Получи документы

Использование игротерапии в работе с детьми с ранним детским аутизмом

Татьяна Адурян
Использование игротерапии в работе с детьми с ранним детским аутизмом
▼ Скачать + Заказать документы

Использование игротерапии в работе с детьми с ранним детским аутизмом

Using play therapy in working with children with infantile autism

В статье рассматривается использование метода игротерапии при работе с детьми с ранним детским аутизмом. Суть метода заключается в психотерапевтическом воздействии на детей и взрослых с использованием игры.

Публикация «Использование игротерапии в работе с детьми с ранним детским аутизмом» размещена в разделах

The article discusses the use of the play therapy when working with children with infantile autism. The method consists in the psychotherapeutic effects on children and adults using the game.

В настоящее время большинство учёных полагают, что причиной раннего детского аутизма является особая патология, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Известно так же, что у аутичных детей нередко проявляются и нарушения биохимического обмена. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врожденными обменными нарушениями, последствием нейроинфекции, рано начавшегося шизофренического процесса. Аутизм может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например врожденной краснухи или туберозного склероза. Американский исследователь Э. Орниц выявил более 30 различных патогенных факторов, которые способны привести к формированию аутизма. Таким образом, специалисты указывают на полиэтиологию (множественность причин возникновения) синдрома раннего детского аутизма и его полинозологию (проявление в рамках разных патологий) [3].

К наиболее яркими внешним проявлениям синдрома детского аутизма можно отнести следующие особенности: предельное одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации, трудности установления глазного контакта; стереотипность в поведении, стремление сохранить постоянные, привычные условия жизни; раннее проявление указанных расстройств (до 2, 5 – 3 лет) [4].

Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с ранним детским аутизмом в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта. Эти особенности необходимо учитывать в процессе психологической и коррекционно - педагогической помощи детям с аутизмом как одних из важнейших звеньев системы их реабилитации.

В узком смысле психологическая помощь является одним из способов психологического воздействия, направленного на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений. Коррекционно-педагогическая помощь представляет собой систему педагогических воздействий, направленную на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств и недостатков поведения аномальных детей, создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции в социум [1;2].

Правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей детей и подростков с проблемами в развитии оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития. Самым важным в коррекционно - педагогической и психологической помощи детям с аутизмом является установление эмоционального контакта. Наиболее эмоционально насыщенной формой контакта специалиста с ребёнком является метод игротерапии [2;3].

В терапевтической процедуре игра была использована впервые 3. Фрейдом (1913). Этот опыт вошел в историю психоанализа под названием «случай маленького Ганса». Терапевтическая задача заключалась в выявлении через цепь ассоциаций «истинного» источника символической игры и в доведении его до сознания ребенка. Спустя два десятилетия последовательница Фрейда М. Клейн опубликовала книгу «Психоанализ детей» (1932, в которой описывала опыт детской психоаналитической терапии, где игра становится центральным, основным методом. Она пришла к выводу, что все игровое поведение детей представляет собой символизацию неосознаваемых желаний, страхов, предчувствий и удовольствий. В процессе же игры терапевт вступает с ребенком в специфические отношения, действуя как пассивная фигура, которой ребенок передает ряд ролей, соответствующих его реальным отношениям к другим людям или его чувствам к ним. Таким образом, в игре терапевт как бы в фокусе конфликтов ребенка, и его задача заключается в доведении этих конфликтов до сознания путем интерпретации ему же его собственной игры. Клайн так же настаивала на том, что отдельные символические моменты игры нельзя интерпретировать в отрыве от всего контекста игрового поведения ребенка. В работе терапевта подчеркивался обучающий аспект. Он должен активно вызывать и поддерживать у ребенка чувства доверия, любви, привязанности. А. Фрейд также настаивала на привлечении родителей к терапевтической процедуре и на необходимости разъяснения им фактов неправильного поведения по отношению к детям. Исследования М. Клейн и А. Фрейда положили начало терапевтической технике, известной теперь под названием «терапия игрой» или «детская психотерапия», если используется только игровые методы.

Современные приемы, игровой терапии широко варьируют, например: 1) по степени, в которой терапевт считает необходимым быть активным (директивная и недирективная игротерапия); 2) по степени, в которую родители включаются в процессе терапии (выделена специальная семейная терапия); 3) по количеству участников (групповая и индивидуальная терапия); 4) по количеству и составу игровых предметов и другого оборудования (игра в куклы, использование игрушек-полуфабрикатов, применение песка или глины, использование мозаики или рисования пальцами); 5) по частоте игровых сеансов.

Методические приемы недирективной игровой терапии были разработаны одной из самых популярных исследовательниц этого направления В. Акслайн (1947). По мысли Акслайн, в этом виде игротерапии главным является предоставление ребенку полной самостоятельности в игре, в ходе которой он сам преодолевает свои трудности, изживает конфликты. Задача терапевта сводится к созданию теплых, дружеских отношений с ребенком. Этому способствуют сформулированные Акслайн принципы, по которым строится поведение терапевта в ходе недирективной игровой терапии : 1) принципы принятия ребенка (доведение до сознания ребенка, что терапевт полностью принимает его таким, каков он есть); 2) установление дозволенности (ребенок выбирает свой путь сам, а терапевт терпеливо следует за ним); 3) отказ от форсирования терапии (закон «готовности» ребенок тогда выражает свои чувства, когда он созрел для этого); принцип отражения чувств (терапевт должен пользоваться в игре теми же символами, которые использует сам ребенок)

По мнению терапевтов, применяющих недирективный метод игровой терапии, эта техника наиболее показана тем детям, аутистические реакции которых уже прочно устоялись. Этот подход оказывает положительное воздействие на детей, которые проявляют тормозимость, подавленность, чрезмерную или крайнюю враждебность, сверхагрессивность, принося наибольшую пользу по сравнению с другими методами лечения.

