Оксана Курбанова
Выступление на Научной Практической Конференции
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование: Проектор, ноутбук, интернет, звуковые колонки.
Вступление:
Добрый день! Для меня большая честь приветствовать всех участников данной конференции. Меня зовут Курбанова Оксана Викторовна, работаю я учителем-логопедом в филиале «Детский сад «Светлячок». Учителем-логопедом я работаю три месяца и очень довольна своей работай.
Мой доклад по теме «Электронное обучение в работе учителя-логопеда ДОУ»
Электронное обучение в работе учителя-логопеда ДОУ
Публикация «Выступление на Научной Практической Конференции» размещена в разделах
Мы живем в век информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Специально разработанные компьютерные программы несут обучающий и развивающий характер: «Развивай-ка для малышей» из серии «Обучение с приключением», «Веселая азбука», «Фабрика игр», «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», «Мерсибо плюс», которые предназначены для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста и позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх, в самых простых и в сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует выражение: «наша речь - на кончиках наших пальцев». Существует даже простой мини-тест речевой готовности ребенка: его просят поочередно показать один, два, затем три пальца руки. Если ребенок делает это свободно, это говорит о том, что артикуляционная моторика практически сформирована. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу, это относится и к работе зрительного анализатора. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютере.
Кроме всего перечисленного, компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится более эффективным обучение планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая, тем самым, его отношение к окружающему миру.
Ребенок в диалоге с компьютерной программой углубляет и расширяет свои знания, «дружественное отношение» компьютера к ребёнку является стимулом в работе, повышает уровень знаний по определенной теме, демонстрирует потенциальные возможности использования компьютера в дальнейшей педагогической деятельности. Правильное использование компьютера приводит к повышению мотивации детей на логопедических занятиях, к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и логопедом. Ребенок воспринимает логопеда как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться. При этом формируется такая форма общения между ребенком и педагогом, которая необходима как дошкольнику, так и младшему школьнику для обучения в школе. Общаясь с компьютерным героем во время занятия, ребенок начинает спрашивать логопеда о том, что нужно сделать, чтобы выполнить то или иное задание. Он радуется, когда «независимый» компьютерный герой «дарит» ему подарки. Ребенок при этом постоянно стремится исправить свои ошибки, чтобы его «компьютерный друг» и логопед похвалили его. При этом и у логопеда появляется стимул в работе, интерес к дальнейшей организации своей деятельности. Интерес становится взаимным, а это уже является залогом успешной работы. Ребенок с нетерпением ждет очередного занятия.
С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников в детском саду стала использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, значительно возросла мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими группами детей одновременно, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению интереса к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
Использую компьютерный материал не только на занятиях, но и даю возможность родителям, которые имеют дома компьютер, продолжить с ребенком занятия в выходные дни. Мультимедийные презентации, созданные в программе MS PowerPoint, позволяют поместить фотоматериалы для просмотра родителями фрагментов организованной и самостоятельной деятельности детей на логопедических занятиях, по коррекции и воспитании личности детей с различными формами речевых расстройств.
Разработав компьютерную презентацию с материалом на закрепление поставленного звука, рекомендую родителям для самостоятельного проведения занятия в условиях семьи.
Использование компьютерных технологий в коррекционно- образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформления с помощью различных информационных и электронных ресурсов, создания презентаций по лексическим темам.
Теперь, я бы хотела представить вам отвечая требованиям времени, а также ФГОС, интерактивные игры МЕРСИБО. Развивающие игры от 2 до 8 лет:. для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету, подготовки к школе и успешной учебе в начальных классах.
База интерактивных игр МЕРСИБО позволяет решить задачи развития связной речи детей наиболее эффективным для ребенка способом – в игре.
ФГОС подчеркивает статус ребенка как «человека играющего», то есть акцентирует внимание педагогов на необходимости больше уделять внимания процессу игры.
