Екатерина
Артикуляционная гимнастика в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. К ним относятся: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Артикуляция также связана с работой многочисленных мышц: жевательных, глотательных, мимических.
Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания: гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы.
Публикация «Артикуляционная гимнастика в детском саду» размещена в разделах
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Надо учить ребенка либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу
Наиболее подвижным речевым органом является язык, который состоит из корня языка, спинки и кончика языка. Кончик языка может за нижние зубы (с, з, ц, подниматься за верхние зубы (т, д, н, прижиматься к альвеолам (л, дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (р, подниматься к нёбу (ш, ж, щ).
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (у, округляться (о, обнажать передние верхние и нижние зубы (с, з, ц, л и др., слегка выдвигаться вперёд (ш,ж) и т. д.
Правила проведения артикуляционной гимнастики
1) Упражнения должны быть целенаправленными: правильно подобраны и качественно выполнены.
2) Движения должны быть точными, плавными (без толчков, подёргиваний, дрожания органов, без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
3) Темп движений: вначале замедленный (регулировать при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, затем убыстряется, затем быстрым или медленным.
4) Количество повторений упражнения зависит от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей: на первых занятиях несколько повторений, в дальнейшем - до 15-20 повторений.
5) Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
6) Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит образцом для подражания какому-нибудь предмету или его движениям.
7) Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно: он откажется выполнять.
8) Артикуляционная гимнастика должна проводиться систематично, иначе новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).
Виды артикуляционных упражнений.
1. Статические — удержание органов артикуляции в определенной позе
К статическим относятся: «улыбка», «трубочка», «окошко», «лопатка», «иголочка»
2. Динамические – многократное повторение одного и того же движения: «улыбка-трубочка», «качели», «маятник», «лопатка-иголка» (важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи).
Ребёнок чётко и правильно выполняет упражнения, если знает названия частей своего тела и лица, легко ориентируется в них. Упражнения: 1) Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки. 2) Можно в быстром темпе называть и показывать части тела и лица, пытаясь «перехитрить» ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать «запрещённую» часть тела или лица.
Перед выполнением артикуляционных упражнений нужно выяснить, как ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую или левую руки. Игры: 1) «Весёлые фигуры» Детям даются поручения:
— правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой глаза
— левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой – за левое
— левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на пятку и т. д.
Артикуляционные упражнения в гимнастике объединены в комплексы:
1. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляции. («Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Рыбка», «Часики», «Качели» и т. д.)
2. Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков («Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Почистим зубки», «Накажем непослушный язык»)
3. Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков и звуков [Р] и [Л] («Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Болтушки», «Дятел», «Барабанщик», «Грибок», «Иголочка», «Спрячем конфетку»)
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
— улучшить подвижность артикуляционных органов;
— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
— увеличить амплитуду движений;
— уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов);
— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.