ольга денисова
Эвритмия как метод коррекционной технологии в работе с детьми с расстройством аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Эвритмия - как метод коррекционной технологии
в работе с детьми с Расстройством Аутистического Спектра.
Денисова О. В.
музыкальный руководитель
Аутизм это серьёзное нарушение обычного развития ребенка, возникающее в первые два года жизни и приводящее к дефектам речи, игры, ухудшению когнитивных и социальных функций, навыков самостоятельной жизни. Дети с аутизмом обучаются иначе, зачастую они не понимают переданную словами или жестами информацию, чем другие дети, не могут разобраться в своих сенсорных ощущениях, в той или иной степени избегают общения с людьми, ограничивают контакт с окружающим миром. Ребенок может проявлять страх, радостное возбуждение или равнодушие. Они зацикливаются на определенных действиях или предметах и это мешает развитию их игровой и познавательной деятельности. У детей с аутизмом нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативное поведение в целом. Независимо от времени появления речи, уровня ее развития, ребенок не использует речь, как средство общения. Степень аутистических расстройств у детей, как правило, различная. В детском саду трудно встретить детей с одинаковыми нарушениями, а также следует учитывать, что глубина этих нарушений может колебаться в период дошкольного детства и меняться с возрастом. Несмотря на нарушения процессов обучения у детей с растройством аутистического спектра (РАС) учеными совместно с психологами и педагогами на основе принципов научения и принципов поведенческой терапии были разработаны и созданы эффективные методы для работы с такими детьми. Музыкальная деятельность обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, и играет значительную роль в процессе обучения и воспитания «особых» детей.
Публикация «Эвритмия как метод коррекционной технологии в работе с детьми с расстройством аутистического спектра» размещена в разделах
В нашем дошкольном учреждении существует группа с РАС. Пройдя специальные курсы повышения квалификации, изучив методическую и научную литературу я преступила к работе. Было трудно, ни один из методов не шел в работу, не было эмоционального отклика детей на музыку, игры, дидактические игрушки. Передо мной встал вопрос «Что делать?» педагогу дошкольного музыкального воспитания. Способна ли я повлиять на развитие таких детей? Внимательно наблюдая за детьми я стала обращать внимание на непроизвольные телесные реакции, которые проявляются в ответ на характер музыки, громкость, темп, а самое главное - музыкальный акцент. Я считаю, что, работая с детьми РАС, музыкальный руководитель не должен ставить перед собой цель развития музыкальных способностей. Для детей с проявлениями аутизма на первый план выходят другие задачи: стимуляция и активизация речи, получение эмоционального отклика на музыкальную деятельность, развитие коммуникации и социального взаимодействия. Переосмыслив свой опыт, я пришла к выводу, что особенность работы с такими детьми состоит не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка. Не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарной вокализации, простейших звукоподражаний. Методом проб и ошибок, внедряя опыт коллег и проанализировав проделанную работу я пришла к выводу, что применяемая технология, Эвроритмия, даёт положительный результат. Хочу поделиться своим опытом работы по внедрению этого метода в занятия с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в рамках обычного детского сада. Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки. Сущность Эвроритмии – выражение себя во внешнем мире. Основная цель метода - помочь ребенку в развитии способности к социальному партнерству и самовыражению. Эвроритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который благотворно влияет на социализацию детей. Отличительной особенностью применения данного метода является то, что он предполагает обучение и развитие детей разного уровня физических и психологических особенностей. В процессе формирования знаний, умений и навыков детей с РАС опираюсь на метод личностно – ориентированного обучения, а так же на индивидуальный дифференцированный подход с учётом особенностей каждого ребёнка. Весь процесс музыкальной деятельности я разделила на два блока:
1. «Мир звуков» 2. «Мир музыки»
«Мир звуков» - включает в себя знакомство с звучанием музыкальных инструментов (колокольчики, металлофон, маракасы, звуковые игрушки) ознакомление построено на теориях сенсорного воспитания М. Монтессори, Л. А. Венгер «Формирования перцептивных действий», «Понятие о сенсорных эталонах» А. В. Запорожца. Первоочередная задача в блоке - погружение ребенка в мир звуков, от слушания к узнаванию, от первых прикосновений к музыкальным инструментам до самостоятельной манипуляции и игры. В своих наблюдениях за детьми я заметила, что звучание колокольчика, металофона успокаивает и завораживает детей, проявляются первые эмоции. На этом этапе важно понять, как ребенок относится к звукам, что пугает, вызывает тревогу, а что радует. Следует отмечать какой характер, высота и громкость звучания инструментов наиболее восприимчивы ребенком. Совместная игра на музыкальных инструментах позволяет установить более доверительные отношения. Не стоит надеяться и стремится к скорому достижению результата и не следует корректировать манипуляции, если они не носят разрушительный характер, важно дать ребенку возможность услышать звук и насладиться его звучанием. В процессе моей работы были адаптированы и введены в занятия с детьми специальные игры - упражнения разработанные и нацеленные на развитие восприятия звуков и самостоятельной манипуляцией музыкальными инструментами.
