Рассадкина Галина
Формирование ценностей здорового образа жизни через разные формы взаимодействия с детьми: игры, занятия, беседы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование ценностей здорового образа жизни
через разные формы взаимодействия с детьми : игры, занятия, беседы.
Проблема воспитания здорового ребенка сегодня актуальна как никогда ранее. Наибольшую тревогу специалистов вызывают дети раннего и дошкольного возраста, уровень заболеваемости которых за последние годы возрос.
На здоровье детей оказывают влияние следующие факторы:
- наследственность — доля влияния составляет 20%;
Публикация «Формирование ценностей здорового образа жизни через разные формы взаимодействия с детьми: игры, занятия, беседы» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- воздействие окружающей среды (экологические и природно-климатические факторы) — доля влияния также 20%;
- организация медицинского обслуживания — доля влияния 10%;
- социально-экономические факторы и образ жизни — доля влияния составляет 50%.
Если на наследственность и окружающую среду нет возможности воздействовать, то необходимо обратить внимание на последнюю и самую значимую группу факторов.
Ее составляют отношение ребенка к своему здоровью, овладение гигиеническими навыками, соблюдение режима дня, питание, двигательная активность, закаливание.
Здоровье ребенка дошкольного возраста зависит от окружающих его взрослых, условий жизни и воспитания. То, что закладывается взрослыми в этот период, во многом сохраняется в показателях здоровья в последующих возрастных периодах.
Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать ребенка и заботиться о его здоровье, но и в том, чтобы дать знания ему о здоровом образе жизни, сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, а также формировать знания о правилах безопасного поведения, чтобы не навредить своему организму.
Работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами, требуются совместные усилия врачей и воспитателей, при самом активном участии родителей.
Я работаю в подготовительной оздоровительной группе для ослабленных и часто болеющих детей, где особенно важно проведение лечебно-оздоровительных мероприятий направленных на укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей в детском саду. Но считаю, что оздоровительная работа с детьми должна проводиться в единстве с образовательной по формированию ценностей здорового образа жизни.
Чтобы дети были здоровы, а также могли бы самостоятельно проявлять заботу о своем здоровье, обладая определенными знаниями, я поставила перед собой следующие задачи в работе с детьми :
- знакомить детей с тем, как устроено тело человека, его организм; учить заботиться о своем теле, не вредить своему организму;
- способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены;
- способствовать осознанию взаимосвязи здоровья и питания;
- дать знания детям о том, что такое здоровье и что такое болезнь, о роли лекарств и витаминов;
- знакомить детей с правилами оказания первой медицинской помощи.
Для того, чтобы понять, что дети знают, думают, я провела диагностику, включающую вопросы, задания, беседы на определенные темы. Диагностика позволяет избежать передачи уже известных детям знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности. Опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, возможно выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать соответствующую методику (занятие, беседа, игра, чтение).
Провела анкетирование среди родителей, чтобы выяснить: знакомятся ли родители с литературой о здоровом образе жизни, используют ли полученные знания в воспитании своего ребенка и приобщении его к здоровому образу жизни.
Используемые на занятиях, а также в других видах деятельности детей стихи, загадки, пословицы, сказки делали материал увлекательным и доступным для детей.
Мнемотаблицы использовала для закрепления знаний, полученных детьми на занятиях. Например, рассказывая по мнемотаблицам «Чудо-фрукты», «Чудо-овощи», «Что можно приготовить из овощей», дети закрепляли знания об овощах и фруктах, способах обработки и приготовления, заготовки овощей и фруктов, о пользе овощей и фруктов: это источник витаминов и жизненной силы, очень вкусный продукт питания.
Коллаж «Культура еды» закрепляет у детей следующие знания: необходимо стараться есть в определенные часы, чтобы желудок всегда был готов к работе; перед основной едой не есть ничего, что могло бы испортить аппетит; перед едой мыть руки; сидеть за столом прямо, не облокачиваться на него; не отвлекаться во время еды: пища хуже усваивается организмом; не есть очень холодную и очень горячую пищу; никогда не переедать и т. д.
Небольшие мнемотаблицы, составленные по пословицам («Не годится на еду сердиться», «Аппетит приходит во время еды», «Когда я ем, то глух и нем») помогали детям не только запомнить их, но и обучали чему-то или же закрепляли знания по той или иной теме.
Дети с увлечением разгадывали мнемотаблицы и коллажи, что делало процесс усвоения знаний творческим.
Проводя работу с детьми по теме «Как устроено тело человека», обратила их внимание на то, что наше тело не настолько прочное, как кажется, поэтому его необходимо беречь и знать правила безопасного поведения, чтобы не навредить своему телу, но также важно знать и уметь предпринять нужные действия в случае травм, так как это может спасти здоровье и жизнь. Для закрепления знаний по основам оказания первой медицинской помощи в группе создан «Уголок доктора».
Чтобы предупредить появление утомляемости у детей на занятиях, внести разнообразие, доставить детям радость и удовольствие подбирала соответствующие каждой теме пальчиковые игры, физкультминутки, игры малой подвижности.
Дети проявляли интерес к познанию своего организма, с увлечением в самостоятельной деятельности изображали воспитателя, обучающего детей тем знаниям, которые они получили; рассматривали иллюстративный материал по пройденной теме, общаясь друг с другом.
Эффективность проводимой работы с детьми по формированию ценностей здорового образа жизни зависит от положительного примера взрослых. Учитывая это, возникает необходимость привлечения родителей в педагогический процесс. В информационных уголках для родителей размещались темы и материалы, по которым проводилась работа с детьми. Родители могли ознакомиться, получить рекомендации, чтобы продолжать беседы с ребенком дома на предложенные темы, закреплять знания, полученные в детском саду.
Проводились индивидуальные беседы с родителями.
В результате проделанной работы удалось вызвать и поддерживать интерес детей к здоровому образу жизни. Использование разнообразного занимательного материала, стихов, загадок, художественных произведений способствовало успешному усвоению знаний детьми. Усвоенные знания использовались детьми в повседневной жизни, игровой деятельности.