Светлана Шестунова
Формирование читательской грамотности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир стремительно меняется, в жизнь детей врываются информационные и коммуникативные технологии. Дети в наше время больше зрители, которые хотят наблюдать за красивой картинкой, не хотят читать, им становится не интересно и даже не нужно. Поэтому, низкий уровень читательской грамотности.
«Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Понятие «Читательская грамотность» относительно для дошкольника, так как дети не умеют читать, и просто слушает, что ему читают. Это очень влияет на то, как у детей проявляется интерес к книгам. Книга объясняет ребенку как устроен мир вокруг – природа, человеческие отношения, жизнь общества. Книга развивает воображение, память, мышление, обогащает личный опыт ребенка, помогает ребенку познать и познать окружающий мир. Так же дети учатся развивать свои способности к анализу поведения героев произведений и их оценке. У детей развиваются способности – понимание, сочувствие, желание помочь персонажу.
Публикация «Формирование читательской грамотности старших дошкольников» размещена в разделах
Поэтому материал, о котором рассказывается в сказках может стать основой для развития естественнонаучной грамотности на основе литературных текстов. Ведь зачастую дети не понимают например: почему в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» Пузырь не тонет, или что же надо сделать героям, чтобы перебраться на другой берег, или почему Снегурочка растаяла и т. д.
И здесь как раз очень подходит метод экспериментирования, так как это один из самых эффективных методов познания окружающего мира в работе с детьми дошкольниками. Самое главное его отличие в том, что дети активно взаимодействуют с объектом изучения. Поэтому процесс ознакомления детей со сказками можно отлично сочетать с процессом детского экспериментирования.
Цель:
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии); развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Систематизация представлений и элементарных естественнонаучных представлений об окружающем мире, используя детскую художественную и познавательную литературу.
Развитие умений получать информацию о новом объекте из произведений литературы и в процессе изучения этого объекта.
Формирование умения детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
Алгоритм детского исследования.
1. Чтение литературного текста
2. Проблемная ситуация (вытекает из текста)
3. Целеполагание (Что нужно сделать)
4. Выдвижение гипотез (с помощью чего и как можно исправить ситуацию)
5. Проверка предположений (сам опыт или эксперимент)
6. Дочитывание произведения
7. Фиксирование результата (словесно или зарисовывание)
Что такое «функциональная грамотность»?
Это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т. д., то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
В ФГОС ДО задачи приобщения к художественной литературе отражены в образовательных областях:
Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры.
В образовательной области «Художественно –эстетическое развитие» поставлена задача приобщение к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство, развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы. Как важное средство развития и воспитания дошкольников художественная литература
может быть успешно интегрирована в содержание других образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
Развивая функциональную грамотность, формируем ключевые компетенции:
Способность к разрешению проблем (прогнозирование возможного результата при анализе причинно-следственных связей)
Информационные (приобретение моделей, образцов положительного и отрицательного жизненного поведения через эмоциональное вживание в роль, в жизнь литературного героя, персонажа сказки)
Коммуникативные (способность к письменной, устной, продуктивной коммуникации на русском языке)
Социальные (способность к социальному взаимодействию, формируется через вживание в социальные роли)
Личностные (способность к самосовершенствованию, формирование правильного эмоционального поведения).
Читать слайд про компетенции и черты характера!
Целевые ориентиры ФГОС ДО выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования
В соответствии с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования :
- у ребенка складываются предпосылки грамотности,
- ребенок знаком с произведениями детской литературы
Эффективные формы работы по формированию функциональной грамотности.
Дидактическая игра;
Игровые обучающие ситуации:
Ситуации-иллюстрации
(младший дошкольный возраст)
Ситуации-упражнения
(средний дошкольный возраст)
Ситуации-проблемы
Ситуации-оценки
(подготовительная к школе группа)
Сценарии-общения (разговор воспитателя с детьми, игра-путешествие, игра-беседа, игра-драматизация, игра-импровизация)
Методы и приемы по формированию функциональной грамотности.
Развитие навыков чтения и письма:
Методы, приемы, д/ и:
«Буква-звук»
«Какой звук?»
«Отсюда-туда» (серия сюжетных картинок) «Теремок»
«Веселые песенки
Словесные Д/ И: «Назови друзей», «Как без ссор решить спор».
Мнемотехнология (Составление рассказа)
«Назови и опиши»
Сегодня, я хочу показать, как можно организовать опытно-экспериментальную деятельность на основе литературных произведений (авторских и народных сказок).
Итак, рассмотрим несколько произведений:
«Стойкий оловянный солдатик» Г. Х. Андерсена. Здесь можно провести несколько экспериментов. После прочтения эпизода о том, как мальчики нашли солдатика на улице и посадили его в лодку из старой газеты. Что произошло? Лодка зачерпнула воды сначала одним бортом, а потом другим, наполнилась водой и пошла на дно ( опыт: сделать лодки из бумаги и пустить их в воду). Вывод: бумага намокает, расползается, становится тяжелой и тонет.
Почему солдатик утонул? ( опыт: отпустить в воду кусочки дерева, бумаги, пластмассы, железа если есть олова и посмотреть, что с ними будет). Вывод: бумага и дерево не тонут и если бы солдатик был не из олова он бы не утонул.
Почему, когда солдатик попал в печь, он расплавился? ( опыт: вместо олова взять восковую свечу и расплавить ее, посмотреть, что получилось). Вывод: Солдатик не пропал насовсем, а превратился во что-то другое.
«Мужик и медведь» Толстой Алексей Николаевич.
Все мы помним, о чем эта сказка? О хитром мужике и недалеком медведе. Многие дети сейчас не знают, что такое корешки и вершки. Вопрос как узнать, что это такое? ( опыт: поставить в воду головки луковиц и проследить как через несколько дней появиться корешки и зеленые стрелки). Вывод: после того как дети изучили, что же выросло, они четко представляют себе, что такое корешки и вершки.
«Снегурочка» русская народная сказка.
После прочтения сказки встает вопрос: «Почему Снегурочка растаяла, после того как прыгнула через костер?» ( опыт: принести снег и растопить его). Вывод: когда тепло снег тает.
«Умная галка» Лев Николаевич Толстой.
В этой сказке возникает вопрос: «Как попить галке, если до воды в кувшине она не достает?» ( опыт: пластиковую бутылку наполнить водой наполовину и добавлять камушки, пока вода не поднимется выше). Вывод: камешки заполняя пластиковую емкость выталкивают воду.
Вывод: литературные тексты являются хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к чтению, к экспериментированию и доказательности рассуждений, учит сосредотачивать внимание на проблеме. Использование литературных текстов в работе с дошкольниками, прямо ведет к формированию предпосылок функциональной грамотности.
Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:
- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.