Мазурова Кира
Инновационные технологии в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В современной системе образования происходит активное внедрение инновационных технологий, позволяющих улучшить качество учебно-воспитательного процесса и подготовить учащихся к жизни в информационном обществе. «Согласно новым требованиям ФГОС, инновационные технологии призваны улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний» [Султанова, 147]. Использование инновационных технологий является одним из ключевых и приоритетных условий модернизации воспитательно-образовательного процесса и предполагает наличие у педагогов как первого звена непрерывного образования новых профессиональных компетенций.
Публикация «Инновационные технологии в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Систему дошкольного образования также не обошел процесс модернизации: происходит обновление научной, методической и материальной базы обучения и воспитания.
Среди огромного количества образовательных технологий, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях, можно особо выделить следующие:
- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- личностно-ориентированные технологии;
- технологии исследовательской деятельности.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из приоритетов современного образования. Под ИКТ понимаются различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Занятия с использованием современных информационных технологий (интернет, компьютер, видеокамера, интерактивная доска, планшет, ноутбук, программы для редактирования изображений и видео, проектор, презентации, медиатеки и др.) позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
«Информатизация образовательного процесса значительно расширяет дидактические возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста» [Усеинова, 157]. В сравнении с привычными формами обучения дошкольников такая форма подачи информации обладает рядом преимуществ: дает возможность захватить внимание ребенка; представляет собой новый тип информаций, понятный дошкольникам; развивает познавательную активность ребенка; позволяет индивидуализировать обучение; позволяет ребенку самостоятельно контролировать скорость процесса и количество решаемых задач; позволяет смоделировать интересные ситуации, недоступные в реалиях ребенка; позволяет привлечь пассивных детей к активной деятельности; позволяет сделать процесс обучения более наглядным благодаря визуализации материала (воспроизведение звуков природы, вращение планет вокруг Солнца, движение волн); дает дополнительные возможности работы с детьми с ограниченными возможностями.
Итак, благодаря применению средств мультимедиа в дошкольном образовании появляется возможность интеллектуального развития ребенка в игровой форме, а также усиления творческой составляющей процесса обучения. Однако не следует забывать, что использование ИКТ в учебно-воспитательных целях в дошкольных образовательных учреждениях требует тщательной организации не только самих занятий, но и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Продолжая тему соблюдения Санитарных правил, нельзя не упомянуть здоровьесберегающие технологии. Под этим термином понимается система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, а также формирование у него необходимых навыков здорового образа жизни.
На данный момент выделяют 3 вида здоровьесберегающих образовательных технологий :
1) Технологии сохранения и стимулирования здоровья (например, стретчинг, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, подвижные и спортивные игры, релаксация, динамическая гимнастика, ортопедическая гимнастика, динамические паузы и др.).
2) Технологии обучения здоровому образу жизни (например, регулярные физкультурные занятия, игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж и др.).
3) Коррекционные технологии (например, фонетическая ритмика, сказкотерапия, музыкатерапия, цветотерапия, арт-терапия и др.) [Волошина, 115-116].
Таким образом, здоровьесберегающие технологии позволяют снимать нервно-психические перегрузки, предупреждать зрительные нарушения, развивать и синхронизировать чувства общей и зрительной координации, развивать зрительно-моторные реакции, восстанавливать эмоционально-энергетический тонус ребенка. Кроме того, здоровьесберегающие технологии позволяют эффективно предупреждать такие распространенные нарушения в развитии организма, как плоскостопие, сколиоз и т. д. Они положительно сказываются на развитии внимания и быстроты реакции, способствуют развитию познавательного интереса, повышают физическую активность ребенка, предупреждают их утомляемость.
Далее рассмотрим технологии проектной деятельности. Основной особенностью данной технологии является самостоятельная деятельность ребенка, в процессе которой он познаёт окружающий мир и реализует полученные знания и навыки. Идея данной технологии заключается в такой организации образовательного процесса, при которой дошкольник приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения разнообразных практических проектов. Проект как форма совместной развивающей деятельности позволяет организовать воспитательно-образовательный процесс творчески и продуктивно. В результате, ребенок самостоятельно ищет решение поставленной задачи и тем самым развивает творческие способности и коммуникативные навыки.
Проектная деятельность рассматривается в качестве инновативной, поскольку в ее основе лежит принцип направленной познавательной деятельности ребенка на достигаемый результат.
Отличительной чертой проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ является невозможность для дошкольника самостоятельно выявить и озвучить проблему, поставить перед собой четкую исследовательскую цель. Поэтому проектная деятельности в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется посредством сотрудничества между дошкольниками, педагогами и родителями. При этом родители получают возможность принять непосредственное участие в образовательном процессе ребенка («влиться» в этот процесс, испытать чувство сопричастности) и, тем самым, обогатить свой педагогический опыт.
