Балагурова Елена
Гендерное воспитание в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
Публикация «Гендерное воспитание в ДОУ» размещена в разделах
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, можно отметить, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показывает, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня»
Всё это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОО условий для гендерной социализации дошкольников. Социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребёнок начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Изучение гендерной психологии не входило в программу подготовки педагогов, поэтому женщины-воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками.
Выстраивание модели образовательного пространства ведётся
по 4 направлениям:
Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе;
построение соответствующей развивающей предметно-пространственной среды;
Построение модели педпроцесса;
Реализация 1 направления в ДОО: знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения
На начальном этапе главной целью является заинтересовать членов педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек, подобрать и проанализировать теоретический и практический материал по данной теме. Необходимо провести анкетирование педагогов для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания, изучить психолого- педагогическую литературу по теме «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста». Педагогу- психологу ДОО провести семинар- практикум для педагогов «Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников»; консультации «Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек»; «Игры мальчиков и девочек», «Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста».
Реализация 2 направления: пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе
Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью используются различные формы работы с родителями. Например, конференция отцов «Отец - семьянин, воспитатель»; консультации, беседы, наглядная информация по таким темам как, «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному», «Мир движений мальчиков и девочек» «Как и во что играют мальчики и девочки» и др. Педагог - психолог организует встречи в Школе молодого педагога На родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей в семье. В ДОО должен работать консультативный пункт, где родители могут получить индивидуальную консультацию специалистов по воспитанию ребёнка дошкольника.
В группах необходимо оформить фотоальбомы «Лучшая в мире семья- моя!», «Моя дружная семейка», возможно проведение конкурсов среди родителей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки»; «Трудятся –мальчики, трудятся девочки» (оборудование для различных видов труда, «Лучший физкультурный уголок» ;
«Играют- мальчики, играют -девочки» (оснащение сюжетно-ролевых игр) Дети старшего дошкольного возраста очень любят игры с макетами. Родители старших групп совместно с детьми готовят различные макеты для игр «Мы – военные», «Наша улица», «Домик куклы Барби» (игры с куклами) «Пожарные на учении» и др. Совместно с родителями в ДОО проводятся культурно- досуговые мероприятия: «День матери», «А ну-ка, девочки», «Мисс Шляпка», «Рыцарский турнир», «Вперёд, мальчишки», спортивные праздники.
Реализация 3 направления : построение соответствующей развивающей среды
Реализация программы требует организации в ДОО своеобразной материальной развивающей среды. Образовательная среда в детском саду создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно- пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и др., но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах нашего детского сада должны быть созданы условия для игр «пожарных», «моряков»,»Военных», «рыцарей» и др.
Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки- женские.
Для реализации гендерного подхода в приобщении старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых необходимо иметь оборудование и инструментами для Детской кухни и Мастерской. Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки.
В оформлении помещений детского сада с учётом используем простейшие маркеры гендерных различий :
Дифференциация на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; (для девочек – цветы, куклы; для мальчиков – машинки, самолёты и т. п.);
Подбирать полотенца для вытирания рук двух разных цветов; разное постельное бельё, покрывала;
Различная форма для физкультурных занятий;
Стаканчики для полоскания рта для девочек и мальчиков;
Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно- гигиенических навыков. В старших группах на дверях туалетной комнаты необходимо иметь таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.
Реализация 4 направления: построение модели педпроцесса
Модель педагогического процесса выстроена таким образом, что при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагоги используют дифференцированный подход. При организации и проведении занятий педагогами учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение.
В ДОО работают разные специалисты и поэтому перед ними встаёт необходимость координации, т. е согласования их деятельности. Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна – развитие личности ребёнка, социализация его в обществе. Достичь её можно только согласовывая свои действия.
Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Решением задач гендерного воспитания занимаются не только воспитатели, но и другие специалисты: педагог- психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель- логопед, хореограф, педагог по изодеятельности. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.
Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно- бытовой и нравственно- этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребёнком ценностями и способами полоролевого поведения.
«Приобщение к истокам русской и башкирской народной культуры» включает в себя знакомство детей с русскими и башкирскими народными играми, пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, о семье, труде. Необходимы в этих случаях и беседы на темы: «Семейные традиции и обычаи русского, башкирского народа», «Как трудились и отдыхали в старину»
Одним из приоритетных направлений развития ДОО является физическое развитие воспитанников. Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, необходимо осуществлять дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких ООД используются следующие методические приёмы для учё та половых особенностей дошкольников:
Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем)
Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5)
Различия а обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам)
Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)
Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)
Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
Необходимо обратить внимание на оснащенность спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Надо максимально учесть их интересы. Находясь в поиске эффективных педагогических средств для формирования у детей гендерной устойчивости можно организовать в детском саду студию ритмической гимнастики для девочек, спортивный кружок для мальчиков «Футбол».
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делается акцент на грациозность, изящество, мягкость движений. В музыкально- ритмических движениях используются дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). Организуя занятия и развлечения в уголках русского и башкирского быта муз. руководители и воспитатели знакомят с традициями в воспитании мальчиков и девочек.
Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы, и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.
Гендерный подход находит своё отражение и в организации трудового воспитания дошкольников. «Ребёнок познаёт предметный мир и приобщается к труду» Приобщения старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых: это, например, приготовление несложных блюд дошкольниками, работа с деревом в мастерской.
Изготовлением игрушек из дерева в Мастерской занимаются мальчики старшего дошкольного возраста. Это вид деятельности ребёнка, основным содержанием которой является созидание. В процессе работы по изготовлению игрушек из дерева дети активно действуют с инструментами, под руководством взрослого правильно, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки.
Работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесет положительные результаты. Повысится уровень психолого- педагогической компетентности воспитателей и вырастит их творческий потенциал. Родители воспитанников приобретут знания об особенностях воспитания детей разного пола. Вырастит культура поведения и общения детей, мальчики станут более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам