Лучший педагог года

Эвритмия как метод коррекционной технологии в работе с детьми с расстройством аутистического спектра

ольга денисова
Эвритмия как метод коррекционной технологии в работе с детьми с расстройством аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы

Эвритмия - как метод коррекционной технологии

в работе с детьми с Расстройством Аутистического Спектра.

Денисова О. В.

музыкальный руководитель

Аутизм это серьёзное нарушение обычного развития ребенка, возникающее в первые два года жизни и приводящее к дефектам речи, игры, ухудшению когнитивных и социальных функций, навыков самостоятельной жизни. Дети с аутизмом обучаются иначе, зачастую они не понимают переданную словами или жестами информацию, чем другие дети, не могут разобраться в своих сенсорных ощущениях, в той или иной степени избегают общения с людьми, ограничивают контакт с окружающим миром. Ребенок может проявлять страх, радостное возбуждение или равнодушие. Они зацикливаются на определенных действиях или предметах и это мешает развитию их игровой и познавательной деятельности. У детей с аутизмом нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативное поведение в целом. Независимо от времени появления речи, уровня ее развития, ребенок не использует речь, как средство общения. Степень аутистических расстройств у детей, как правило, различная. В детском саду трудно встретить детей с одинаковыми нарушениями, а также следует учитывать, что глубина этих нарушений может колебаться в период дошкольного детства и меняться с возрастом. Несмотря на нарушения процессов обучения у детей с растройством аутистического спектра (РАС) учеными совместно с психологами и педагогами на основе принципов научения и принципов поведенческой терапии были разработаны и созданы эффективные методы для работы с такими детьми. Музыкальная деятельность обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, и играет значительную роль в процессе обучения и воспитания «особых» детей.

Публикация «Эвритмия как метод коррекционной технологии в работе с детьми с расстройством аутистического спектра» размещена в разделах

В нашем дошкольном учреждении существует группа с РАС. Пройдя специальные курсы повышения квалификации, изучив методическую и научную литературу я преступила к работе. Было трудно, ни один из методов не шел в работу, не было эмоционального отклика детей на музыку, игры, дидактические игрушки. Передо мной встал вопрос «Что делать?» педагогу дошкольного музыкального воспитания. Способна ли я повлиять на развитие таких детей? Внимательно наблюдая за детьми я стала обращать внимание на непроизвольные телесные реакции, которые проявляются в ответ на характер музыки, громкость, темп, а самое главное - музыкальный акцент. Я считаю, что, работая с детьми РАС, музыкальный руководитель не должен ставить перед собой цель развития музыкальных способностей. Для детей с проявлениями аутизма на первый план выходят другие задачи: стимуляция и активизация речи, получение эмоционального отклика на музыкальную деятельность, развитие коммуникации и социального взаимодействия. Переосмыслив свой опыт, я пришла к выводу, что особенность работы с такими детьми состоит не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка. Не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарной вокализации, простейших звукоподражаний. Методом проб и ошибок, внедряя опыт коллег и проанализировав проделанную работу я пришла к выводу, что применяемая технология, Эвроритмия, даёт положительный результат. Хочу поделиться своим опытом работы по внедрению этого метода в занятия с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в рамках обычного детского сада. Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки. Сущность Эвроритмии – выражение себя во внешнем мире. Основная цель метода - помочь ребенку в развитии способности к социальному партнерству и самовыражению. Эвроритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который благотворно влияет на социализацию детей. Отличительной особенностью применения данного метода является то, что он предполагает обучение и развитие детей разного уровня физических и психологических особенностей. В процессе формирования знаний, умений и навыков детей с РАС опираюсь на метод личностно – ориентированного обучения, а так же на индивидуальный дифференцированный подход с учётом особенностей каждого ребёнка. Весь процесс музыкальной деятельности я разделила на два блока:

1. «Мир звуков» 2. «Мир музыки»

«Мир звуков» - включает в себя знакомство с звучанием музыкальных инструментов (колокольчики, металлофон, маракасы, звуковые игрушки) ознакомление построено на теориях сенсорного воспитания М. Монтессори, Л. А. Венгер «Формирования перцептивных действий», «Понятие о сенсорных эталонах» А. В. Запорожца. Первоочередная задача в блоке - погружение ребенка в мир звуков, от слушания к узнаванию, от первых прикосновений к музыкальным инструментам до самостоятельной манипуляции и игры. В своих наблюдениях за детьми я заметила, что звучание колокольчика, металофона успокаивает и завораживает детей, проявляются первые эмоции. На этом этапе важно понять, как ребенок относится к звукам, что пугает, вызывает тревогу, а что радует. Следует отмечать какой характер, высота и громкость звучания инструментов наиболее восприимчивы ребенком. Совместная игра на музыкальных инструментах позволяет установить более доверительные отношения. Не стоит надеяться и стремится к скорому достижению результата и не следует корректировать манипуляции, если они не носят разрушительный характер, важно дать ребенку возможность услышать звук и насладиться его звучанием. В процессе моей работы были адаптированы и введены в занятия с детьми специальные игры - упражнения разработанные и нацеленные на развитие восприятия звуков и самостоятельной манипуляцией музыкальными инструментами.

