Векшина Татьяна
Консультация для родителей «Давайте строить»
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте строить!
«Поиграй со мной!» - как часто мы слышим эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся, хотя на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или строителем.
Однако игра не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Немаловажную роль в развитии этих качеств имеют строительные игры. Дети, играя со строительным материалом, приобретают не только умение конструировать, но и такие качества личности, как целеустремлённость, усидчивость, умение целенаправленно рассматривать предметы и сооружения, сравнивать их, видеть в них общее и различие, делать умозаключения и обобщения, разбираться в конструкции, находить основные части, от которых зависит расположение других частей, то есть ребёнок проделывает ряд мыслительных операций. Игры со строителем развивают воображение, фантазию ребёнка.
Публикация «Консультация для родителей „Давайте строить“» размещена в разделах
Строительные игры способствуют расширению словаря, обогащению детской речи, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их. Конструируя, ребёнок учится правильно обозначать в речи названия направлений (вверх, вниз, слева, справа, спереди, сзади и т. д., овладевают понятиями, такими как «высокий -низкий», «широкий - узкий», «длинный - короткий». Речь обогащается новыми терминами, понятиями: чертёж, пластина, призма, конус, брусок, вид спереди, вид сбоку и т. п.
Развитие конструктивных способностей детей зависит от руководства взрослого детской строительной деятельностью. Если не руководить, не показывать приёмов стройки, последовательность действий при сооружении построек, то конструктивная деятельность остаётся на низком уровне, оказывает малое влияние на умственное развитие и творчество детей.
Для того чтобы развить у детей к конструктивной деятельности, сформировать правильные навыки и умения строить, необходимо использовать игры и игровые упражнения. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. В игре ребёнок решает свою собственную задачу.
Предложите ребёнку прийти на помощь любимому сказочному герою, помочь построить для него дом, мост, самолёт, кровать и т. д. У ребёнка, создавшего постройку, возникает естественная потребность обыграть её. Не стесняйтесь сами становиться детьми! Играйте всерьёз – тогда игра будет интересна и вам и вашему ребёнку. Принимая непосредственное участие в играх своих детей, вы можете оказать помощь в осуществлении замыслов: показать приём конструирования. Играя с детьми, не подавляйте их инициативу, а только оказывайте помощь в преодолении затруднений. Всегда хвалите или поощряйте удачную постройку, это даёт возможность поддержать интерес к конструктивной деятельности, желание строить интересные и красивые постройки.
Для успешного овладения детьми конструктивной деятельностью необходимо создать условия: достаточное количество строительного материала и дополнительных игрушек для обыгрывания построек, место для игры в строитель и хранения деталей строительного набора.
Существуют различные наборы строительного материала, Желательно иметь примерно такой набор деталей:
кирпичик – 40 шт. кубик – 20 шт. полукуб – 6 шт.
призма малая – 16 шт. призма большая - 6 шт. арка – 4 шт.
цилиндр – 16 шт. конус – 8 шт.
пластины: квадратные 8 шт., круглые 6 шт., прямоугольные
Размеры куба должны выступать, как единица измерения остальных деталей. Размеры деталей должны позволить заменять одну деталь другими.
В строительных наборах, изготовленных промышленностью, редко бывают пластины для перекрытий различной конфигурации, а они необходимы для строительства различных домов, машин, ракет и т. д.
Такие пластины можно изготовить самим из фанеры, оргстекла, оргалита или плотного картона.
Для развития конструктивной деятельности необходим разнообразный дополнительный материал и игрушки чтобы украшать и обыгрывать постройки. Они могут быть приобретены в магазинах или сделаны совместно родителями с детьми. Изготавливают игрушки из бумаги, картона, упаковок от пищевых продуктов, парфюмерии, различного природного материала (шишки, жёлуди, кора и т. д., спичечных коробков. Для конструирования из настольного строителя используют маленькие машинки, деревья, фигурки животных, людей, сказочных персонажей.
Детей младшего дошкольного возраста учат сооружать элементарные постройки :
дорожка забор ворота
А затем дети учатся строить простые предметы : башню, мебель, домики и т. д., при этом аккуратно класть детали одну к другой или одну на другую. Малыши делают постройки по образцу сделанному взрослым. При этом нужно закрепить умение определять и называть, какие части есть у постройки, из каких деталей они сделаны, с чего начинать строить.
Дома
мебель гаражи машины мосты
Для успешного овладения самостоятельным конструированием с детьми необходимо проводить игры и упражнения на ознакомление детей с формой предметов их свойствами, которые нужно знать для создания конструкций.
Для того чтобы дети хорошо знали названия строительных деталей проводим игры:
«Угадай на ощупь» - в которой дети должны узнать и назвать деталь строителя, не вынимая её из мешочка или коробочки.
«Что изменилось» - перед ребёнком расставляются объёмные геометрические фигуры, он их рассматривает, затем малыша просят закрыть глаза и меняют расположение фигур. Открыв глаза, малыш должен сказать что изменилось.
«Чего не стало» - игра проводится аналогично предыдущей, только теперь фигура убирается, а ребёнок должен сказать какой фигуры не хватает.
«Сделай как я» - вы делаете простую постройку, сначала из 2-3 фигур, в дальнейшем их количество увеличивается, и просите ребёнка сделать точно такую же.
Эти игры развивают у детей внимание, мышление и память. Уважаемые родители, играя в игры, радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.