Марта Кун
Статья «Хорошо рядом с мамой» для участия во Всероссийской научно-практической конференции в ОмГПУ «Детство, открытое миру»
▼ Скачать + Заказать документы
]Хорошо рядом с мамой
«Самое святое и прекрасное в жизни человека - это мать»,
В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство – уникальный период в нравственном развитии личности. Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нём. Уже в дошкольном возрасте на основе знакомства с нормами и правилами поведения дети способны воспринимать и осознавать разнообразие моральных понятий. В последнее время прослеживается тенденция: дети впервые годы жизни не имеют опыта сопереживания, заботы о самых близких людях. Недаром народная мудрость гласит: «Сердце матери – в детях, а сердце ребенка – в игрушках и камешках».
Темочки:
В современном обществе остро стоит вопрос о нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, поэтому работа по воспитанию любви к матери проводится с детьми всех возрастных групп, но особое место уделяется младшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте у детей формируются нравственные основы личности. Младший дошкольный возраст связан со становлением зачатков в мотивационной сферы, общении с взрослыми и сверстниками. Это возраст развития у детей чувств, своего отношения к людям, и в первую очередь к матери. В своей работе педагоги детского сада попытались определить средства и методы, помогающие в воспитании нравственно здорового ребенка - ребенка не только любящего своих родителей, и в первую очередь маму, но и умеющего любить действенно: проявить заботу, поддержать добрыми словами, сочувствием, конкретными делами. Работа по данной проблеме велась по следующим направлениям:
- с воспитателями,
- с детьми,
- с родителями.
Педагоги разработали анкету для родителей, результаты анкетирования помогли грамотно выстроить необходимую работу с детьми и родителями. Воспитатели осуществили подборку пословиц о маме. Педагогами была организована работа по приобщению детей к жизни своих мам, беседы- обсуждения бытовых ситуаций на тему: «Почему мама грустит?», «Чем я порадовал маму?», «Как сказать о том, что я натворил?», «Я поступаю хорошо».
Также педагоги провели беседы с мамами воспитанников, которые старались вовлекать детей в посильные трудовые поручения: убрать игрушки, протереть пыль. Таким образом, идет воспитание желания помогать маме дома, уважать ее труд.
Предлагались дидактические игры: «Найди ошибку», «Живая радуга», «Угадай слово». Цель данных мероприятий: получение знаний о мамах, формирование представления о том, что мама выполняет множество социальных ролей: дома – она любящая мать, на работе – умелая труженица, в свободное время – спортсменка.
Одним из средств воспитания любви и уважения к матери является художественное слово: сказки, рассказы, стихи. По мнению педагогов и психологов все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Обращаясь к детской художественной литературе, почувствовав поступки героев на эмоциональном уровне, ребенок сначала с помощью взрослого, а позже самостоятельно может соотнести свое поведение с поведением героев без лишних нравоучений принять душой нравственные основы человеческого общества. Для родителей и педагогов был предложен список произведений художественной литературы, рекомендуемый для формирования начал нравственного сознания детей 3-4 года жизни. Знания и представления будут формальными, если не будут находить выхода в реальных поступках детей, в их деятельности и взаимоотношениях с окружающими.
Также большую роль в формировании у детей уважения к маме оказывают различные игры, старались включать коммуникативные игры: «Назови ласково», «Как ласково дома меня называют», «Как зовут мою маму?». Учили детей играть в сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Мама на работе», «Мама в магазине», «Мама парикмахер». Это помогло сформировать у детей представления о роли мамы в различных жизненных ситуациях.
В музыкально-творческой деятельности старались включать разучивание песен о маме, изготовление поделок мамами вместе с детьми для выставки «Мамины руки не знают скуки».
Ну, и конечно, немаловажную роль отведено проведению совместного досуга детей, мам, воспитателей «Хорошо рядом с мамой». Дети вместе с мамами играли в игры, исполняли песни, танцевали, а в конце подарили мамам открыточки сделанные своими руками.
В ходе наблюдений за детьми, по итогам проводимых мероприятий, отмечалось желание младших дошкольников проявить волевое усилие и сдержать свои капризы, желание помочь маме и близким, сделать что-то приятное для мам. Тем самым дети приобщались к духовности. Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. Становление духовности длительный и кропотливый процесс, и если все участники педагогического процесса вместе идут к поставленной цели, то наверняка цель будет реализована. В дальнейшем мы обязательно будем продолжать работу по данному направлению в других более ярких и эффективных формах совместной деятельности мамами с детьми.
Литература:
1. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – Москва: Просвещение, 1989.
2. Кравцова М. М., Шевнина О. В. Ребёнок без проблем, 2008.
3. Шипицина Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения. - «Детство - Пресс», 2004.
4. Виноградова А. М., Петровский В. А. Учимся общаться с ребёнком. - 1993.