Под личностно-ориентированными технологиями понимается антропоцентрическая система воспитания, в центр которой ставится личность ребенка. Личностно-ориентированная воспитательная система ориентируется, в первую очередь, на основы гуманистической педагогики, в контексте которой основными принципами воспитания объявляются глубокое уважение к личности, ее изначальная самоценность, учет индивидуальных физиологических и психологических особенностей, отношение к воспитуемому как к полноправному участнику образовательного процесса.
Личность ребёнка в контексте данной технологии рассматривается не только в качестве субъекта воспитания, но и в качестве цели образовательного процесса. Своей целью они имеют разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
Среди личностно-ориентированных технологий можно выделить гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
Технологии сотрудничества ставят во главу угла равенство и партнерство в отношениях воспитателя и ребенка. Педагог и ребенок совместно намечают цели и стремятся к их достижению их совместными усилиями, пребывая в непрерывном состоянии сотрудничества.
Технологии свободного воспитания предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности. Осуществление выбора позволяет ребенку наилучшим образом реализоваться в качестве субъекта, поскольку в основе его деятельности оказывается внутреннее побуждение, а не внешнее воздействие.
Говоря о технологиях исследовательской деятельности, необходимо помнить, что дети являются исследователями по своей природе. Исследовательская активность является естественным состоянием любого ребенка, поскольку он нацелен на изучение окружающей действительности. Объектами исследования при этом становятся все доступные предметы и явления, начиная от самых простых мелочей, заканчивая достаточно глобальными явлениями (природными, общественными). Исследовательская деятельность является для ребенка основным источником получения информации о мире и способом формирования картины мира.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Например, эксперимент используется в обучении для ознакомления детей со свойствами, не лежащими на поверхности изучаемого объекта. Новое знание вводится не в готовом виде, а путем самостоятельного «открытия». Организации экспериментальной деятельности помогает приобщить детей к самостоятельной исследовательской деятельности. В процессе экспериментальной деятельности дошкольники приобретают социальный опыт за пределами ДОУ, учатся адаптироваться к реалиям современной жизни.
Основными методами и приемами организации исследовательской деятельности являются беседы, наблюдения, моделирование, фиксация результатов (наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности, использование художественного слова, дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации, трудовые поручения, действия.
Главным достоинством технологий исследовательской деятельности можно назвать приобретение реальным представлений о различных характеристиках изучаемого объекта, о его взаимодействии с другими объектами и с окружающей средой.
Подводя итог, можно сделать вывод, что все вышеизложенные технологии, в первую очередь, направлены на повышение качества образования. Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать те инновационные педагогические технологии, которые будут наилучших образом соответствовать поставленной цели развития личности. Кроме того, в целях оптимального использования новых технологий педагогами необходимо развивать собственные компетенции.
Также следует учитывать, что к педагогическим технологиям, применяемым в образовательном процессе детей дошкольного возраста, предъявляется несколько строгих требований. К ним относятся:
Концептуальность: воспитательный процесс основывается на какой-либо научной концепции.
Системность: технологиям необходимо обладать всеми признаками, характерными для системы. То есть они должны быть целостными, логичными, а составляющие их элементы – взаимосвязанными.
Управляемость: у педагогического коллектива должна быть возможность планирования процесса обучения, с последующей возможностью корректировки.
Воспроизводимость: технология должна быть одинаково эффективна вне зависимости от личности педагога, применяющего ее на практике.
«Современные педагогические технологии в обязательном порядке должны соответствовать всем вышеперечисленным пунктам» [Микляева, 25].
Инновационные технологии в образовании, применяемые в ДОУ, к примеру, проектный метод, обучение в сотрудничестве, интерактивное обучение, использование ИКТ способствуют реализации личностно-ориентированного подхода к дошкольникам, обеспечивают внедрение индивидуального подхода и помогают дифференцировать педагогический процесс на основе способностей и уровня развития ребенка. На сегодняшний день основное внимание уделяется именно личности ребенка, его неповторимому внутреннему миру. Поэтому основной целью современного педагога является выбор тех методов и форм организации воспитательно-образовательного процесса, которые будут оптимально соответствовать задаче развития гармоничной личности.
Список использованной литературы
1. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства // Дошкольное воспитание. -2004.-N-С. 114-117.
2. Микляева, Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ : технология составления, концепция / Н. В. Микляева. – М., 2007.
3. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
4. Султанова Э. Н. Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 146-148.
5. Усеинова Э. В. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 156-158.