Игры МЕРСИБО:
являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
требуют участия взрослого, совместной деятельности;
несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
создают ситуацию успеха и достижения цели;
стимулируют познавательное и речевое развитие детей.
194 развивающие игры для:
- развития фонематического слуха
- постановки звуков
- развития связной речи
- обучения чтению, счету
- развития грамотности
- дошкольной подготовки и многое другое
По играм Мерсибо плюс я прошла обучение, получила Сертификат и теперь могу применять эти игры в своей работе!
На интерактивном педагогическом портале МЕРСИБО вы можете оформить подписку к 194 интерактивным играм или заказать CD-диски или флешки, карточки и настольные игры, включающие игры для детей от 2 до 8 лет. Они могут использоваться как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ ПОРТАЛА «МЕРСИБО», НАПРАВЛЕННЫЕ НА
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Интерактивная игра: «Что сначала?»
Цель игры:
Составление рассказа по серии картинок.
Правила:
Надо поставить три картинки в правильной последовательности.
Ребенок сам определяет порядок картинок, а потом составляет рассказ.
Чтобы картинка встала на место, по ней надо щелкнуть мышкой.
В настройках рассказ диктора можно отключить.
Возраст: 4-8 лет.
Рекомендации:
Эта игра позволит проверить, как ребенок понимает сюжет и устанавливает причинно-следственные связи.
Логопед может использовать эти интерактивные сюжеты для обследования связной речи ребенка.
Интерактивная игра «Сочиняю на ходу»
Цель игры:
Научиться составлять рассказ, выбирая разных героев, а затем пересказывать его.
Правила:
Ребенку надо составить рассказ из нескольких предложений.
На каждом этапе он делает выбор героя и места действия.
Возраст: 5-8 лет.
Рекомендации:
В заключительном этапе игры ребенку необходимо пересказать получившуюся историю, опираясь на картинки.
Интерактивная игра «Бежит – лежит»
Цель игры:
Правильно называть действия героев игры.
Правила:
Посмотрев на героев игры, надо сказать, что они делают.
Игра помогает ребенку увеличивать глагольный словарь, правильно называть слова-действия.
Возраст: 4-7 лет.
Рекомендации:
Игра подходит для работы с малышами, а также для слабослышащих детей, которые учатся различать и называть действия.
Составление коротких предложений «Собачка бежит», «Кот пьет молоко» и т. д. способствует активному развитию связной речи.
Интерактивная игра «Кто что делает?»
Цель игры:
Научиться понимать, что делает герой, и описывать его действие.
Правила:
Ребенок с помощью взрослого выбирает героя и говорит, что делает бабочка, енот или осьминог.
Возраст: 2-4 лет.
Рекомендации:
В процессе игры можно предложить детям повторять действия героев.
Тогда надо озвучивать и свои действия и действия героев игры.
Интерактивная игра «Наши превращения»
Цель игры:
Познакомить детей с многообразными ролями, которые мы выполняем в различных жизненных ситуациях.
Правила:
Слушая историю гражданина Кулебякина, ребенок должен выбирать правильный ответ для определения его жизненных ролей.
Возраст: 6-8 лет.
Рекомендации:
Игра поможет детям сориентироваться во множестве ролей, которые мы играем в жизни, а также значительно расширит словарный запас.
Играть можно с друзьями, отвечая на вопросы по очереди.
Подводя итог своего доклада, хочу еще раз отметить положительные стороны использования электронного обучения в условиях ДОУ:
• доступность и качество квалифицированной помощи для детей с нарушениями речи;
• системность и повышение эффективности работы учителя-логопеда в направлении работы с родителями;
• привлечение к активному участию родителей в коррекционно- образовательном процессе;
• распространение опыта работы специалистов дошкольного учреждения;
CПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Литература:
1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед. – 2004. - №2.
2. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьтерных программ // Логопед в детском саду. - 2006. - № 6.
3. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада.
4. https://logopedmaster.ru/section/3/709/1/894
5. Портал Мерсибо. Игры Мерсибо плюс