Ольга Сазонова
Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. Из опыта работы.
Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей предусматривает охрану и укрепления здоровья, совершенствование функций организма. Его полноценное физическое развитие. Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательных навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты, развитие интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности, воспитание привычки к ежедневным занятиям, физическими упражнениями, а так же положительных нравственных, моральных и волевых черт личности.
Публикация «Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Особое важное значение имеет развитие движений. С этой целью я провожу утреннюю гимнастику, подвижные игры, физкультурные занятия. Обучение детей двигательным навыкам и умениям происходит главным образом на занятиях физической культуры.
Обучение детей движениям в 1 мл. группе основано на подражании воспитателя. Дети повторяют упражнения за мной и выполняют вместе со мной. Преобладают упражнения в игровой форме, потому что они заинтересовывают ребенка, радуют его и поэтому выполняются с большим желанием. Использую игровой образ знакомый детям, так как от этого качества выполнения упражнений бывает выше. Так, например, прежде чем включать в занятие прыжки (например как мячики, даю им возможность поиграть с мячом, понаблюдать как он отскакивает от пола. Считаю, что важно сформировать у детей общие представления о движении, вызвать желание выполнять его.
Вводной части занятия, используя игровые приемы поощрительные, подбадривающие указания, стремлюсь вызвать у детей интерес к движению. Например: «Дети, идти надо тихо, ступать мягко, не слышно, как котята, чтобы нас не услышали мышки, молодец, Салават, голову держишь прямо, идешь красиво.
Использую упражнения с предметами (флажками, платочками). Их использование повышает мышечное напряжение, усиливает эмоциональную окраску занятиям. Предметы, игрушки подбираю одинаковые и знакомые детям, в противном случае они будут отвлекаться.
Для основной части занятия планирую 2-3 основных движения. Первым даю детям более новое и сложное движение, два других хорошо знакомые детям.
В 1мл. группе по программе мы должны научить детей ходить правильно, сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку. Для этого я использую разнообразные приемы, указания, свой личный пример, имитации, упражнения в игровой форме. Например, иду лицом к детям с флажком, говорю: «Дети, идите за мной! Смотрите на зеленый флажок, какой он красивый, как развивается». Малыши идут за мной, размахивая флажками, держа голову прямо.
Чтобы научить детей выше поднимать ноги, использую упражнения в ходьбе с перешагиваний линий, шнура, кубиков. Для развития пространственной ориентировки использую зрительные ориентиры ходьба в заданном направлении -к кукле, к мишке.
Так же на третьем году жизни ребенка нужно учить сохранять равновесие, заданное направление, бегать не наталкиваясь на окружающие предметы. Для этого использую упражнения в беге между двумя линиями (не наступая на них). С помощью подвижных игр «Догони меня», «Догони мяч», дети учатся бегать с ускорением, замедлением.
При обучении детей прыжкам, использую приемы: показ и объяснение, игровые приемы, зрительные ориентиры.
Обучение детей разнообразным действиям с мячом начинаю с индивидуальных занятий и только потом перехожу к упражнениям с подгруппами и фронтальным. Учу ребенка брать мяч, держать и переносить его одной, двумя руками, скатывать, прокатывать, энергично отталкивать в определенном направлении. После этого как ребенок освоит прием отталкивания мяча в определенном направлении можно предложить ему катать мяч друг другу, под дугу.
Упражнение бросания мяча, набивного мешочка провожу фронтально, так как при таком способе организации детей каждый имеет возможность выполнить бросок большее количество раз.
Фронтально провожу так же упражнения обучению детей ползанию на животе, на четвереньках с опорой на колени и ладони. (например «Доползем до погремушки, возьмем ее, покажем как она гремит»).
Умение сохранять равновесие развивается у ребенка в процессе выполнения всех физических упражнений. Знаю, что эти упражнения требуют от ребенка напряженного внимания, преодоления чувства неуверенности, страха. Поэтому важны страховка, поддерживание положительного состояния детей в процессе выполнения упражнений, постепенность в их усложнении.
Одним из основных средств физического воспитания являются подвижные игры. Подвижные игры воспитывают национальную культуру, свойственная подвижным играм многообразная двигательная активность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств.
Ведущую роль в подвижной игре беру на себя. По ходу игры подсказываю детям их действия, подбадриваю неуверенных, застенчивых. Например в игре «Воробышки и автомобиль» напоминаю и подсказываю : «Все дети бегают размахивая руками- «летают, как воробышки, затем приседают, постукивая по коленям пальцами- «воробышки клюют зернышки». Дети выполняют движения подражая мне. Подвижную игру повторяю 2-3 раза. После нее даю положительную оценку деятельности всех детей («Все воробышки были ловкими, никто не попался, играли хорошо. Молодцы!»)
Стараюсь постоянно поддерживать двигательную активность, поощряя самостоятельное использование ими атрибутов для игр. В группе созданы соответствующие условия, а так же на участке выделены места для игр и физических упражнений. Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей осуществляю с учетом их индивидуальных особенностей. Упражняя ребенка в том или ином виде движения, которые ему дается труднее, чем сверстникам, использую игровые приемы ( например: «Покажи кукле Кате как надо пройти по скамейке», «покажи мишке как надо перешагивать через кубики», поручения «Достань игрушки», имитации «Покажи как летает птичка».
Третий год жизни- важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но весь организм крепнет, совершенствуются движения. Однако опорно-двигательный аппарат у детей этого возраста развит еще сравнительно слабо, двигательный опыт еще небольшой, движения часто непреднамеренны, направления не случайны. Неустойчивы эмоциональные проявления детей, плохо развито активное торможение. Ребенок самостоятельно не умеет регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Все это необходимо учитывать при организации работы по физическому воспитанию.