Татьяна Кольцова
Дидактические игры в этнокультурном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы,
ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память,
честность и внимание, трудолюбие и воображение,
интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность,
язык и реактивность —словом, все,
что составляет богатство человеческой личности.
И. Хейзинга
Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
Важно для обеспечения реализации этнокультурного направления создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (ФГОС к условиям реализации Программы). Это могут быть отдельные компоненты в уголках, организованных в групповой комнате: папки с национальными костюмами и традиционными узорами мордвы, татар и русских, народные куклы в национальных костюмах, художественная литература, образцы росписи, бытовые предметы, альбомы с фотографиями города, села, природы, животным миром, растениями и др.
Учитывая особенности детского возраста, важным средством этнокультурного воспитания является игра, в том числе дидактическая. Целесообразность использования дидактических игр при приобщении детей дошкольного возраста к культуре разных народов, заключается в том, что дети непосредственно в игровой деятельности, незаметно для себя, в игровых действиях проявляют свое отношение к этим элементам. Дидактическая игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Народные дидактические игры характеризуются познавательным содержанием, разнообразием игровых действий. Взаимодействуя с предметами (нанизывая кольца на палку, собирая пирамидку, матрёшку, ребёнок обучается, развиваются его сенсорные способности, психические процессы. Не уменьшается интерес к использованию дидактических игр в ознакомлении дошкольников с окружающей этнокультурной действительностью и в наши дни. Многие исследователи (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова и др.) рассматривали дидактическую игру как важнейшее средство и форму организации национального и интернационального воспитания детей. Так, Э. К. Суслова отмечала, что в таких играх заключены большие возможности воспитания у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, развития навыков общения. М. В. Степанова рассматривает дидактическую игру как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой разных народов.
Система дидактических игр этнокультурного содержания, должна быть ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональной сферы детей положительными моментами при встрече с элементами народной культуры; на творческое развитие. Эти игры должны обеспечивать процессы простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур, развития интереса к познанию культуры своего и других народов. Необходимо помнить о том, что дидактические игры этнокультурного содержания не должны являться самоцелью, их содержание, игровые действия, игровая задача в первую очередь нацелены на развитие личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы.
Большое значение имеет содержание дидактических игр. Познавая окружающий мир во всём его многообразии, ребёнок получает представления о действительности, усваивает ценностное отношение к ней. Содержание игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса : языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством. В дидактических играх легко интегрируется разнообразное содержание этнокультуры. Они могут быть включены в занятия или использоваться в индивидуальной работе с дошкольниками. То, что знакомство с элементами этнокультуры осуществляется в игровой форме, а не в сухом дидактическом занятии, обеспечивает включение произвольных и непроизвольных процессов восприятия, внимания, памяти. Несложные по содержанию и способам выполнения дидактические игры дошкольники старшей и подготовительной к школе группы изготавливают сами под руководством педагога. К дидактическим играм с этносодержанием предъявляются следующие требования:
• Содержанием дидактических игр является народное прикладное искусство народов Мордовии, Поволжья, а именно, традиционные жилища, предметы домашнего обихода и утварь.
• Содержание игр подбирается в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
• Дидактические игры носят воспитывающий и развивающий характер.
• Содержание дидактических игр строится на вариативной основе с постепенным усложнением содержания и правил игры.
• При изготовлении дидактических игр необходимо использовать не только картон и бумагу, но и традиционные поделочные материалы (бересту, замшу, кожу, мех).
• Дидактические игры должны отвечать эстетическим требованиям и вызывать эстетические чувства у детей.
• Дошкольники шести-семи лет активно включаются в процесс изготовления дидактических игр, к самодельным играм дети относятся более бережно и охотно участвуют в ролевых играх.
Я предлагаю вашему вниманию дидактические игры, в содержание которых вошли элементы объектов традиционного зодчества и образцов декоративно-прикладного искусства. Данный дидактический материал, может успешно применяться как один из доступных способов подачи детям познавательного этнографического материала.
«Найди названный предмет»
Дидактическая задача : побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта.
Игровые действия: отгадывание.
Материалы: предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.
«Путешествуем по сказкам»
Дидактическая задача : закрепить знания детей о народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках, воспитывать желание быть похожими на них.
Игровые действия: при помощи известного сказочного персонажа (например, Ведявы) ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребёнку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нём, воспитатель даёт фишку.
Материалы: картинки с изображениями известных персонажей народных сказок, кукла Ведява, фишки.
«Чей орнамент?»
Дидактическая задача : назвать элементы национального орнамента.
Игровое действие: соотнести изображение фрагмента орнамента на маленькой карточке с его полным изображением на большой карточке.
Игровое правило: по указанию ведущего отгадать, орнамент какого народа изображён на карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку, накрывает ею соответствующий участок на большой карточке.
Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов.
«Кто знает больше "волшебных"слов по …»
Дидактическая задача : закреплять навыки владения родным (национальным) языком с использованием «волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др. (сюкпря, инеськеть, шумбрачи и др., воспитывать культуру общения.
Игровые действия: передавая мяч по кругу, дети называют вежливые слова на различных языках: первый круг – по русски, второй – по эрзянски и т. д.
«Магазин одежды»
Дидактическая задача : учить детей узнавать национальный костюм по его элементам (панго, пулай, икельце паця, кемть и т. д.) и цветовой окраске;
воспитывать интерес к народной культуре.
Игровые действия: дети покупатели по карточкам, на которых изображены элементы национальных костюмов, просят группу детей продавцов подобрать им остальные детали национального костюма.
Материалы: карточки с изображением деталей национальных костюмов.
«Угадай и расскажи»
Дидактические задачи : закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно - прикладного искусства; закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии; развивать эстетический вкус.
Материал: карточки с изображением изделий народных промыслов.
Игровые правила: дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают. Игрушка какого промысла изображена. Поощряется если ребенок может доказать правильность своего ответа.
«Собери восьмиконечную звезду»
Дидактические задачи : закреплять умение детей составлять восьмиконечную звезду способом аппликации по мотивам мордовского орнамента; поддерживать интерес к народной культуре.
Материал: элементы восьмиконечной звезды из бумаги (картона).
Игровые правила: дети должны собрать восьмиконечную звезду, используяданные элементы методом аппликации. Выигрывает тот, кто первым сложил восьмиконечную звезду.
«Угадай, откуда я приехал»
Дидактическая задача : закрепить и расширить знания детей о разных народах.
Игровая задача: угадать, откуда приехали гости.
Игровое действие: появление детей в народных костюмах, их рассказы о местах, где они «живут», о главных достопримечательностях, о национальных героях; ответы на вопросы детей, принимающих гостей.
Игровое правило: высказывать свои догадки только после выступления гостя, не перебивать его, вежливо и чётко задавать вопросы для уточнения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактические игры являются эффективным средством приобщения детей к национальным традициям. Играя в эти игры, дети как бы сами погружаются в эту атмосферу чужой культуры, атмосферу нового, интересного, ранее незнакомого им. Они с большим желанием начинают интересоваться другими народами, стараются узнать больше о своей культуре, сравнивают, чем одни народы похожи друг на друга, чем отличаются. В своей обыденной жизни начинают использовать эти знания: играют в народные игры; по мотивам сказок разных народов начинают рисовать, украшают рисунки традиционными узорами и в своем рассказе по рисунку это отмечают. У детей формируются толерантные отношения, положительные представления и отзывы о других людях. И хочется надеяться, что в будущем эти представления, отзывчивость, так и останутся у них на всю жизнь.
Литература
1. Дидактические игры этнокультурного содержания/Сост. Л. М. Захарова, И. Г. Сайфутдинова, Н. У. Гладилина. – Ульяновск, 2008. – 50 с.
2. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром : практико-ориентированная монография / О. В. Дыбина. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.
3. Котлякова, Т. А. Дидактические игры художественного содержания для старших дошкольников : метод. пос. / Т. А. Котлякова. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2006. – 52 с.
4. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет народным искусством. М. : Мозаика-Синтез, 2005.