Марина Орел
Консультация для родителей «Азбука вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Азбука вежливости.
Вежливость - важнейшее качество воспитанного человека, которое помогает установить нравственное равновесие, облегчить дальнейший путь в жизни. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе, и контактируя друг с другом.
Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения». Подрастающему поколению очень важно объяснить, что такое «хороший тон», что такое «этикет».
Воспитание вежливости. С чего начинать!
Публикация «Консультация для родителей „Азбука вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Практические занятия вежливости для детей начинаются в семье. Лучшие образцы для подражания — домочадцы, и в первую очередь — родители. То, что прививается примерным поведением (заслуживающим подражания, не привить насильственно. У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка вежливости и хорошим манерам. Психологи говорят, что вежливость для детей начинается с "волшебных" слов. Уже с раннего возраста малышу необходимо объяснить, что в разных ситуациях нужно говорить: спасибо, пожалуйста, извините. Это первые слова вежливости, которые должен знать каждый ребенок. Специалисты дают такие советы:
• Не заставляйте свое чадо заучивать эти фразы на автомате, старайтесь, чтобы он произносил их искренне.
• Уделяйте внимание любым мелочам, за которые нужно благодарить, так как из них складывается наша повседневная жизнь.
• Обращайте внимание ребенка, что говоря каждый раз слово "спасибо", он учится быть благодарным; желая спокойной ночи или доброго утра, он сам заряжается позитивом.
• Стоит объяснить крохе, что нужно считаться с правами других людей, не высказывать громко свои негативные мысли, сдерживать свои эмоции, заменяя их "волшебными" словами.
• Учите малыша отстаивать свое мнение не криками и кулаками, а вежливым отношением к окружающим.
Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками грубости, неуважения и вражды.
В обучении вежливости детей нет мелочей, всё, что касается взаимоотношений, требует внимания. Правила вежливости для детей включают приёмы обращения, знакомства, приветствия, знакомства.
В общении необходимо помнить о «неравенстве» между взрослыми и детьми, присутствующими и входящими в помещение, девочками и мальчиками, ожидающими и опаздывающими.
Ребёнок должен понимать, что физические недостатки людей — не повод для насмешек; обращаться к сверстникам и младшим нужно по имени, к взрослым — по имени и отчеству. Нужно обращать его внимание на то, что высказывать открыто и бурно свои негативные эмоции почти всегда неуместно. И что высший показатель проявления вежливости к окружающим — сдержанность.
Вежливость начинается в семье.
Проблемы при обучении вежливым манерам.
Не всегда мамам, папам и педагогам удается с первого раза обучить дитя этикету. Основными препятствиями, с которыми могут столкнуться взрослые при воспитании вежливости у детей, становятся следующие моменты:
• карапуз не реагирует на замечания взрослых;
• отмалчивается при попытке заставить его произнести "волшебные" слова;
• использует в речи ненормативную лексику;
• капризничает и не подчиняется просьбам взрослых проявить хорошие манеры;
• в детском дошкольном учреждении устраивает потасовки и создает конфликтные ситуации.
Конфликт.
С чем это связано?
1. Часто такие проблемы с вежливостью проявляются у детей - трехлеток, так как кризис трехлетнего возраста характеризуется повышенным упрямством. Родители должны запастись терпением и исправлять погрешности в поведении малыша собственным примером. Не помешает поощрение за хорошие поступки.
2. Зачастую подобное поведение проявляется и в младшем школьном возрасте, когда ребенок стоит на пороге перехода к подростковому периоду. В этот период ребята хотят доказать окружающим свою взрослость. И не находят ничего лучшего, чем нарушать этикет, вносить в свое поведение вызывающие манеры: грубый тон, нарочитое пренебрежение правилами поведения в общественных местах, нежелание выполнять застольный этикет. Задача родителей - проявить максимум понимания и показать своим поведением вежливое отношение к ребенку, к его возрастающей самостоятельности.
Как поступать с детской непосредственностью
При воспитании вежливости у детей родители часто сталкиваются с детской непосредственностью, которая проявляется, казалось бы, в неумении детей вести себя правильно в обществе. Порой взрослые могут попасть в такие неудобные ситуации, связанные с нарушением правил вежливости их детьми, как:
• показ на людей пальцем в общественных местах;
• высмеивание других детей, попавших в неловкую ситуацию;
• обсуждение необычной внешности постороннего во всеуслышание;
• обсуждение домашних дел при посторонних людях;
• нарушение застольного этикета (ковыряние в носу, чавканье, хватание еды руками и подобное).
