Ольга Марьина
Консультация для родителей «Подвижные игры у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры у дошкольников: значение, история и роль в развитии ребенка
Подвижные игры занимают особое место в жизни дошкольников. Они являются неотъемлемой частью детства, позволяя ребенку не только активно двигаться, но и развиваться в физическом, эмоциональном и социальном плане. Для малышей игра — это естественная форма познания мира, способ самовыражения и общения. История подвижных игр уходит корнями в глубокую древность, а их значимость для формирования личности ребенка остается актуальной и сегодня.
История подвижных игр начинается с древнейших времен. В первобытных обществах игры имели прикладное значение. Через них дети учились навыкам, необходимым для выживания: охоте, защите, передвижению в сложных условиях. Например, игра в «догонялки» могла имитировать охоту, а метание камней или палок — освоение навыков меткости и силы.
С развитием цивилизаций подвижные игры стали приобретать культурное значение. В Древней Греции и Риме, например, игры были частью воспитания и подготовки к взрослой жизни. Греческие педагоги считали, что через игру ребенок не только укрепляет тело, но и формирует характер. В средневековой Европе подвижные игры часто проводились на праздниках и ярмарках, оставаясь важной частью народной культуры.
С развитием педагогики, значение игр стало рассматриваться более научно. Педагог Мария Монтессори, подчеркивала, что через игру ребенок лучше усваивает знания и развивает навыки. Подвижные игры начали включать в программы дошкольного воспитания, а их влияние на развитие детей стало предметом изучения.
Основное назначение подвижных игр
Подвижные игры выполняют множество функций:
1. Физическое развитие. Дети в процессе игр развивают силу, ловкость, координацию движений, выносливость. Это способствует укреплению здоровья, формированию правильной осанки и профилактике гиподинамии.
2. Социальное развитие. Подвижные игры учат детей взаимодействовать с другими, соблюдать правила, делиться и работать в команде. Они помогают формировать коммуникативные навыки, развивают чувство справедливости и ответственности.
3. Эмоциональное развитие. Игры позволяют детям выражать эмоции, учиться управлять ими. Активные движения помогают справляться со стрессом и напряжением, дают выход энергии.
4. Когнитивное развитие. Многие игры требуют от детей внимания, сообразительности, умения быстро принимать решения. Они развивают память, мышление и воображение.
Разучивание движений через игру
Освоение новых движений — важная часть физического воспитания дошкольников. Подвижные игры позволяют детям учиться двигаться свободно и уверенно, развивать координацию и чувство равновесия.
Например, такие игры, как «Прыжки через скакалку», «Перепрыгни через лужу» или «Догони мяч», помогают детям освоить прыжки, бег, метание. В процессе игры ребенок не только повторяет движения, но и закрепляет их, совершенствуя технику.
Важно, чтобы обучение движениям происходило в игровой форме. Дети легче усваивают новое, если оно связано с интересным сюжетом или соревнованием. Например, вместо простого бега можно предложить игру «Лиса и зайцы», где дети, изображая зайцев, должны убегать от лисы.
Подвижная активность — это естественная потребность ребенка. Маленькие дети обладают большим запасом энергии, которую им необходимо куда-то направить. Игры позволяют удовлетворить эту потребность, одновременно принося радость и пользу.
Через игру ребенок познает окружающий мир, развивает свои физические и психические способности. Например, в игре «Прятки» дети учатся ориентироваться в пространстве, развивают внимание и терпение. В играх с мячом совершенствуются координация движений и реакция.
Игры помогают детям справляться с эмоциональным напряжением, выражать свои чувства и энергию. Они также способствуют формированию у ребёнка позитивного отношения к физической активности, что важно для здоровья.
Подвижные игры также помогают детям адаптироваться к коллективу. Они учатся взаимодействовать с другими, делиться игрушками, ждать своей очереди. Это особенно важно для дошкольников, которые только начинают осваивать социальные нормы.
Роль взрослого в организации подвижных игр трудно переоценить. Воспитатели и родители должны создавать условия для игр, подбирать их в соответствии с возрастом и интересами детей, а также участвовать в них.
Важно следить за безопасностью детей, особенно если игра проходит на улице или в спортивном зале. Взрослый также должен объяснять правила игры и следить за их выполнением, чтобы избежать конфликтов.
Заключение
Подвижные игры — это не просто развлечение, а мощный инструмент для развития дошкольников. Они помогают детям расти здоровыми, активными, коммуникабельными и уверенными в себе. История подвижных игр показывает, что их значение остается неизменным на протяжении веков.
В современном мире, где дети всё чаще проводят время за экранами, особенно важно сохранять традицию подвижных игр. Они не только развивают физические и социальные навыки, но и дарят детям радость, создают условия для полноценного детства. Воспитатели и родители должны помнить о значении игр и активно включать их в жизнь ребенка.
Используемая литература:
1. Е. А. Тимофеева «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста», 1986 г.
2. Э. Я. Степаненкова «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», 2006 г.