Юлия Савинова
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности» размещена в разделах
Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.
Образовательная область «Безопасность» и требования ФГТ направлены на формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения, на воспитание осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.
Приоритетной задачей МБДОУ является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Задачу решаем совместными усилиями педагогов, воспитанников и их родителей. Деятельность МБДОУ - детского сада по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге является комплексной и предусматривает: организацию разных видов детской деятельности в режиме дня ДОУ; повышение компетентности родителей; использование в педагогической практике современных образовательных технологий, в том числе метода проекта и ИКТ; совершенствование предметно-развивающей среды ДОУ.
Анализ статистических данных позволил выявить основные причины дорожных нарушений:
– незнание дошкольниками элементарных правил;
– стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
– безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Осознавая важность поставленной проблемы по формированию у детей знаний о правилах безопасности дорожного движения проведен анализ организации познавательных НОД в нашем детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к правилам дорожного движения.
Выявлены положительные тенденции, а именно:
1. с детьми проводятся НОД познавательного характера по ПДД с интеграцией таких образовательных областей как: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Музыка», «Чтение художественной литературы»;
2. осуществляется методическое обеспечение этих НОД;
3. созданы условия для проведения НОД а также для самостоятельной деятельности детей и деятельности детей в режимных моментах;
4. Эта работа строится во взаимодействии со специалистами МБДОУ и социумом (МУК - Львова Екатерина Владимировна)
5. в группе проводятся такие мероприятия как беседы, развлечения, экскурсии по ПДД и поведению на дорогах.
Однако обозначилось проблемное поле:
1. необходимость использовать педагогам в работе моделирование, проблемно-поисковые ситуации, ИКТ по ознакомлению детей с ПДД и правилами поведения на дорогах;
2. поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о ПДД;
3. поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную, коммуникативную и социальную активность детей;
В связи с изложенным выше возникла необходимость разработать план мероприятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.
В результате была определена цель работы:
создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
И поставлены задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
2. Оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения с помощью разнообразных методов и приемов.
3. Формировать сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
4. Выработать систему воспитательно-образовательной работы.
Работа строилась в 3 этапа
1. Подготовительный этап
• Всестороннее изучение литературы. (Приложение 1)
• Изучение передового педагогического опыта по проблеме.
• Определение конкретных целей, задач.
• Обогащение предметно-развивающей среды. (Приложение 2)
• Разработка перспективного плана по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения
2. Основной этап
• Практическая деятельность по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения
3. Обобщающий этап
• Подведение итогов работы.
• Принятие решений по результатам мониторинга.
Подготовительный этап
Всю работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения разделили на три этапа:
1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичного мониторинга)
3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.
В начале учебного года нами был проведен мониторинг интегративного качества: Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первоначальных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Для определения уровня сформированности знаний о правилах дорожного движения использовали следующие методы:
1. Наблюдение.
2. Экспериментальные задания.
3. Беседа.
Результаты проведенного мониторинга показали:
Низкий уровень сформированности знаний о правилах дорожного движения у 25% детей, средний уровень сформированности знаний о правилах дорожного движения у 44% детей, высокий уровень сформированности знаний о правилах дорожного движения у 31% детей.
Воспитание у детей безопасного поведения на дороге зависит в полной мере от взрослых, но прежде всего от родителей. И упрощать эту задачу или относиться к ней легкомысленно недопустимо, чтобы избежать трагедий родители должны побеспокоиться о формировании у ребенка правильных программ поведения в разных дорожных ситуациях. Когда и с чего начинать воспитание у ребенка безопасного поведения на дороге? Прежде всего начинать нужно с себя, то есть с родителей. И чтобы нам, педагогам, понять как родители относятся к этой проблеме необходимо было провести анкетирование В анкетировании приняли участие 23 человека, что составляет 98% от наполняемости группы. Анализ анкетирования родителей показал, что 100% родителей считают, что нужно знакомить детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения. При этом родители считают, что углубленное изучение правил дорожного движения в этом возрасте не целесообразно, а беседы с ребенком и чтение детской литературы по данной теме проводят лишь 50 % родителей. При воспитании ребенка используют жизненный опыт 17 % родителей, смотрят телепрограммы- 10 %, используют рекомендаций педагога по данной теме- 23% взрослых. Большинство родителей считают, что наиболее продуктивной формой работы по данной теме является: проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.)
Нами была изучена методическая литература: Правила дорожного движения с иллюстрациями ; Методическое пособие «Безопасность на улицах и дорогах»;
«ОБЖ для дошкольников» Т. П. Гарнышевой; «Дорожная Азбука в детском саду» Е. Я. Хабибуллиной, «Ребенок на улице» Л. А. Вдовиченко; парциальную программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Это позволило нам подобрать наиболее эффективные методы и приемы работы с детьми по данному вопросу.
Исходя из результатов мониторинга и анкетирования родителей, мы сделали вывод: Оптимизировать работу с детьми и родителями по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения с помощью разнообразных методов и приемов.
Основной этап
Работа ведется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Совместная деятельность с детьми включает в себя следующие блоки:
1. Транспорт.
2. Улица.
3. Движение транспорта и пешеходов.
4. Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
5. Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
6. Правила поведения в транспорте.
Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма:
1. НОД познавательного цикла продуктивная деятельность
2. Игровая деятельность
3. Целевые прогулки
4. Чтение
5. Досуги, развлечения
6. Самостоятельная деятельность
У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора.», «Бегут машины в ряд.»). Чтобы НОД проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.
Нами разработан тематический план воспитательно-образовательной работы:(Приложение №3)
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованной НОД дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов
Важное значение имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:
– изготовление стендов с наглядной информацией;
–консультации;
– тематические родительские собрания;
– обучающие семинары с участием преподавателей МУКа;
– семейные конкурсы;
– анкетирование;
– совместная детско-родительская досуговая деятельность.
На третьем этапе нами был проведен повторный мониторинг уровня сформированности знаний правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах. Сравнивая полученные данные, мы увидели положительные тенденции. А именно низкий уровень усвоения программы уменьшился на 15%, а высокий увеличился на 14%. Наблюдения показали положительные изменения в отношении детей к безопасному поведению, пониманию как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях на дороге.
Повторное анкетирование родителей показало, что изменилось отношение родителей к изучению правил дорожного движения в МБДОУ в положительную сторону. По их мнению проводимая работа с детьми на протяжении всего учебного года дало положительный результат как для детей, так и для самих родителей. Многие родители с большим вниманием стали относиться к выполнению правил дорожного движения, показывая своим поведением пример детям. Родители осознанно используют рекомендаций педагога по данной теме.
В результате проведенной работы:
1. У детей сформировалась потребность в соблюдении правил дорожного движения и поведении на улице.
2. Были выявлены эффективные методы и приемы работы с детьми, которые мы планируем использовать в дальнейшем.
3. Сложились доверительные отношения с родителями.
4. созданы условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
5. установление прочных связи с преподавателями МУК;
6. разработка перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;
Литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М. : АСТ, 1995.
3. Добрякова В. А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
4. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М. : АСТ-ПРЕСС 1996.
5. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?.» / авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. – М. : Мол. Гвардия. 1992.
6. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5—9 лет. М., 2001.
7. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н. А. Извекоа, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
8. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками. / Авт. -сост. М. С. Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
9. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. М., 2005.
10. Сосунова Е. М., Форштат М. Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб. : ИД МиМ, 1997.
11. Семенюк В. И., Владимиров Н. В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
12. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
13. Слуцкер Т. М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.
14. Шалаева Г. П. Азбука маленького пешехода. – М. : Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
15. Энциклопедия – школьнику. /Сост. Г. П. Яковенко, Н. Г. Яковенко. – Киев: МПсканер