Ирина Майборода
Статья «Фольклор для маленьких. Второй год жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
К концу второго года жизни ребёнок начинает регулироваться словом. Возможность самостоятельно перемещаться в пространстве создает предпосылки для дальнейшего активного ознакомления с окружающим и накопления собственного опыта. Интенсивно развиивается понимание речи,т. е. пассивный словарь. Динамика нарастания активного словаря неравномерна.
Интенсивно развивающееся понимание речи, расширение практического опыта создают предпосылки для использования фольклорных произведений в педагогике раннего детства. Умело используемые произведения народного поэтического творчества способствуют развитию ориентировки в окружающем; иными словами, познавательно развивают ребёнка.
Публикация «Статья „Фольклор для маленьких, Второй год жизни“» размещена в разделах
Исследование Л. Павловой (кандидат психологических наук) явилось основой для моей работе по самообразованию на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи ребёнка 2-3 лет". Я, изучив методическую литературу, опираясь на исследования Павловой, буду работать в нескольких направлениях.
Во-первых, изучение влияния устного народного творчества на развитие ребёнка будет проходить параллельно с ориентировочной активностью детей. Работая не первый год с детьми 2-3 лет, могу сделать вывод: начальные знания об окружающем, как бы ни был мал ребёнок, в первую очередь связаны с познанием человека: человек и его действия, затем виды деятельности. Предметы окружающей действительности познаются непостредственно, усваивается функциональное назначение предметов, закреплённое общественно-исторической практикой. Именно поэтому ребё нок спрашивает: "Что это?", "Что с этим (предметом) можно сделать?","Почему?", "Зачем?", "Когда?", "Как?". Именно этот факт и объясняет уже в начале второго года жизни то обстоятельство, что ребёнок накапливает впечатления в определённой системе. Сложный путь познавательного развития только начинается, произведения народного поэтического творчества помогут ребёнку в этом, так как особую роль начинает играть понимание текста. Ведь художественное произведение рассчитано на образное восприятие читающего и слушающего. Произведение воздействует на воображение, вызывает душевный отклик, пробуждает чувство сопричастности. Описываемая ситуация создаётся в воображениии посредством художественного слова.
Зная уровень сформированности восприятия ребенка одного-двух лет, воспитатель должен четко определять, какие фольклорные произведения доступны восприятию малышей? Как они начинают понимать не только общее содержание по ситуации, но и текст первых песенок, потешек, стихов? Возникновение такой способности у ребёнка говорит о значительных успехах не только в развитии понимания речи взрослых, но и о том, что он начинает воспринимать речь в художественной форме.
Второе направление я свяжу непосредственно с фольклористикой,т. е. с анализом содержания народных произведений. При реализации данного направления следует выявлять уровень сформированности конкретных возможностей в познании окружающего у детей 2-3 лет и возможностью воспринять или закрепить знания через художественное слово. Эта способность формируется у ребенка на протяжении второго и даже третьего года жизни при условии соблюдения слудеющих прнципов:
в содержании текста должны быть отражены стороны жизни, события, яркие впечатления, бывшие в опыте ребёнка, или те, которые можно воспроизвести, с тем чтобы конкретизировать какие-то значимые стороны его жизни;
следует осоуществлять системный подход в ознокомлении с окружающим с ориентировкой на человека, его действия, в различной деятельности, например, в быту (умывание, одевание, прием пищи, в труде (шитьё, стирка, в художестве (пение, танцы, игра на музыкальных инструментах);
в методике необходимо сочетать чтение поэтапное и прослушивание текста с синхронным инсценированием - широкое применение метода наглядности;
активное, действенное участие детей в ходе инсценирования и прослушивания текста.
На втором году жизни практическое взаимодействие с окружающим значительно расширяется, что создаёт объективные предпосылки для более активного познания окружающего мира. Разумеется, эти первые знания ещё элементарны и возникают на эмоционально-чуственной, ориентировочной основе. Но здесь важно то, что они приходят к ребёнк через познание человека. Так, например, малыш уже в начале второго года жизни сознательно называет окружающих взрослых по их социальному статусу в его бытовой жизни ("мама", "папа", "баба","деда","тетя","дядя"); во втором полугодии жизни он уже различает их в соответствии с возрастом и полом ("тетя", "дядя", "бабушка", "дедушка", "девочка", "мальчик").
С помощью взрослых ребё нок очень скоро усваивает особенности человека: все люди имеют глаза, руки, ноги, рот, уши. По сути дела, взрослый, называя эти части тела, знакомит малыша со строением человека в элементарной форме. Ребёнок запоминает названия частей тела и называет их. Хоть первые знания и просты, но они фундаментальны. Малыш начинает осознавать эмоцинальное состояние человека (засмеялся, заплакал, обрадовался).Уже на втором году жизни необходимо обращать внимание на душевные проявления самого ребёнка и окружающих его взрослых и сверстников, соотнося их с конкретной ситуацией, с результатом событий или действий. Постепенно приходит и понимание физическое состояние человека (боль, жажда, усталось, голод, суть его желаний (хочется есть, спать). Конечно, в этот период жизни они познаются через собственные ощущения комфорта или дискомфорта, вне связи с причиной и следствием.
Следующий важнейший этап в освоении окружающего - понимание направленности действий человека. Представления эти возникают в процессе наблюдений, участия в различных видах деятельности (бытовой, игровой, художественной).
Функциональная направленность окружающей предметной среды формирует социальный опыт, активизирует мышление, память.
Продолжается ознакомление с окружающим миромпроисходит в сравнении и в первых наивных обобщениях на фоне начальных элементарных знаний о себе и людях.
Анализ народных произведений для маленьких показыввает : их тематика в своей основе раскрывает опыт первоначальной ориентировки детей в окружающем и соответствует статусу познавательной деятельности, характерной для раннего возраста. В произведениях описываются действия человека (ребёнка, связанные с поддержанием его жизнедеятельности (прием пищи, сон, мытьё, т. е. отражены фрагменты жизни самого ребёнка, обращается внимание на заботу о ребёнке, желание доставить ему удовольствие от приема пищи, акцентируется внимание на вкусовых свойствах каши, оладушек, пряничков и т. п. Это немаловажно в воспитании ребёнка 2-х лет, когда он учиться самостоятельно держать ложку, чашку, овладевает важнейшим навыком приема пищи. Ведь все связано с его здоровьем, его благополучным ростом, поэтому овеяно заботливой добротой.
Уж я Танюшке пирог испеку,
Уж я внученьке румяненький.
Или:
Надо кашку варить.
Сашу кашкой кормить.
Овладение бытовыми процессами также закрепляет и уточняет знания ребенка о человеке и его действиях (умывание. одевание). Эти процессы для малыша представляют значительный интерес, так как они ими овладевают впервые. Взрослый передаёт ребёнку радость и бодрость, которые дарит человеку вода, эмоционнально обыгрывая самые простые, обыденные ситуации.
Водичка, водичка,
Умой Тане (Маше) личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Или:
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху.
Чтение вначале стоит приурочить к процессу умывания самого ребенка, а затем повторить с показом умывания куклы, а по прочтению спросить: "Где у ляли глазки? А у тебя где глазки?" И здесь неоценимую помощь окажут потешки, присказки, прибаутки, в которых обращается внимание ребенка к собственной персоне. Вот, например:
Глазки, глазки, вы что делали?
- Смотрели!
А, вы, ушки, ушки, что делали?
- Слушали!
А, вы, ножки, ножки, что делали?
- Ходили!
Овладение ходьбой - эпохальное событие в жизни ребёнка. Вот почему так важно оценить действия малыша, скажем, такими стихами:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке.
Топни, Катя, ноженькой.
или:
Заинька, походи,
Серенький, походи,
Вот так, вот сяк походи,
Вот так, вот сяк походи!
Чтение стихов, прибауток ("Большие ноги - шли по дороге, маленькие ножки - бежали по дорожке") можно соединить не только с реальной ситуацией хождения, но и разыграть её с двумя разными по величине куклами.
Полезны потешки, с помощью которых взрослый утверждает в ребёнке добрые чувства, воспитывает понимание сопричастности со всем, что его окружает. Вот, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший.
Коленька пригожий.
Он по лугу едет -
Луга зеленеют.
К садам подъезжает
Сады расцветают ит. д.
или:
В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди её любят,
Все её голубят.
Потешки помогут взрослому наладить эмоциональный контакт с детьми и в режимных моментах, и в игровой, свободной деятельности. Особенно важно в условиях общественного воспитания. Воспитатель должен пествовать малютку, ласкать не за что-то, а по велению сердца, по своей душевной щедрости. И тогда малыш полюбит воспитателя, у него обязательно возникнет желание обнять его, погладить, поцеловать. Взрослому следует высоко оценивать такие душевные порывы и с горячностью откликаться на них.
Малыш учиться ориентироваться в окружающем его мире, поэтому полезно подбирать произведения, в которых лаконично и точно говориться о человеке и его действиях или описываются животные, действующие как человек:
Собака на кухне
Пироги печёт.
Кот в углу
Сухари толчёт.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метёт.
Дети постепенно начинают осваивать характерные, наиболее доступные их пониманию особенности всего живого: перемещение в пространстве, потребность в пище, сне ("Вот и люди спят, вот и звери спят"; "Вот и ночь пришла, темноту привела. Заснул петушок, запел сверчок"); уловят отношение человека к животному, его доброту, ласку. Дети эмоционально чувствуют общий колорит гуманного отношения человека ко всему живому:
Уж как я свою коровушку люблю,
Свежей травкой я Буренушку кормлю,
Ты иди, моя коровушка, домой,
Напою тебя водою ключевой.
Малышам ещё недоступно осознание смены времен года с погодными явлениями. Взаимосвязь между явлениями природы возникает чисто зрительно. Ребенок ситуативно познает метаморфозы вчерашнего и сегодняшнего дня, откликается "сиюминутно" на солнышко, ветер, снег, дождь
"Радуга-дуга! Высока и туга!"
"Ах ты, зимушка-зима! Ты с морозами пришла!"
"Травка-муравка со дна подняласб"
"Закатилось красное солнышко за темные леса"
"Вот и ночь пришла, темноту привела".
К концу второго года жизни необходимо учить млышей слушать не только рифмующийся текст, но и прозу. Русские народные сказки откроют новую страницу эмоциональной жизни ребенка. При этом важно учитывать: на втором году малыш не дифференцирует реальное и сказочное. Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее воздействие на воспитание ребенка. Но данный процесс возможен не только посредством рационального педагогического процесса и обучения, но и с усилиями со стороны родителей, воспитателей.