Ольга Куликова
Статья «Активному детскому саду — активные родители»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие и сотрудничество с родителями воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС в МБДОУ "Куртуковский детский сад" комбинированного вида.
Кемеровская область, Новокузнецкий район, с. Куртуково
Тема: Активному детскому саду – активные родители.
Авторы: Куликова Ольга Владимировна - старший воспитатель,
Шишкина Галина Геннадьевна-заведующая,
Гнедкова Ирина Николаевна-воспитатель
Воспитание служит необходимой и всеобщей
формой развития ребенка.
Воспитание достигает своих целей,
если умеет направить собственную
деятельность ребенка…
Публикация «Статья „Активному детскому саду — активные родители“» размещена в разделах
В. В. Давыдов
«…не ломись в двери чужих сердец, так они еще сильнее закроются пред тобой. Стань желанным «гостем» и пред тобой откроется любое сердце. Отыщи в себе любовь, пред которой открываются все двери и не смогут устоять никакие запоры. Ибо любовь, хоть она и мала, и незаметна, является тем ключом, который давно не открывался. Возьми пример с цветка, который не гоняется за пчелами, а привлекает их к себе. Пусть твоя любовь будет тем нектаром, на который будут «слетаться» люди»
(притча)
Воспитание, как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляется под воздействием взрослых, ведущее место среди которых занимает семья. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей все это становится основой развития личности в рамках социального партнерства дошкольной образовательной организации и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.
Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально; воздействует непосредственно на личность ребенка; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка. Семья обладает большим воспитательным потенциалом и обеспечивает тесную связь между ребенком и всеми членами семьи. Детский сад, как дошкольная образовательная организация, не может заменить семью, но может решить многие проблемы, чтобы поднять воспитательный потенциал семьи, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.
Основа социального партнерства «семья-дошкольное учреждение (детский сад)» определяется многими направлениями, которые имеются в нашем детском саду : повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении, консультирование родителей по вопросам воспитания психологом детского сада, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения. Одним из важных условий реализации образовательной программы ФГОС ДО, является участие родителей (законных представителей) в выполнении образовательной программы детского сада.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшее условие реализации образовательной программы. При этом предполагается, что взаимодействие осуществляется в рамках социального партнерства, т. к. дошкольным учреждения очень сложно справиться с задачей подготовки дошкольников на первой ступени образования. Основным условием успешного взаимодействия педагогов и родителей является атмосфера доверия и взаимоуважения.
Принципиально важной стороной является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности. Результативными являются формы взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ и родителей, когда идут процессы обсуждения общих аспектов организации процесса обучения и воспитания, касающихся всех без исключения педагогов, родителей и детей.
Сюда мы относим групповые занятия по повышению уровня профессиональной подготовленности специалистов ДОУ и педагогической компетентности родителей; проведения «Дня открытых дверей» для ознакомления родителей с условиями обучения и воспитания в детском саду; открытые занятия; общие и групповые родительские собрания, родительские конференции с целью обмена опытом семейного воспитания, которые имеют большое значение для молодых, недостаточно опытных родителей, у нас в образовательном учреждении действует принцип открытости детского сада для родителей.
Индивидуальные формы общения педагогов и взрослых членов семьи проводятся регулярно. К таким формам относят индивидуальные беседы по конкретным вопросам воспитания, индивидуальные консультации специалистов ДОУ по конкретным заявкам родителей; телефон доверия и «родительская почта» на сайте учреждения и на страничках сайта детского сада по группам. Повышению педагогической компетенции родителей способствуют выставки и наглядная информация, размещаемая в помещении фойе и приемных детского сада. Для осознания родителями всей предложенной информации предлагаются различные памятки, в которых отражены ключевые моменты консультаций. В памятках воспитатели и специалисты ДОУ подбирают материал, специально предназначенный для работы с ребенком дома. Памятки содержатся в папках-передвижках, тематических папках, вкладышах с рекомендациями.
С целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей мы организовываем занятия в семейном клубе «Мы вместе», где родители участвуют в совместных проектах, такие как «Моя семья», «Растем вместе», «Куртуковское лукоморье», «Мастерская Деда Мороза», «Наши таланты», «Портфолио семейного успеха», «Вместе с папой», субботники с родителями. Изготавливаются совместные поделки «Птичья столовая», «Птичий дом», зимние фигуры, «Украсим елочку», «Подарок папе и деду», «Мамочка любимая», «Подарок ветерану». Каждая группа совместно с родителями выпускает тематические стенгазеты к различным праздникам и знаменательным датам, проводят фотовыставки по различным темам. В работу включаются все, и взрослые и дети. Идет плодотворная работа, которая сближает взрослых и детей. Обратимся к изречению великого немецкого писателя И. В. Гете: «Есть две вещи, которые родители должны дать своим детям: корни и крылья».
Сегодня педагоги выстраивают систему взаимодействия с семьей «от ребенка» и «на стороне родителя». Сотрудничество, рожденное в совместной работе, продолжается в эффективном взаимодействии детского сада с семьей и в дальнейшем. Родители ценят такое внимание педагогов к ним и ребятам, становятся более открытыми к обсуждению общих вопросов, касающихся воспитания и развития детей в детском саду и дома, чаще и осознанно посещают детский сад и предлагают свою помощь. Взаимодействие родителей и детей в различных жизненных ситуациях вызывает глубокие чувства привязанности к своей земле, к селу, к природе, к семье, гордость за своих мам и пап, что сейчас очень важно и для родителей. Именно эта природа воспринимается ребенком в качестве родной, естественной и привычной средой обитания человека. Это и есть настоящее воспитание - экологическое и патриотическое, в широком смысле слова. Для наших детей, для воспитанников Куртуковского детского сада, родным местом стало село Куртуково, наше родное «Куртуковское лукоморье», как в настоящей сказке.
Начиная со старшей группы, дети активно знакомятся с историей родного села, родного края. Ознакомление проходит в виде целевых экскурсий по улицам села, рассматривание фотографий из книг о Новокузнецком районе о селе Куртуково, рассказов педагогов о селе, о символах села. Известно, что совместная деятельность с родителями – основа для формирования нравственно – патриотических представлений у дошкольников.
Для эффективности педагогического процесса вариативная часть сформирована образовательным учреждением по направлению валеологического воспитания дошкольников. Валеологическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется через следующие виды деятельности: познавательные занятия, кружковую работу, во время совместной деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями, экскурсии и др., а также посредством внедрения валеологических знаний через массовые мероприятия – дни (часы, недели) здоровья, ежегодные валеологические праздники, викторины.
Реализуется на основе программ: «Здоровый образ жизни» «Я и мое здоровье программа занятий, упражнения и дидактические игры» Т. А. Тарасова, Л. С. Власова; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева; «Открой себя» Е. В. Рылеева; «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». М. : Альфа, 1993 «Я, ТЫ, МЫ» О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина; «Ритмическая мозаика» А. И. Буренина; Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. «Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников».
Дополнительное образование здоровьесберегающей направленности:
- дети 2-4 лет. «Ритмика для малышей»
- дети 4-5 лет «Играй дружок»
- дети 5-6 лет «Спортландия»
- дети 6-7 лет «Тропинка в школу»
«Быть здоровым хорошо!»
Наш Куртуковский детский сад находится в 20 км от большого промышленного города Новокузнецка на берегу реки Кондома, притока Томи. Сосновый и лиственный лес окружает детский сад со всех сторон. В селе Куртуково хорошо развита инфраструктура, имеется большая светлая трехэтажная школа, в которой обучается 100 учеников из шести сел, находящихся поблизости, пять магазинов, конноспортивная школа, 2 горнолыжные трассы, пожарная часть, питомник. Детский сад посещают 98 детей. Многие родители работают в городе. Детей в детсад приводят к нам из городов Новокузнецк, Осинники, сел Куртукова, Сосновка, Заречный, Федоровка, Михайловка, Красинск.
В детском саду функционируют группы кратковременного пребывания «Крепыш» и «Гусарики». Группа «Гусарики» существует 3 года и ее посещают дети с 4-х месячного возраста. Занятия проводятся один раз в неделю. Мамочки с детьми занимаются в музыкальном зале, в спортивном зале и в кабинете психолога. Занятия проводят воспитатели, музыкальный руководитель, психолог и логопед по программе раннего развития «Гусарики».
Родители очень довольны, малыши хорошо включаются в процесс освоения образовательной программы. Для сельской местности такая форма работы с детьми раннего возраста поможет процессу адаптации к детскому дошкольному учреждению и развитию способностей каждого ребенка.
Дошкольное учреждение и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему обогащает ребенка социальным опытом. Только во взаимодействии, в согласии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения ребенка в большой мир. Большие возможности для успешного развития личности ребенка открывает участие воспитанников и педагогов в конкурсах, викторинах различного уровня.
Педагогами и родителями проводится большая дополнительная работа по подготовке ребенка к участию в этой деятельности. За последние два года воспитанники Куртуковского детского сада участвовали в международной викторине «Совушка всезнайка», Всероссийском конкурсе «Вопросита», «Педразвитие», региональных областных конкурсах детского рисунка, на лучшую поделку. Результатом были дипломы первой и второй степени, дипломы лауреата, грамоты. Родители также проявляют высокую активность и участвуют в совместных с детьми конкурсах. Особую гордость вызвала в уходящем году семья Кавериных, которая заняла первое место во втором этапе областного конкурса «Семья. Экология. Культура.» Двое воспитанников нашего детсада семьи Кавериных с честью выступили на сцене с мамой, папой и взрослым братом.
Педагоги Куртуковского детского сада также активно участвуют в очных и заочных конкурсах профессионального мастерства. Уровень конкурсов в последнее время значительно вырос. Международные и всероссийские конкурсы приносят нашему детсаду отличные результаты. Педагоги за 2016-2017 г. г. участвовали в конкурсах под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, международный конкурс «Изумрудный город». Две серебряные и две золотые медали конкурсов «Факел», «Призвание воспитатель», «Патриоты России», «Росточек – мир спасут дети», диплом лауреата конкурса «Территория ФГОС», серебряная медаль и диплом второй степени на Кузбасской ярмарке в г. Новокузнецке.
Методические разработки и презентации, подготовленные педагогами детского сада, публикуются на сайтах интернет-ресурсов, в научно-методических журналах и сборниках. Педагоги проводят мастер-классы по различным видам деятельности, участвуют в семинарах и конференциях. Ежегодно детский сад готовит участника районного конкурса среди воспитателей «Лесенка успеха». Конкурсы в настоящее время становятся необходимым компонентом образовательной деятельности.
Методическое сопровождение педагогов по подготовке к участию в конкурсах осуществляется через индивидуальные консультации старшего воспитателя и методические объединения. В ходе консультаций формируется мотивация успеха, возрастает активность педагогов в обогащении своих потребностей, творчества, личностного потенциала.
«Результаты конкурсов, по словам профессора Б. П. Черника, повышают рейтинг учреждения, ставшего победителем и лауреатом конкурса. Усиливается активно-действенное отношение конкурсантов к саморазвитию и самореализации». Полученные награды влияют на профессиональную самооценку и статус победителей. Старшие воспитатели заинтересованы в организации сопровождения профессионального роста педагогов и повышение их квалификации, создание методических ресурсов, отвечающих современным требованиям. Для педагогов детского сада все это интересно с позиции повышения квалификационной категории, признание личных достижений педагога на различных уровнях, возможное вовлечение его в процесс управления, материальное поощрение.
В нашем детском саду постоянно осуществляется работа по повышению квалификации педагогов, отвечающая требованиям современности. В настоящее время в учреждении работают 16 педагогов, из них 11 педагогов с высшим образованием, остальные со средним специальным образованием. Педагоги-практики постоянно работают по повышению мастерства, самообразованию и самосовершенствованию. Уровень образования высок, это дает хорошие предпосылки для раскрытия творческих возможностей педагогов как личности в процессе профессионального роста и динамики достижений педагогов. 11 педагогов имеют первую квалификационную категорию и 2 - с высшей категорией. Следует отметить, что в коллективе работает педагог ветеран труда.
В нашем образовательном учреждении создана образовательная среда, которая позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива. Методическая работа с педагогами детского сада – непрерывная, осуществляется в течение всего календарного года. Главное – это оказание конкретной помощи воспитателям в совершенствовании форм и методов работы с дошкольниками, что помогает развивать профессиональную компетентность педагогов. Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно только при условии повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
Детский сад – это то, что постоянно движется и изменяется. Родители сегодня ориентируются на индивидуальность своего ребенка, становятся более критичными, свободными в своем выборе. Взаимоотношения между детским садом и родителями изменились, поэтому связь между семьей и детским садом необходимо строить на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией, доверительного, конструктивного общения.
Итак, основным условием успешного взаимодействия педагогов и родителей является атмосфера доверия и взаимоуважения. На первом плане должна быть работа по сближению интересов, возникновению чувства взаимопонимания и сопричастности к развитию и воспитанию ребенка.
Только в содружестве семьи и детского сада, обоюдной ответственности и заботе о ребенке педагогов и родителей – рождается огромная воспитательная сила. С таким творческим коллективом наше дошкольное учреждение пользуется заслуженным авторитетом на территории поселения, и педагоги все – уважаемые на селе люди.
И мы верим, что наш Куртуковский детский сад действительно активный во всех аспектах взаимодействия. Активному детскому саду - активные родители и талантливые дети…