Наталия Хетчикова
Консультация «Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы как средство формирования экологических знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы, как средство формирования экологических знаний. (Средний дошкольный возраст»).
Вступление:
Экологическое воспитание - формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования её богатств, естественных ресурсов.
Актуальность данной темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у воспитанников основ экологического сознания и экологической культуры.
Задачи экологического воспитания:
1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства к объектам природы.
Основные направления моей работы по экологическому воспитанию:
1. Познавательно-развлекательное;
2. Практическое;
3. Исследовательское;
4. Природоохранное.
Проблема экологического образования сегодня волнует учёных, педагогов, общественность.
Необходимо воспитывать у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только, как совокупность экологических знаний, но и как эффективная деятельность с их участием.
Активная позиция детей -показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Я считаю, что экологическому воспитанию должно отводиться важное место. Уверена, что любовь к природе, бережное отношение к ней должны воспитываться и в семье, и в ГКДОУ. Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с дошкольного возраста.
Дошкольное детство – ценный этап в формировании личности ребёнка, развитии экологической культуры человека. В этом возрасте у ребёнка развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.
Экологическое воспитание в группе, должно быть так организованно,
чтобы оно органично вписывалось в повседневную жизнь детей: взаимодействие с природой проходит не только на занятиях, но и через другие виды деятельности в разные режимные моменты.
Применяю разнообразные методы, которые выбираются мною в течении дня в зависимости от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей. Это способствует наибольшему успеху в усвоении детьми учебного материала и устойчивому интересу к своей деятельности.
Использую такие методы:
* наглядные (наблюдение, демонстрация);
* практические (игра, труд);
* словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы);
* экспериментальные (опыт).
В процессе экологического воспитания использую
следующие виды деятельности:
*Игровая деятельность:
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, мои дети проявляют сочувствие, помогают друг другу в группе в помощи, заботятся о растительном и животном мире на прогулке, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.
В формировании у детей эмоционального
заинтересованного отношения к природе
использую разные виды игр, такие как:
*дидактические игры;
*настольно-печатные игры (парные картинки, лото, домино).
*словесные игры: развивают связную речь, внимание,
сообразительность, быстроту реакции.
*подвижные игры: помогают закрепить знания о животных,
их повадках, отражают явление живой и не живой природы.
*сюжетно-ролевые игры с природным содержанием:
при помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему
у своих воспитанников стараюсь вызывать
эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование
правильного отношения к объектам растительного
и животного мира.
*строительно-конструктивные игры: в них дети отражают
свои знания и впечатления об окружающем предметном мире.
*двигательная деятельность: выполняя физические упражнения,
дети наблюдают за природными явлениями и
сезонными изменениями.
*коммуникативная деятельность и чтение худ. лит-ры:
детская художественная литература о природе,
учит моих воспитанников выражать своё мнение.
В своей работе широко использую:
*чтение рассказов;
*стихов;
*произведения русского фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки).
*изобразительная деятельность: через изобразительное искусство
раскрывается красота внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.
*труд: в процессе труда в природе дети учатся устанавливать зависимость
между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами
ухода за ним в уголке природы.
Наиболее значимым методом экологического воспитания детей является наблюдение. С его помощью дети знакомятся с внешними признаками объектов природы и познают их связи со средой. Наблюдения лежат в основе разных видов деятельности детей и как компонент их используют в ходе:
* бесед;
*прогулок;
*экскурсий;
*мини огород.
Также в группе я провожу: разные индивидуальные беседы, консультации с родителями по экологическому и нравственному воспитанию. Ежегодно с моими воспитанниками будет проводиться акция «Покорми птиц зимой».
Таким образом, взаимодействуя с естественной окружающей средой ребёнок является активным субъектом. Через природоохранные и другие виды деятельности ребёнок приобретает полезный личный опыт, ощущает собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.