Даже при правильном воспитании такие ситуации могут возникнуть от недостаточного самосознания малышей. Во всех этих случаях родителям необходимо поговорить со своим чадом еще дома, объяснить, какие поступки можно делать, а какие нельзя. Постарайтесь при помощи разных примеров объяснить крохе, если бы он был на месте тех людей, в отношении которых были произведены неэтичные действия, то ему стало бы неприятно общаться с такими ребятами.
В детском дошкольном учреждении в арсенале педагога имеются различные методики по формированию вежливого поведения своих воспитанников, но наиболее доступным для понимания ребёнка средством постижения устройства мира и выстраивание отношений со сверстниками, является игра. Это самая благоприятная обстановка для обучения его необходимым навыкам. Незаметно и ненавязчиво созданная в игре ситуация научит ребёнка лучше, чем тысяча слов.
"Вежливые" игры.
Игра – метод самый доступный для понимания и формирования у детей необходимых навыков вежливости, так как является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Наиболее эффективными в уроках вежливости для детей будут сюжетные игры: "Накормим куклу", "День рождения мишки", "Магазин", "Купание куклы", "Водитель автобуса", "Путешествие" и подобные им. Такие любимые игры дошколят учат их правилам вежливости и хорошим манерам. Даже для самых маленьких можно создавать игровые ситуации, в которых малыш будет учиться этикету.
Например:
• Возьмите куклу или плюшевого мишку, протяните его лапку и скажите: Здравствуй! Ребенок протянет руку в ответ и ответит.
• Передайте при помощи игрушки любой предмет и скажите: Пожалуйста, это тебе! Карапуз должен сказать: Спасибо!
Дети очень любят стишки, можно поиграть с игрушками, задавая вопросы о вежливости и хороших манерах в стихотворной форме:
Кто из вас, проснувшись бодро, С добрым утром!” скажет твердо? (игрушки "отвечают" : это я, это я, это все мои друзья)
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться? ( аналогично: это не я.)
У кого из вас в порядке,
Куклы, книжки, шоколадки? (игрушки отвечают)
Кто из вас в трамвае тесном,
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго “спасибо”?
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
"Вежливые" загадки
Дошкольникам нравятся загадки в стихах, когда в конце фразы можно подставить правильное слово и закончить рифму. Подобные загадки помогают ненавязчиво закрепить правила вежливости для детей :
1. Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома – не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче:. (Здравствуй).
2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь, разомкнуть свои уста и сказать:. (Пожалуйста).
3. Если словом или делом тебе помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить:. (Спасибо).
4. Говорить друзьям не лень, улыбаясь:. (Добрый день)
5. Друг другу на прощание мы скажем:. (До свидания).
6. Друг друга не стоит винить, лучше скорее всего. (Извинить).
7. Когда виноваты, сказать вы спешите:. (Прошу вас, пожалуйста, извините).
8. В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше. (Не перебивай).
9. Зазеленеет старый пень, когда услышит:. (Добрый день).
10. Если друг встречает друга, жмут друзья друг другу руку. На приветствие в ответ каждый говорит:. (Привет).
Просмотр мультфильмов.
Существует много добрых мультиков, которые можно просмотреть совместно с детьми, например, про Винни - Пуха, Дюймовочку, Чебурашку и др. После просмотра обсудите правильные или неправильные поступки героев. Пусть малыш выскажет свое мнение по этому поводу. Слушайте, не перебивая, это тоже элемент воспитания вежливости. Если вы считаете, что его мнение не совсем правильное, мягко объясните неверные моменты.
Чтение книг.
Читая старые добрые сказки или авторские рассказы, можно извлечь из них уроки вежливости. Например, произведения Н. Носова, В. Осеевой, Г. Шалаевой, В. Степанова и многие другие помогут понять, что такое вежливость для детей. Довольно актуально в отношении хороших манер произведение Носова про Незнайку в Солнечном городе. Или сказки "Два жадных медвежонка", "Морозко", "Вежливый кролик".
Пословицы.
В культуре каждого народа обязательно есть и другие фольклорные формы, кроме сказок, которые также помогут закрепить правила вежливости для детей. Вы можете почитать пословицы про доброту и вежливость, малыши быстро их запоминают:
• Про доброе дело говори смело.
• Жизнь дана на добрые дела.
• Не мудрен привет, а сердце покоряет.
• Ласковое слово лучше мягкого пирога.
• Как проживёшь, так и прослывёшь.
Советы родителям :
никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или ему грубых слов и, ни в коем случае, не применяете в виде воспитательной меры физические наказания;
не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка;
предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказывайтесь в их отсутствие;
требуя от ребенка выполнения определенных правил, выполняете их сами;
не забываете говорить ребенку «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь», а также часто используете похвалу;
правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.
Воспитатель ДС № 84 Орел М. И.
Вежливые дети.