татьяна назарова
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья для научно-методического сборника "Интеллектуальное воспитание в современном образовательном пространстве".
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Назарова Т. А.
Воспитатель первой квалификационной категории, ДОУ «Орленок»
Новосибирская область, г. Куйбышев
Я не боюсь еще раз и еще раз повторить:
Забота о здоровье-это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
развитие, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Работая в группе, я обратила внимание, что у некоторых детей снижен иммунитет, поэтому выбрала тему по самообразованию «Формировании основ здорового образа жизни».
Задача раннего формирования основ здорового образа жизни актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
Эта тема очень актуальна. "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Моя задача — научить детей покорять эту вершину.
Я создаю условия для сохранения и укрепления здоровья детей, применяю эффективные методы закаливания и оздоровления в условиях детского сада и формирую привычки к здоровому образу жизни.
Для успешной реализации своей цели создаю соответствующую развивающую предметно - пространственную среду, а также спокойную доброжелательную атмосферу, в которой могут проявляться задатки и способности ребёнка. Оформила для детей в группе мини-центр, «Здоровей-ка». В него входят: игры, плакаты, буклеты по ЗОЖ.
Одна из важнейших моих задач сохранить и укрепить здоровье моих воспитанников. Родители нам доверили самое дорогое, что у них есть.
На начальном этапе работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни я знакомлю родителей с режимом дня в детском саду, предлагаю возможные варианты режима дня дома, провожу анкетирование по выявлению отношения к здоровому образу жизни.
Эффективно использую в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики и внедряю их в практику работы с детьми. С целью положительных результатов использую нетрадиционное оздоровление- самомассаж Су-Джок шарами.
Для осуществления вышеназванных оздоровительных мероприятий, с помощью родителей оформила в группе физкультурный уголок с традиционным и нетрадиционным оборудованием: палочки для массажа ног, «дорожки здоровья» (ребристая, змееобразная с использованием пробок, шнура, пенопласта). Разработала систему оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь, укрепляется здоровье. Развиваются двигательные умения, ум, слух, внимание. Для этого созданы оптимальные условия.
В результате физкультурно – оздоровительной работы уровень заболеваемости детей группы снизился на 17%. У детей повысился уровень физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость, более развиты координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
Результаты анкетирования показали эффективность использования данных форм работы с семьями в повышении педагогической грамотности родителей, в вопросах формирования навыков здоровья. Увеличилось число семей, которые целенаправленно стали заниматься формированием привычки к здоровому образу жизни (соблюдением режима дня, личной гигиены, закаливанием детей в домашних условиях).
Большую роль играют и здоровьесберегающие технологии. Они способствуют: формированию представления о здоровом образе жизни, совершенствованию двигательных навыков детей, воспитанию у детей потребность в движении, потребность в самосовершенствовании;
Использую здоровьесберегающие технологии в режиме дня:
Утренняя гимнастика. При организации утренней гимнастики использую различные комплексы например «Мир животных». Где дети, выполняя комплекс, берут на себя роль различных животных: мышек, косолапых мишек, зайцы и т. д.
Физкультминутки на занятиях. Перед сном- релаксация. После сна - гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика, ходьба по дорожкам здоровья.
Используя здоровьесберегающие технологии, мы достигли хороших результатов. Дети лучше стали усваивать изучаемый материал, с большим интересом относятся к занятиям, вырос интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. У ребят формируется положительный настрой.
Подводя итог хочу сказать, что ситуация со здоровьем детей продолжает оставаться главной стратегической проблемой в области образования.
Таким образом, к вопросу формирования здорового образа жизни дошкольников необходимо подходить комплексно, привлекая не только родителей детей, но и узких специалистов дошкольных учреждений.