МААМ-картинки

Использование игровых технологий в коррекционной работе

Надия Ахмедьянова
Использование игровых технологий в коррекционной работе
▼ Скачать + Заказать документы

Ахмедьянова Надия Масхудовна

учитель-логопед

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОФИЛАКТИКУ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Игра-это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Одной из ведущих линий модернизации образования являются достижения нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий.

Публикация «Использование игровых технологий в коррекционной работе» размещена в разделах

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребёнка.

Цель деятельности - обеспечение коррекционно-логопедической работы, направленной на устранение речевых патологий, разработка системы игр и упражнений для профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Актуальностью проблемы является раннее выявление и профилактика нарушений в развитии речи, совершенствование методов и приемов, направленных на устранение речевых нарушений.

Проблема целесообразного и адекватного использования игровых технологий на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Для детей — дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет на их игровую деятельность, порождает у них и особенности поведения в игре.

В работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, основными задачами являются:

• Широко использовать игры в коррекционной работе, как средство физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

• Увеличивать потребности ребенка в общении, стимулировать, накапливать и развивать у него речевые умения и навыки с помощью игры.

• При проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

• Организуя логопедическое занятие, учитывать, что оно должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка, быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

Для реализации этих задач необходимо использовать развивающую среду, технические средства и дидактические игры, с помощью которых возможно добиться эффективных результатов в развитии речи детей.

Игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому приоритетным направлением работы с дошкольниками с речевыми нарушениями является игровой метод обучения, поддерживающий постоянный интерес к знаниям и стимулирующий познавательную активность детей.

При построении логопедических занятий в виде игр, при широком применении дидактического материала имеется возможность максимально предусмотреть интересы и желания ребёнка, включить максимум рецепторов восприятия в процесс устранения речевого недостатка, что облегчает ребенку осознание и освоение логопедического материала.

При построении логопедической работы в виде игры сравнительно легче можно добиться от детей усвоения материала. В игре процесс усвоения материала требует от ребёнка большой активности не только прослушивания материала, но и практического применения полученных знаний и умений.

Игра - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить, усвоили ли дети знания обстоятельно или поверхностно и умеют ли они их применять, когда это нужно.

Игра, несомненно, является незаменимым средством преодоления различных речевых нарушений.

Индивидуальная дидактическая игра, создаёт благоприятные условия для непосредственного контакта между педагогом и ребёнком, помогает глубже выяснить причины речевого недоразвития, способствует более активному упражнению в учебном материале.

При планировании игровых занятий необходимо учитывать основные дидактические принципы. Основными из них являются следующие:

1. Принцип системности.

2. Принцип повторности.

3. Принцип наглядности.

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Поэтому необходимо соблюдать и коррекционно-развивающие принципы, такие как:

1. Принцип динамичности восприятия;

2. Принцип развития высших психических функций;

3. Принцип мотивации.

При организации речевых дидактических игр необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

• игры не должны быть длительными по времени;

• они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель – помочь ему в этом;

• игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;

• игра может быть частью логопедического занятия, может проводиться как начало или как завершение занятия;

• в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;

• в игре следует развивать у детей навыки контроля над чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;

• в процессе игры руководитель принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры).

Использование дидактических игр по развитию речи включает в себя 3 этапа:

1 этап – подготовительный.

Цель работы данного этапа заключается в формировании и развитии фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.

Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, а также во время занятий, построенных в игровой форме.

Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т. к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

2 этап - развивающий.

Цель этого этапа: повысить речевую активность и произвольность внимания, т. е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок.

3 этап – закрепляющий.

Третий этап работы состоит непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогают закрепить полученные знания и навыки детей.

Таким образом, вариативность использования в логопедической практике разнообразных игровых методов и приемов коррекции речи, позволяет сокращать сроки коррекционной работы, повышает качество работы, способствует налаживанию преемственности в работе всех субъектов, заинтересованных в коррекции речи детей.

Продуманное сочетание инновационных образовательных и игровых технологий, форм и методов обучения, применение их в коррекционной работе с дошкольниками, страдающими различными нарушениями речи, позволяет добиваться следующих результатов:

- активизировать у детей интерес к изучаемому материалу, улучшать их эмоциональный настрой и психологическую готовность к усвоению новых знаний, умений и навыков;

- логопедическая коррекция становиться более эффективной при использовании игровых методов с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек, схем, панно, картинок и т. д.

- использование речевых игр на логопедических занятиях позволяет достичь формирования определенных навыков и умения учиться, развития необходимых способностей и психических функций, запоминания речевого материала.

Таким образом, игра, несомненно, является незаменимым средством преодоления различных речевых нарушений и используется для решения всех задач речевого развития.

Список литературы:

1. Афонькина Ю. А., Кочугова Н. А. «Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ»- М. : Аркти, 2012.

2. Васильева С. В., Соколова Н. //Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М. : «Школьная пресса», 2001.

3. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.

4. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.

5. Каше Г. А., Филичева Т. Б. «Дети с фонетико – фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение: Учебно - методическое пособие для логопедов и воспитателей» - М. : Гном – Пресс, 1999. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).

6. Козырева Л. М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.

7. Крупенчук О. И. // Научите меня говорить правильно. – С. -Пб. : Литера, 2001.

8. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М. : «Аквариум», 1996.

9. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми, М. : Владос, 1994.

10. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Программно-методические рекомендации» - М., 2009.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. учитель-логопед Лощилина Е. Б. Понятие «игровые.

Использование игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста Одна из важнейших задач воспитания ребенка – это формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда.

Использование лего-технологий в коррекционной работе с детьми ОНР «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже Аннотация к статье: Статья направлена.

Использование современных игровых технологий в ДОУ Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических,.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Отчет по самообразованию «Использование игровых технологий в развивающе — коррекционной работе с детьми с ОВЗ» Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: 1. Повышение.

Использование игровых технологий в работе с учащимися, имеющими нарушения развития в рамках внедрения ФГОС ОВЗ Использование игровых технологий в работе с учащимися, имеющими нарушения развития в рамках внедрения ФГОС ОВЗ Аннотация В статье раскрывается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых технологий в коррекционной работе
Опубликовано: 19 октября 2019 в 07:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых технологий в коррекционной работе» (включая файлы) размещена пользователем Надия Ахмедьянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД