Светлана Кабалалиева
Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экономическое образование в старшем дошкольном возрасте является психологически оправданным, поскольку именно в этот период происходит скачок в формировании основных психических основ личности. Психологи считают, что в старшем дошкольном возрасте формируется устойчивая структура мотивов, возникают новые социальные потребности. Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей и правил поведения в обществе, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к новой социальной роли, отвечающей его потребностям.
Публикация «Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Основы экономического образования старших дошкольников являются составной частью процесса нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. В процессе нравственного и экономического воспитания формируются доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.
Экономическое образование в современной педагогической науке рассматривается как организованный педагогический процесс, направленный на формирование у членов общества экономического мышления, то есть знаний, умений и навыков, соответствующих принципам рационального управления, развития деловых качеств и предпринимательства.
Элементарные экономические знания, составляющие основу экономического образования дошкольников, представляют собой определенную систему элементарных сведений об экономике, объяснение экономических понятий и терминов, которые часто встречаются в повседневной жизни; объяснение некоторых экономических отношений, доступных для этого возраста, которые развиваются в ближайшем окружении детей.
Очень важно знакомить дошкольников с видами индивидуального и коллективного труда, с финансовыми понятиями: цена, деньги, стоимость, понятиями «дороже – дешевле», «больше – меньше» и т. д. Необходимо знакомить дошкольников с деньгами как мерой стоимости результатов труда, товаров и услуг; с рекламой как средством информации; с материальным благополучием семьи, бюджетом, доходами и расходами.
Детям разъясняется понятие «бюджет» как отправная точка домашнего хозяйства, обсуждаются вопросы его планирования, дети доводятся до понимания необходимости соотносить расходы с полученными доходами, вводится понятие «расчетливость» как необходимость согласовывать свои желания, потребности и возможности. Ребенок узнает, что такое касса, банк.
Старшие дошкольники развивают представление о структуре трудового процесса и его составляющих на примере конкретных трудовых процессов, взаимосвязи между качеством результата труда, физическими усилиями человека и применяемыми им инструментами, техникой. Дети должны получить первоначальные представления о домашнем труде взрослых дома и в детском саду, о различных видах производительного и обслуживающего труда, о современных востребованных профессиях, орудиях труда, машинах.
Экономическое образование дошкольников должно быть ориентировано на формирование основ экономической культуры. В связи с этим формирование экономически значимых личностных качеств ребенка является одной из важных задач экономического образования в дошкольных образовательных учреждениях.
Детям полезно формировать знания о бережливом, экономном, хорошем хозяине. Развитие этих качеств возможно под руководством взрослого, играющего роль «социального проводника». В этом контексте дошкольники понимают требования поддерживать чистоту и порядок, бережно обращаться с вещами, экономно расходовать электричество и материалы, поскольку все вышеперечисленное необходимо восстанавливать или заменять, если оно приходит в негодность.
Следовательно, в содержании экономического образования старших дошкольников можно выделить следующие основные экономические категории :
1) потребности (типы потребностей, соотношение между потребностями и возможностями, реклама, разумное удовлетворение потребностей);
2) труд (виды труда, последовательность трудовых действий, материалы и предметы труда, представления о различных профессиях);
3) товары (товары как результат труда, производственный цикл изготовления товаров, зависимость цены товаров от их качества, рынок сбыта продукции);
4) деньги (деньги как мера стоимости товаров, бюджета, доходов и расходов, бытовые денежные операции).
Процесс экономического образования направлен на формирование у старших дошкольников таких морально-экономических качеств, как хозяйственность, трудолюбие, работоспособность, бережливость.
Характеризуя формы экономического образования детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, необходимо выделить интегрированные занятия в формировании основ экономической культуры; беседы на экономические темы, ролевые и дидактические игры, воспитание ситуаций, экскурсии.
Усвоение детьми знаний из области финансовых категорий наиболее успешно в дидактических, настольных, сюжетно-ролевых играх. Знания о том, почему следует защищать результаты труда людей, наиболее успешно осваиваются детьми в процессе различных видов производственной деятельности (трудовой, изобразительной). Экономическое воспитание реализуется в процессе использования различных материалов, например, в ручном труде. Полезно использовать примеры народной мудрости: пословицы, поговорки, сказки.
Таким образом, экономическое образование позволяет приблизить знания дошкольников к реальности, рождает экономическое мышление; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; позволяет воспитать в себе такие личные качества, как хозяйственность, ответственность, бережливость, трудолюбие.