Существенно отличается тактика терапевта в директивной игровой терапии. Основная характеристика директивного метода состоит в создании определенной стратегии терапии, в постановке конкретных задач при работе с ребенком. Эти задачи формулируются на основании наблюдений за спонтанной игрой ребенка, анализа истории болезни, бесед с родителями. В результате терапевт имеет дело с конкретными симптомами, специфическими затруднениями и конфликтами пациента в ходе приспособления к окружающей жизни. В директивной игротерапии широко используются советы, обсуждения, разъяснения. Терапевт помогает ребенку правильнее понять и разрешить возникающие конфликты. Примером директивного подхода к игровой терапии служат так называемые «контролируемые техники», использующие стандартные игровые ситуации.

Помимо терапевта в игротерапии важное значение приобретает тот игровой материал, который предлагается ребенку, и вся окружающая его в ходе терапевтических сеансов обстановка. Игровая комната должна быть просторной, светлой и уютной, чтобы ребенок мог свободно двигаться, ползать, сидеть. Очень важным условием считается постоянство обстановки в комнате, внесение новых игрушек должно быть всегда обдуманным и оправданным нуждами терапии. Особе значение в игротерапии приобретают структурированные игрушки. Принадлежностью игровой комнаты обязательно является набор игрушек под названием «картина мира», предложенный для диагностики и терапии М. Ловенфельдом. В него входят миниатюрные фигурки людей, животных, домов, деревьев, мостов, рек, заборов и т. д. Широко используется в терапевтических процедурах игра в куклы. Куклы могут быть выполнены из самого разнообразного материала, размеры их также не ограничиваются. Обычно используются реалистически одетые куклы, которым можно придавать различные положения. Ребенку предлагается стандартная кукольная семья, состоящая из папы, мамы, дочки, сына и маленького ребенка. Этот набор может быть сокращен или увеличен.

Оценивая терапевтическое значение игровых сеансов, Д. Б. Эльконин пишет: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии приводит в конце концов к терапевтическому эффекту».

Однако Терапевтическое значение игры нельзя ограничить лишь созданием условий для свободного и неподавляемого проецирования чувств ребенка. Игра оказывает значительно более важное воздействие на все детское развитие, являясь ведущей деятельностью, создавая «зону ближайшего развития». Однако «вести за собой развитие» может лишь полноценная деятельность, в тех же случаях, когда игра патологически искажает, она может фиксировать уже сложившиеся патологические черты развития и приводит к дальнейшему формированию патологических новообразований. Следовательно, коррекционная работа должна, прежде всего, основываться на изучении уже сложившихся форм игровой деятельности и ее нарушений [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Коррекция в воспитательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.libsid.ru/pedagogicheskaya-diagnostika-i-korrektsiya-v-vospitate/korrektsiya-v-vospitatelnom-protsesse/vse-stranitsi, свободный. – Загл. с экрана.

2. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб. : Речь. — 288 с., 2007

3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок : пути помощи. - М. : Теревинф, 2000. - 336 с.

4. Теория и практика психолого – педагогического сопровождения детей и подростков с ранним детским аутизмом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://regvest.narod.ru/val-gadj.htm /, свободный. – Загл. с экрана.

5. Шпицина Л. М. Детский аутизм : Хрестоматия / СПб. : Дидактика плюс, 2001. - 368 с.

Публикации по теме:

Использование мнемотехники в работе с детьми Реферат на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми» выполнила: Эврюкова Татьяна Лаврентьевна воспитатель Использование.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников состоит в том, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих.

Открытое занятие «Использование песочной игротерапии в коррекционной работе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41» Предгорного муниципального района Ставропольского края.

Использование песочной игротерапии, игр-экспериментов с для снятия психоэмоционального напряжения Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит.

Конспект занятия «Использование песочной игротерапии в коррекционной работе» Использование песочной игротерапии в коррекционной работе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41».

Примерные игровые занятия с детьми с аутизмом ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. «Рукавички для зайчика» (проводится с группой детей) Педагог читает стихотворение: Зайка – трусишка По лесу бежал,.

Рабочая тетрадь для детей с ранним детским аутизмомРабочая тетрадь для детей с ранним детским аутизмом еловек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это.

Рабочая тетрадь для детей с ранним детским аутизмомРабочая тетрадь для детей с ранним детским аутизмом Ч ловек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это.

Рабочая тетрадь для детей с ранним детским аутизмом (фрагмент)Рабочая тетрадь для детей с ранним детским аутизмом (фрагмент) Я в 2014 году разработала рабочую тетрадь под названием «Рабочая тетрадь по внеклассной работе для детей с ранним детским аутизмом.

Использование зрительной гимнастики в работе с детьми Презентация была подготовлена к круглому столу "Здоровьесберегающие технологии на занятиях для детей с ОВЗ" 1 слайд 2-3 слайд Зрение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игротерапии в работе с детьми с ранним детским аутизмом
Опубликовано: 2 июля 2017 в 19:09
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игротерапии в работе с детьми с ранним детским аутизмом» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Адурян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД