Светлана Цыганкова
Семинар-практикум «Блоки Дьенеша в младшей группе: система работы с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум «Блоки Дьенеша в младшей группе : система работы с детьми»
Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является формирование универсальных предпосылок учебной деятельности.
Темочки:
- Дьенеш З.П. Блоки Дьенеша
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Семинар, практикум
- Темочки
В учебной деятельности на первый план выходят и оцениваются не столько сами знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения знаний, независимо от того, к какой развивающей области они принадлежат (познавательной, речевой, художественно – эстетической или др.).
Что бы «разбудить» познавательный интерес ребенка, необходимо сделать обучение занимательным.
Занятие будет познавательным и занимательным, если дети в процессе занятия:
• думают;
• удивляются;
• фантазируют;
• достигают результата.
Обучение в детском саду должно быть направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.
Интеллектуальный труд нелегок, и, учитывая возрастные возможности детей дошкольного возраста, нужно помнить, что основной метод развития – проблемно - поисковый, а главная форма организации – игра.
В своей работе с детьми я использую современные педагогические технологии и методики организации образовательного процесса.
Одной из универсальных современных педагогических технологий является использование блоков Дьенеша.
Заканчивая прошлый учебный год, мы провели самоанализ, и, Виктория Ивановна сказала, что педагоги мало используют в своей работе инновации, поэтому в этом году в годовой план были включены вопросы по внедрению воспитателями современных педагогических технологий в организацию образовательного процесса. Мне было предложено провести семинар – практикум по теме «Блоки Дьенеша в младшей группе : система работы с детьми». Начала я с того, что решила найти информацию в интернете по блокам Дьенеша. Информация меня заинтересовала, подкупила простота материала, многофункциональность, и ее вариативность. А, когда, блоки Дьенеша оказались у меня в руках, я сразу принялась за дело. Сначала я сама все рассмотрела, потрогала, пощупала, изучила, поиграла.
Блоки Дьенеша придумал всемирно известный венгерский педагог и математик, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтан Дьенеш.
Золтан Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку, кубики, которую поместил в небольшую коробку.
Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от 2 до 8 лет. Как видим, относятся они к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год путем усложнения заданий, от простого к сложному.
Основная цель использования дидактического материала - научить дошкольников решать логические задачи, разделять блоки по свойствам, запоминать и обобщать.
Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Формы организации работы с логическими блоками.
1. НОД (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
Блоки используются в НОД, как часть занятия для закрепления геометрических фигур, цвета, величины. Это замечательный дидактический материал для решения логических задач.
2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно – печатные, подвижные, сюжетно – ролевые игры).
Для дидактических игр – это «Чудесный мешочек», «Бусы», «Найди пару», необходимы только логические блоки Дьенеша.
Каждую игру, возможно, использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания).
Речь детей
Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои высказывания, используя, в предложениях союзы «и», «или», «не», и др., охотно вступают в речевой контакт с взрослыми, обогащается словарный запас, дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов, отвечать на вопросы взрослого, пробуждается живой интерес к обучению.
Взаимодействие с родителями
Начав работу с детьми по этой методике, я познакомила родителей с планом работы на 2020-2021 учебный год, с задачами, которые предстоит решать в этом учебном году, о знакомстве с «Блоками Дьенеша», занимательной игрой на практических семинарах в предстоящем году. Родители заинтересовались проблемой и откликнулись на просьбу приобрести альбомы для занятий с детьми, которые рекомендуются для занимательных игр с детьми.
ПРЕИМУЩЕСТВА
Помимо гибкости и универсальности при проведении игровой и учебной деятельности, главные преимущества в том, что продукт долговечен (не имеет срока годности, разработан из экологически чистого материала. Лёгкие объёмные блоки удобно умещаются в ладошке ребёнка, что важно при работе на занятиях (фигурки из бумаги рвутся, мнутся и их неудобное, держать в руках).
КАК РАБОТАТЬ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША
Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.
Итак, откроем коробку.
Заглянув в коробку, мы увидим инструкцию в виде памятки, в которой есть описание игр для работы с детьми.
1. Рассмотрите блоки. Потрогайте. Сравните блоки по цвету, форме, толщине, размеру.
2. Покажите квадрат. Показали квадраты разные по цвету, толщине и размеру. Но все выделили такой признак, как квадрат.
Покажите желтый круг. – Два признака.
Покажите синий большой треугольник – Три признака.
Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. Цветом - красные, желтые, синие;
3. Размером - большие и маленькие;
4. Толщиной - толстые и тонкие.
Если доставать фигуру из коробки и говорить: «Это большой красный треугольник, это маленький синий круг». Это просто и скучно.
Именно поэтому, было предложено огромное количество игр и занятий с блоками Дьенеша.
Я хочу показать, как это интересно.
Моя цель – заинтересовать Вас, а коль она будет достигнута, то я уверена, коробка с блоками пылиться на полках у вас не будет!
Я хочу поделиться опытом, как можно использовать эту замечательную игру в совместной деятельности с детьми и самостоятельной игре.
Прежде всего, расскажу о том, как я пришла к работе с блоками Дьенеша….
Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого, к сложному.
Хочу предложить этапы работы. С чего начала я.
Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, я на первом этапе дала детям возможность познакомиться с блоками :
- самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть;
- поиграть по своему усмотрению. Я наблюдала за таким знакомством;
- дети строили башенки, домики и т. д. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
Отмечу, что на каждого ребенка дается комплект блоков (каждому своя коробка).)
В комплекте нет ни одной абсолютно одинаковой фигуры. Каждая из фигур характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
На этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно, т. е. без заданий, поучений со стороны воспитателя.
2 этап «Обследование»
На этом этапе дети проводили обследование блоков. При помощи восприятия они познавали внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети подолгу, не отвлекаясь, упражнялись в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например, красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т. д.
В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы. Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение, для формирования операций сравнения, обобщения.
3 этап «Игровой»
А когда знакомство и обследование произошло, предложила детям одну из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности, возраст детей. Большое значение играет дидактический материал. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого – то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т. д. Отмечу, что комплекс игр представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.
(Показ брошюры из комплекта к блокам)
4 Этап «Сравнение»
Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»
Например, перед детьми выкладывали блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Спрашивали: «Чем похожи эти фигуры?» Дети отвечали: «Это круг, и это круг, и это круг».
- «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» - «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный».
- «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети отвечали: «Этот маленький, а этот большой».
– «Правильно, и по величине они разные».
Аналогичным образом дети устанавливали различия фигур по толщине. Постепенно дети начали пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.
5 этап «Поисковый»
На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учились находить блоки по словесному заданию по одному, двум, имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков различной формы дети находили только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляли поиск фигуры по одному заданному свойству, например, по форме.
Далее предлагалось найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т. е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы, синего цвета. Дети находили четыре фигуры по двум заданным признакам. После игр я перешла к работе с альбомами. Разобрала альбомы на отдельные листы, за ламинировала их для удобства в работе.
Как я работала с альбомами (Учебно – методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша).
Первый альбом называется «Блоки Дьенеша для самых маленьких» 2-3 года. Выявляя свойства предметов – цвет, форму, размер, тут и помогут блоки Дьенеша. Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок испытывает радость созидателя, наблюдая, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы. В альбоме ребенок выложил все картинки, теперь он может вместе с взрослым придумать свои, зарисовать их, создавая свой групповой или семейный альбом.
Второй игровой альбом называется «Маленькие логики» для детей 2-3 лет. Альбом представлен играми, способствующими развитию предпосылок логического мышления. Продолжительность игры с ребенком не должна превышать 10-15 минут, причем нахождение за столом – не более 5-7 минут. С целью сохранения здоровья и поддержания интереса к деятельности большинство игр сопровождается небольшими стихотворениями, под которые дети выполняют разминки.
Перед ребенком на стол рассыпаются логические блоки Дьенеша. Рассмотрите: они разной формы, цвета, размера и толщины. Не следует обращать внимание ребенка сразу на все эти свойства, просто называем их и приступаем к первой игре.
Игры 1-4. В первых четырех играх обращается внимание ребенка только на один признак блока (первая игра – все круглые; вторая – все квадратные; третья – все прямоугольные; четвертая – все треугольные). Взрослый называет только форму, не называя цвет, размер, толщину.