Далия Мусикова
Дидактическая кукла как средство познавательного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мусикова Далия Петровна,
педагог дошкольного образования
ГБДОУ №8 Выборгского района г. Спб
Структура статьи:
Аннотация
Актуальность проблемы
Кто занимался данной проблемой
Как решается вопрос лично автором статьи
Какие инструменты используются
Варианты решения проблемы
Примеры, предлагаемые автором
Вывод
Список источников
Дидактическая кукла как средство познавательного развития детей раннего возраста.
Публикация «Дидактическая кукла как средство познавательного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
Аннотация. В статье автор описывает возможности использования дидактической куклы в ходе педагогического взаимодействия с детьми, направленного на познавательное развитие детей. Описывает требования к такой кукле и особенности образовательных ситуаций с ней.
ключевые слова: дидактическая кукла, познавательное развитие, мотивационный компонент, свойства окружающих предметов.
"Кто в детстве в куклы не играл,
тот детства не видал"
(народная мудрость).
Ранний возраст - уникальный период в жизни ребенка, в течении которого происходит интенсивное развитие всех сфер личности. С самого рождения малыш вынужден приспосабливаться к внешним условиям, постепенно осваивая новые виды деятельности, соответственно формированию физиологических и психических функций. В период раннего детства происходит активное развитие познавательных процессов, ребенок начинает проявлять познавательный интерес к миру и событиям вокруг него, но нуждается в педагогической поддержке и помощи.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предлагает педагогам использовать новые подходы в воспитании и обучении детей раннего возраста, занимать личностно-ориентированную и гуманистическую позицию в процессе педагогической работы. Познавательное развитие ребенка рассматривается как развитие интересов детей, любознательности, мотивации к познавательной деятельности. Педагог должен ориентироваться не на директивную передачу знаний и умений, а на формирование субъектной позиции ребенка, его самостоятельности и активности в познавательной деятельности.
В современной социальной ситуации детей окружает множество различных гаджетов, которые отвлекают ребенка от самой важной для него деятельности – тактильного обследования предметов, манипулирования и действий с ними. Игрушки, представленные в магазинах, чрезмерно перегружены деталями, ориентированы исключительно на привлечение ситуативного внимания и, часто, не несут дидактической функции. Таким образом, особой задачей педагога становится ввести в жизнь ребенка простые игрушки, не оборудованные музыкальными и световыми эффектами, но обладающие важными развивающими функциями.
Игрушка в процессе игры является самым близким предметом для ребенка, а одним из важных посредников между окружающим миром и ребенком становится кукла, которая в определенных условиях становится дидактической в руках педагога. Однако наблюдения за работой воспитателей групп раннего возраста позволили сделать вывод, что педагоги не используют дидактическую куклу для решения задач познавательного развития.
Дидактически оборудованная кукла – универсальный инструмент педагога, обладающий уникальными дидактическими свойствами и широким спектром возможностей для использования в работе с детьми раннего возраста.
Е. И. Тихеева разработала серию дидактических приемов и методов, направленных на развитие речи детей, основанных на игровых действиях с дидактически оборудованной куклой. Данная кукла, по мнению педагога, должна быть приспособлена для обучения детей, иметь набор аксессуаров (набор одежды, головных уборов, обуви, мебели и. т. д., необходимых для знакомства ребенка с повседневной жизнью, обогащения их активного и пассивного словаря.
Также, вариативность использования дидактической куклы позволяет педагогу помочь детям раннего возраста адаптироваться к детскому саду, познавать окружающую действительность, освоить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, совершенствовать восприятие сенсорных эталонов.
Кукла, которую можно применять для познавательного развития детей раннего возраста, должна быть яркой и привлекательной, иметь тщательно продуманный набор аксессуаров, которые помогут познакомить ребенка с предметным и социальным миром в ходе игры. По мнению Е. И. Тихеевой “Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства”.
Дидактическая кукла является посредником между педагогом и ребенком, позволяет незаметно для ребенка осуществлять педагогическую деятельность по воспитанию и обучению. Для детей характерно «очеловечивание» кукол, что значительно расширяет возможности их использования в образовательном процессе.
Еще Н. К. Крупская в своей статье “Об игрушках для дошколят” писала, что “важно, чтобы ребенок имел простую, небьющуюся, неуродливую куклу, которую он бы мог купать, умывать, одевать и раздевать, в процессе этом учась завязывать тесемки, застегивать пуговицы. Кукла должна быть самая простая, дешевая, но красивая, такая, которую трудно испортить, изуродовать”. То есть, для всестороннего развития младших дошколят необходима кукла, образ ребенка, с которым можно производить действия, в процессе которых происходит практическое освоение окружающего мира, сопровождающее тактильное обследование, восприятие свойств предметов, развитие речи. Кукла должна быть простой, но красивой, чтобы привлечь внимание малыша, способствовать его эстетическому развитию.
Требованиям, предъявляемым к обычной кукле : простота, конкретизация, натурализм, внешнее сходство с человеком, эстетичность, красота, безусловно, должна соответствовать и дидактическая кукла. Помимо этого, дидактическая кукла должна быть приспособлена для обучения детей, иметь необходимый набор аксессуаров, которые будут использоваться в непосредственной образовательной деятельности.
Примеры образовательных ситуаций с дидактически оборудованной куклой :
“Оденем куклу на прогулку”
“Накорми куклу”
“Кукла собирается в гости”
“Умоем куклу”
Уложим куклу спать” и. т. д.
Таким образом, при соблюдении всех требований к кукле, ее оборудованию, а также к образовательным ситуациям с куклой предполагается эффективное развитие познавательной активности и познавательных действий детей раннего возраста.
Список литературы:
Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. /Н. М. Аксарина. – 3-е изд. – М. : Издательство “Медицина”, 2006 – 304 с.
Павлова Л. Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста /Под ред. Л. Н. Павловой. - М., 1986 – 176 с.
Пешкова Н. В. Развивающие занятия с детьми раннего возраста : простые секреты успешной работы /Пешкова Н. В. - СПБ: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО - ПРЕСС”, 2014 - 192 с.