«Птичка» (металофон, колокольчик)
«Погремушки у Петрушки» (погремущки, маракас)
Игровая задача - знакомство со звучанием музыкальных инструментов, развитие моторики руки, формирование контакта со взрослым.
Игровые действия – под музыкальное и текстовое сопровождение. Дети манипулируют инструментом извлекая звук, с момента музыкального и словестного акцента, действия останавливаются. Игра на музыкальном инструменте заменяет стереотипии, характерные для аутизма, когда предмет бессмысленно вертят в руках, и побуждает ребенка к осознанному действию с инструментом, с целью извлечь звук. Данные игры - упражнения нацелены на интелектуальное развитие через повторение одинаковых действий. В предварительной работе используются : пальчиковые игры; игры с предметами; стихи с движениями, упражнения на координацию.
«Мир музыки»
Подбор музыкального репертуара требует особого внимания, т. к. реакции детей на музыку, которую они слушают, непредсказуемы – страх, отстраненность, радостное возбуждение или равнодушие. Текстовое песенное сопровождение облегчает детям восприятие, помогает ориентироваться в пространстве, манипулировать предметами. Восприятие музыки дается детям легче и помогает проявлять свои эмоции в комплексе с ритмическими движениями, которые способствуют развитию коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме, помогают детям контролировать свои мышцы и эмоциональное состояние. Например, упражнение «Веселые кубики»
«В руки кубики мы взяли по дороже зашагали» (дети произвольно ходят по залу)
«Будем весело шагать да и на кубиках играть» (дети останавливаются на музыкальный выраженный акцент и четкое произношение слова «стоп» далее отыгрывается ритм)
У Детей с РАС всегда монотонные движения (кружение, полевое поведение, качание) эту особенность можно применить если в руки детям дать различные предметы :цветочки, ленточки, султанчики и т. п.) Вальсовая музыка хорошо ложиться на ритм движения детей, а текстовое сопровождение побуждает к определенным действиям, например упражнение «Листочки», в котором дети двигаются свободно по залу под музыкальное и текстовое сопровождение с наступлением акцента музыкального и словестного останавливаются и выполняют качание рук, туловища в соответствии с текстом и музыкой. Так же в данный блок мной были включены упражнения побуждающие детей к проговариванию слов, слогов, звуков. Эвроритмия способствует проявлению простейшей вокализации. Музыка способна спровоцировать вербальную реакцию или отдельную вокализацию, которая может оказаться предпосылом речевого высказывания, что в дальнейшем вызовет стремлению к общению. Подбирая песни с простыми словами, припевы которых содержат звукоподражания, слоги, учитываю, чтобы песня была не только доступной, но и интересной. Если ребенок проявляет повышенный интерес к определенной теме, то нужно включить в репертуар песню на эту тему. Слова припева можно заменить на слоги – подходящие звукоподражания или же просто: "ля-ля-ля". Активность восприятия воспитывается также путем привлечения внимания к характеру наиболее контрастных музыкальных произведений. Различный характер музыки дети передают движениями рук: на веселую, плясовую мелодию — руки "танцуют", на спокойную мелодию — руки "прячутся" за спину. На начальном этапе использую фразу обращающую внимание «Делай, как я» в дальнейшем возможно применять метод «подкрепления», в данном случае, хорошо работает жетонная работа. Немаловажным считаю в своей работе особенность построения занятий. Они имеют гибкую структуру, зависящую от настроения и состояния детей. Каждое музыкальное занятие выстроено по тематическому принципу и циклично.
Совместными усилиями мы с педагогами добились общей цели: помогли детям адаптироваться к детскому саду. Пройдя апробацию метода Эвритмия у детей наблюдается определенная положительная динамика. Дети идут на контакт, установлены доверительные отношения, включаются в игровую деятельность, могут подпевать повторяющиеся слова и слоги, произносят короткие слова, участвуют в коммуникативных играх и танцевальных упражнениях. Считаю, что применение метода Эвритмии в коррекционной технологии имеет положительный результат, а следовательно его успешно можно применять в работе с детьми с РАС, расширяя границы взаимодействия.