Людмила Тарасова
Формы и методы работы в воспитании у дошкольников понятий и ценностей здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в дошкольном образовании особую роль играет формирование культуры здоровья детей. Современное дошкольное образовательное учреждение располагает всеми возможностями для организации процесса формирования у дошкольников культуры здоровья, навыков здорового образа жизни.
Культурологический аспект проблемы здоровья не нов. О важности формирования культуры здоровья и ее содержании писали Э. Н. Вайнер, В. Я. Данилевский, И. И. Мечников.
Публикация «Формы и методы работы в воспитании у дошкольников понятий и ценностей здорового образа жизни» размещена в разделах
Истолкование понятия (дефиниция) «здоровый образ жизни» однозначно не определено. В научных трудах ученых можно встретить различные определения.
В трудах П. А. Виноградова, Б. С. Ерасова, О. А. Мильштейна, В. А. Пономарчук, В. И. Столярова здоровый образ жизни понимается как глобальная социальная проблема, структурная часть жизни общества в целом.
Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Матынюк, Л. С. Кобелянская здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.
Общепринятого определения понятия культура здоровья не выработано.
Л. Волошина отмечает, что культура здоровья – это не только информированность в области здоровьесбережения, которая достигается в процессе обучения, но и практическое применение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье и здоровье других людей.
В. В. Кожанов определяет культуру здоровья как интегративное личностное качество, которое формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к собственному здоровью, к организации здорового образа жизни. Автор подчеркивает, что содержание культуры здоровья состоит из трех компонентов:
• интеллектуальный – знания как организовать здоровый образ жизни, сберечь и поддержать здоровье;
• эмоционально-ценностный - позитивное отношение к своему здоровью;
• действенно-практический – применение знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни.
Согласно В. А. Деркунской «культура здоровья» детей дошкольного возраста – это сочетание ценностного отношения ребенка к здоровью, его сбережению и поддержанию на собственном уровне, других людей и общества в целом; индивидуально и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности, которые направлены на приобретение физического, психического и социального благополучия. Результатом культуры здоровья ребенка будет элементарная здоровьесберегающая компетентность, как готовность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, осуществление элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи в чрезвычайных для здоровья ситуациях - с одной стороны и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания - с другой.
В результате анализа работ В. А. Деркунской, Л. Г. Касьяновой, О. А. Князевой, С. А. Козловой, И. М. Новиковой можно сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте у ребенка возникает стойкий интерес к собственному здоровью, отношение к собственному организму (жизни, здоровью) как ценности.
Процесс развития культуры здоровья дошкольников, связан с развитием привычки к чистоте, соблюдению правил гигиены, с активным образом жизни, воздействии окружающей среды на здоровье человека. Развитие культуры здоровья у дошкольников происходит в непосредственной образовательной деятельности, в том числе и физической культуре, режимных моментов, в игре, на прогулках, в трудовой деятельности.
По мнению Л. А. Венгера, для развития культуры здоровья необходимы специальные физические упражнения, которые укрепляют здоровье дошкольников. С этой целью каждый день с детьми дошкольного возраста организуют утреннюю зарядку, непосредственную образовательную деятельность по физкультуре. Их цель - научить детей правильному выполнению движений, разным упражнениям, которые направлены на развитие координации тела и побуждение к самостоятельной двигательной активности. Гимнастика и непосредственная образовательная деятельность по физкультуре в спортивном зале организуются под музыку, что «благотворно влияет на эмоции дошкольника, содействуют хорошему настроению детей, развивает культуру здоровья».
Актуальны для формирования культуры здоровья подвижные игры. Проводятся они в группах, во время прогулок и в промежуточные интервалы в непосредственно образовательной деятельности. Подвижные игры обязательно входят и в музыкальные занятия. Изучение движений, побуждение к двигательной активности дошкольников организуется на прогулках, которые имеют определенное содержание. Например, педагог для прогулки планирует подвижные игры, эстафету, соревнования и т. д.
Применяются некоторые методические приемы : рассказы и беседы педагога; заучивание стихов; моделирование разных ситуаций; игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.
Развитие культуры здоровья у дошкольников происходит путем применения различных форм, методов и приемов работы. В непосредственной образовательной деятельности у детей формируются представления о здоровье человека, о строении человеческого тела, о функционировании основных органов и систем человеческого организма, о взаимосвязи между окружающей социальной и природной средой и состоянием здоровья человека. Автоматизации полученных представлений содействуют наблюдения, беседы, игры, экскурсии, проблемные ситуации, опыты и др.
На экскурсиях детям рассказывают о влиянии следующих экологических факторов: грязь, пыль, выхлопные газы от машин на состояние окружающей природной среды, с последствиями такого загрязнения, что содействует развитию представлений о влиянии автомобилей на состояние природы и жизнь человека.
По мнению Л. Г. Касьяновой еще одним способом развития у дошкольников культуры здоровья является применение игровых методов. Игры наполняются содержанием о культуре здоровья и применяются для усвоения и автоматизации информации, формирования навыков. Например, дети играют мячом (по типу «Полезно - вредно») с произнесением названий продуктов питания, предметов и объектов окружающей среды, или на прогулке «появляются» животные, птицы и сказочные персонажи, знакомящие детей с разными социальными и экологическими факторами, которые наносят вред здоровью и мешают здоровому образу жизни человека.
Для непосредственного изучения дошкольниками объектов и явлений на прогулке проводятся кратковременные и долгие наблюдения и опыты. Наблюдение может показать детям влияние на природу социальных и экологических факторов, способствуют осознанию влияния окружающей социальной и природной среды на культуру здоровья. Опыты содействуют формированию у детей познавательного интереса. В опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к выводу, умозаключению, уточняют свои представления. Для развития познавательной активности и формирования культуры здоровья у старших дошкольников используются методы проблемного обучения: проблемные ситуации, постановка ситуационных задач, метод выбора, проблемные вопросы, максимально затрагивающие интересы ребенка в становлении собственного здоровья с последующим выбором альтернативных решений, необходимых для здорового образа жизни.
Особое место в формировании культуры здоровья занимает работа с родителями. Семья совместно с дошкольным образовательным учреждением является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.
Таким образом, культура здоровья жизни детей дошкольного возраста - это результат организации целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат воспитания в семье и в детском саду. Свое начало культура здоровья ребенка берет в семье. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом. Дошкольное образовательное учреждение как универсальная среда, помогает ребенку обрести элементарную культуру здоровья, определяя тем самым здоровый путь его развития.