«Птичка» (металофон, колокольчик)

«Погремушки у Петрушки» (погремущки, маракас)

Игровая задача - знакомство со звучанием музыкальных инструментов, развитие моторики руки, формирование контакта со взрослым.

Игровые действия – под музыкальное и текстовое сопровождение. Дети манипулируют инструментом извлекая звук, с момента музыкального и словестного акцента, действия останавливаются. Игра на музыкальном инструменте заменяет стереотипии, характерные для аутизма, когда предмет бессмысленно вертят в руках, и побуждает ребенка к осознанному действию с инструментом, с целью извлечь звук. Данные игры - упражнения нацелены на интелектуальное развитие через повторение одинаковых действий. В предварительной работе используются : пальчиковые игры; игры с предметами; стихи с движениями, упражнения на координацию.

«Мир музыки»

Подбор музыкального репертуара требует особого внимания, т. к. реакции детей на музыку, которую они слушают, непредсказуемы – страх, отстраненность, радостное возбуждение или равнодушие. Текстовое песенное сопровождение облегчает детям восприятие, помогает ориентироваться в пространстве, манипулировать предметами. Восприятие музыки дается детям легче и помогает проявлять свои эмоции в комплексе с ритмическими движениями, которые способствуют развитию коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме, помогают детям контролировать свои мышцы и эмоциональное состояние. Например, упражнение «Веселые кубики»

«В руки кубики мы взяли по дороже зашагали» (дети произвольно ходят по залу)

«Будем весело шагать да и на кубиках играть» (дети останавливаются на музыкальный выраженный акцент и четкое произношение слова «стоп» далее отыгрывается ритм)

У Детей с РАС всегда монотонные движения (кружение, полевое поведение, качание) эту особенность можно применить если в руки детям дать различные предметы :цветочки, ленточки, султанчики и т. п.) Вальсовая музыка хорошо ложиться на ритм движения детей, а текстовое сопровождение побуждает к определенным действиям, например упражнение «Листочки», в котором дети двигаются свободно по залу под музыкальное и текстовое сопровождение с наступлением акцента музыкального и словестного останавливаются и выполняют качание рук, туловища в соответствии с текстом и музыкой. Так же в данный блок мной были включены упражнения побуждающие детей к проговариванию слов, слогов, звуков. Эвроритмия способствует проявлению простейшей вокализации. Музыка способна спровоцировать вербальную реакцию или отдельную вокализацию, которая может оказаться предпосылом речевого высказывания, что в дальнейшем вызовет стремлению к общению. Подбирая песни с простыми словами, припевы которых содержат звукоподражания, слоги, учитываю, чтобы песня была не только доступной, но и интересной. Если ребенок проявляет повышенный интерес к определенной теме, то нужно включить в репертуар песню на эту тему. Слова припева можно заменить на слоги – подходящие звукоподражания или же просто: "ля-ля-ля". Активность восприятия воспитывается также путем привлечения внимания к характеру наиболее контрастных музыкальных произведений. Различный характер музыки дети передают движениями рук: на веселую, плясовую мелодию — руки "танцуют", на спокойную мелодию — руки "прячутся" за спину. На начальном этапе использую фразу обращающую внимание «Делай, как я» в дальнейшем возможно применять метод «подкрепления», в данном случае, хорошо работает жетонная работа. Немаловажным считаю в своей работе особенность построения занятий. Они имеют гибкую структуру, зависящую от настроения и состояния детей. Каждое музыкальное занятие выстроено по тематическому принципу и циклично.

Совместными усилиями мы с педагогами добились общей цели: помогли детям адаптироваться к детскому саду. Пройдя апробацию метода Эвритмия у детей наблюдается определенная положительная динамика. Дети идут на контакт, установлены доверительные отношения, включаются в игровую деятельность, могут подпевать повторяющиеся слова и слоги, произносят короткие слова, участвуют в коммуникативных играх и танцевальных упражнениях. Считаю, что применение метода Эвритмии в коррекционной технологии имеет положительный результат, а следовательно его успешно можно применять в работе с детьми с РАС, расширяя границы взаимодействия.

Публикации по теме:

Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНРИспользование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Мастер-класс «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми. Создание Сказочной Страны» Мастер-класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание Сказочной Страны». воспитатель Хавшабо Е. И.

Метод «Мандала» в работе с детьми ДОУМетод «Мандала» в работе с детьми ДОУ Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория,.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эвритмия как метод коррекционной технологии в работе с детьми с расстройством аутистического спектра
Опубликовано: 22 ноября 2023 в 13:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эвритмия как метод коррекционной технологии в работе с детьми с расстройством аутистического спектра» (включая файлы) размещена пользователем ольга денисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД