Получи документы

Артикуляционная гимнастика в детском саду

Екатерина
Артикуляционная гимнастика в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. К ним относятся: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Артикуляция также связана с работой многочисленных мышц: жевательных, глотательных, мимических.

Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания: гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы.

Публикация «Артикуляционная гимнастика в детском саду» размещена в разделах

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Надо учить ребенка либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу

Наиболее подвижным речевым органом является язык, который состоит из корня языка, спинки и кончика языка. Кончик языка может за нижние зубы (с, з, ц, подниматься за верхние зубы (т, д, н, прижиматься к альвеолам (л, дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (р, подниматься к нёбу (ш, ж, щ).

Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (у, округляться (о, обнажать передние верхние и нижние зубы (с, з, ц, л и др., слегка выдвигаться вперёд (ш,ж) и т. д.

Правила проведения артикуляционной гимнастики

1) Упражнения должны быть целенаправленными: правильно подобраны и качественно выполнены.

2) Движения должны быть точными, плавными (без толчков, подёргиваний, дрожания органов, без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.

3) Темп движений: вначале замедленный (регулировать при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, затем убыстряется, затем быстрым или медленным.

4) Количество повторений упражнения зависит от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей: на первых занятиях несколько повторений, в дальнейшем - до 15-20 повторений.

5) Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

6) Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит образцом для подражания какому-нибудь предмету или его движениям.

7) Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно: он откажется выполнять.

8) Артикуляционная гимнастика должна проводиться систематично, иначе новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).

Виды артикуляционных упражнений.

1. Статические — удержание органов артикуляции в определенной позе

К статическим относятся: «улыбка», «трубочка», «окошко», «лопатка», «иголочка»

2. Динамические – многократное повторение одного и того же движения: «улыбка-трубочка», «качели», «маятник», «лопатка-иголка» (важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи).

Ребёнок чётко и правильно выполняет упражнения, если знает названия частей своего тела и лица, легко ориентируется в них. Упражнения: 1) Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки. 2) Можно в быстром темпе называть и показывать части тела и лица, пытаясь «перехитрить» ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать «запрещённую» часть тела или лица.

Перед выполнением артикуляционных упражнений нужно выяснить, как ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую или левую руки. Игры: 1) «Весёлые фигуры» Детям даются поручения:

— правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой глаза

— левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой – за левое

— левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на пятку и т. д.

Артикуляционные упражнения в гимнастике объединены в комплексы:

1. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляции. («Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Рыбка», «Часики», «Качели» и т. д.)

2. Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков («Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Почистим зубки», «Накажем непослушный язык»)

3. Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков и звуков [Р] и [Л] («Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Болтушки», «Дятел», «Барабанщик», «Грибок», «Иголочка», «Спрячем конфетку»)

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов);

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно!Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика»Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Утренняя гимнастика в детском садуУтренняя гимнастика в детском саду Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика в детском саду
Опубликовано: 4 апреля 2021 в 21:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД