть:
-эксперименты;
-художественно-продуктивная часть;
-игры (подвижные, дидактические);
-создание коллекций макетов, оформление альбомов.
Четвертый этап-работа с родителями, которая предполагает:
-совместные экскурсии в природу;
-участие в праздниках, развлечениях;
-помощь в оформлении различных коллекций, создание альбомов;
-участие в конкурсах, выставках;
-помощь в сборе природного материала;
-изготовление поделок из природного и бросового материала.
Главная задача родителей - поддерживать интерес детей к природе, поощрять их экологически грамотные поступки.
Заключительный этап-результат проектной деятельности -это:
-выставки, конкурсы;
-презентация альбомов, макетов;
-развлечения, праздники, спектакли.
Необходимо помнить, что приступая к работе по любому проекту, важно заинтересовать ребенка проблемой. От этого во многом зависит успех проектного метода. Игра, ведущий вид деятельности дошкольника. Увлекая его естественнонаучными знаниями о природе, мы используем разнообразные игровые обучающие ситуации, подвижные игры, настольные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры. Включение элементов сюжетно-ролевых игр в процессе формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают новый материал.
Технология проектирования становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь этот опыт развивает в нем уверенность в себе, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляя тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту, и обязательно привлекать к работе родителей. Работа по проектам в полном объеме не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь, и вместе с детьми увлекаются.