Коростелева Наталья Александровна
Детский сад — территория развивающего взаимодействия детей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Детский сад – территория развивающего взаимодействия детей и родителей»
Выполнила: воспитатель средней логопедической группы «Пчелки»
Коростелева Н. А.
Хотите подарить вашему ребенку истинное детство?
Подарите ему самого себя: маленького, шаловливого,
мудрого взрослого.
Ш. А. Амонашвили
Публикация «Детский сад — территория развивающего взаимодействия детей и родителей» размещена в разделах
Дошкольное детство - один из важнейших этапов в жизни ребенка. И очень важно в этот период правильно организовать все пространство, в котором находится ребенок. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. В настоящее время детские сады в России посещают 50% детей дошкольного возраста, и установление нового типа взаимосвязи детского сада и семьи является, решающим условием обновления системы дошкольного воспитания.
Инновационная деятельность в образовании сосредоточена сегодня на обновлении форм взаимодействия образовательных учреждений с семьей. Актуальность поиска обусловлена тем, что за последние десятилетия изменились не только дети, но и их родители. Новое поколение родителей существует в обновленном социокультурном пространстве, является носителем современной коммуникации, все активнее осваивает ее новые средства, ведет современный образ жизни и при этом очень нуждается в сопровождении и поддержке.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сегодня сформулированы требования к взаимодействию ДОО с родителями - обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС ДО, учреждение обязано:
• Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о программе, а также информировать и всех заинтересованных лиц, вовлеченных в образовательную деятельность;
• Обеспечить открытость дошкольного образования;
• Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• Создать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального тыла, поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом, непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Как показали современные исследования в области семьи (Зверева О. Л., Маркова Т. А, Арнаутова Е. П, и д. р.) перечисленные авторы считают, что семейный институт есть институт эмоциональных и социальных отношений. Ребенок сегодня, как и раньше, ожидает от своих близких и родных ему людей (мамы, папы, дедушки, бабушки, брата, сестры) безоговорочной любви: его любят не за хорошие оценки и поведение, а любят просто так, за то, что он есть. Семья для ребенка, это источник социально-общественного опыта. Здесь происходит его социальное рождение, примеры для подражания. Чтобы вырастить нравственно здоровое поколение, нужно решать эту проблему всем вместе: детский сад, семья, общественность, социальные партнеры. В последнее время начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и ДОУ. В основе лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Сегодня существуют несколько форм работы с семьей:
Традиционные и нетрадиционные
Традиционные:
- родительские собрания, консультации, беседы, тренинги, «круглые столы»
Нетрадиционные:
Присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий; участие в тематических занятиях; участие в выставках, вернисажах; совместный выпуск журналов и книг ; посещение открытых занятий; помощь родителей в оснащении педагогического процесса, инициативность, ответственность, ценностное отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
День добрых дел - помощь родителей по благоустройству территории, косметический ремонт (покраска) групповых помещений….
Проведение спортивных соревнований «Мама, папа, я – дружная, здоровая семья» - привлечение родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада.
Эффективным средством интеграции дошкольного учреждения и семьи, является совместная проектная деятельность детей и родителей. Эта форма работы подводит родителей к пониманию того, что совместные усилия необходимы прежде всего детям для их полноценного, гармоничного развития. На сегодняшний день педагоги образовательного учреждения, уверены, что проведенная работа способна улучшить часто повторяющуюся в дошкольных учреждениях ситуацию, когда отсутствует полноценная система взаимодействия «педагог – родитель» в процессе воспитания ребенка, и открыть неизвестные ранее возможности развития взаимоотношений в системе «ребенок – родитель – педагог»
Как мы видим, содержание и формы работы с семье в дошкольном образовательном учреждении отличаются разнообразием, здесь не может быть единого стандарта. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитании и образования.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Надо помнить, что семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по своему передает ребенку социальный опыт, и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ. -М. ТЦ Сфера, 2014.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Центр педагогического образования, 2014.
3. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М. : Линка – Пресс, 2004.
4. Аромштан М. С. Ребенок и взрослый в «педагогике переживания».- М. : Линка-Пресс, 1998.
5. Детский сад и молодая семья : основы успешного взаимодействия / под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
6. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников –М. : Центр педагогического образования, 2016.
7. Деркунская В. А. Создание модели эффективного партнерства семьи и ДОУ: от диагностики к проектированию // Детский сад : теория и практика. - 2015.-№ 12.- С. 5- 12.
8. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
9. Елисеева Т. Н. Детский сад и семья : современые формы взаимодействия. – М., 2012.
10. Фитцпатрик Д. Г. Диалог с ребенком / сост., отв. Ред. В. Я. Дольникова. - М. : Аквариум, 1996.