Ольга Губанова
Консультация «Игровой стретчинг в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровой стретчинг в детском саду».
Основными составляющими здоровья детей дошкольного возраста являются: рациональное питание, закаливание и физические упражнения. Регулярные занятия физкультурой в детском саду способствуют укреплению здоровья детей. Для развития гибкости детей я провожу упражнения стретчинга : включаю их в традиционные занятия как элементы, направленные на расслабление или напряжение мышц, а также провожу отдельным занятием.
Публикация «Консультация „Игровой стретчинг в детском саду“» размещена в разделах
Стретчинг – растяжка, иначе называемая гимнастикой поз, включает в себя комплекс упражнений для растягивания определённых групп мышц, сухожилий и связок. Именно благодаря стретчинг-упражнениям мышцы у детей становятся гибче и эластичнее, подвижность суставов увеличивается, дети менее подвержены травмам и увеличивается их работоспособность на занятиях. А также упражнения стретчингом в форме игр повышает интерес у детей к занятиям физической культурой, способствуют не только благоприятному физическому, но и психоэмоциональному состоянию: повышают самооценку, улучшают настроение и обеспечивают чувством спокойствия и умиротворения.
Ещё индийские йоги считали, что пока позвоночник человека гибок – он молод, а когда гибкость исчезает – человек стареет. Регулярные упражнения стретчингом позволяют иметь хорошую гибкость и красивую осанку, предупреждают появление болей в спине.
Так как в детском саду игра является ведущим видом деятельности дошкольников, то и занятия стретчинга проводятся мной в форме игр-сказок, путешествий. Для решения оздоровительных и образовательных задач упражнения игрового стретчинга детьми выполняются имитационно, с использованием художественного слова, музыкального сопровождения. Образно-подражательные движения развивают у детей физические способности: быстроту реакции, умение ориентироваться в движении и в пространстве, а также психические процессы: творческое мышление, внимание, воображение, память. Все упражнения в стретчинге в чередовании направлены на напряжение и расслабление всех мышц. Постепенно, разучивая комплексы упражнений, дети, впоследствии, могут сами разыграть сказку или придумать свои сказки с использованием знакомых движений, что ещё раз указывает на развитие творчества у детей.
Большую роль играет выбранное мной музыкальное оформление при выполнении упражнений. Она способствует возникновению у детей чувства сплочённости, применяя музыку на занятиях дети выражают её через движения. Музыка настраивает детей на определённый темп работы, повышает работоспособность, позволяет снять нервное напряжение, способствует активизации процессов возбуждения или же, наоборот, успокаивает ребёнка, в зависимости от того, какие задачи перед ним поставлены на занятии.
Основные правила игрового стретчинга, которые нужно соблюдать:
Производить разогрев всех мышц перед выполнением упражнений;
Выполнять упражнения плавно и медленно;
Расслаблять мышцы;
Уметь держать правильную осанку;
Избегать появления травм на занятиях;
Дыхание должно быть спокойным, ровным;
Растягивать мышцы необходимо регулярно.
Занятие стретчинг-гимнастикой, также как и традиционное занятие, состоит из трёх частей. Первая часть (вводная, в ней организм детей подготавливается к выполнению последующих, более сложных упражнений. Здесь использую танцевальные и ритмические упражнения, упражнения на внимание, а также на развитие координации движений.
Вторая часть занятия - основная, в ней мы с детьми разучиваем новые и выполняем знакомые упражнения стретчинга. Основную часть обязательно начинаем из положения стоя, с растяжки позвоночника, а все последующие упражнения проводятся из положений сидя и лёжа. В каждое занятие, в зависимости от возраста детей, я включаю определённое количество упражнений на каждую группу мышц при повторе 4-6 раз. В заключении основной части я провожу подвижную игру с учётом интересов детей, сложности и активности игры.
В заключительной, третьей части занятия провожу дыхательную, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, упражнения на релаксацию.
Результатом работы по игровому стретчингу стали занятия по сказкам, в старшем дошкольном возрасте: «Золушка», «Дюймовочка», «Русалочка», «Ленивая девочка», «Бывший друг», в младшем и среднем возрасте: «Просто так», «Новый домик», «Мы за солнышком идём».
Вследствие занятий стретчинг-гимнастикой у детей исчезают комплексы переживаний, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять, возникает, как определил И. П. Павлов, «мышечная радость», сознанию которой помогают вводимые в занятия элементы ритмики, игровых и современных танцев, позволяющих обучать детей культуре движения, раскованному владению своим телом, пластике жеста.
Помимо общего оздоровительного эффекта, умения управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создаёт чувство внутренней свободы.
Список используемой литературы:
1. Е. В. Сулим. Занятия по физической культуре в детском саду : Игровой стретчинг. М., ТЦ Сфера, 2012.
2. О. Н. Рыбкина, Л. Д. Морозова. Фитнес в детском саду М., АРКТИ, 2012.
3. Н. А. Мелехина, Л. А. Колмыкова. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. СПб «Издательство «Детство-Пресс», 2012.
4. А. А. Нечитайлова, Н. С. Полунина, М. А. Архипова. Фитнес для дошкольников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017.
5. В. Н. Шебеко. Вариатывные физкультурные занятия в детском саду. – М, 2003.
6. Л. В. Гаврючина. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М, 2010.