Надежда Новикова
Адаптация ребёнка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Адаптация ребёнка в детском саду»
Каждый родитель сталкивался с проблемой адаптации ребенка в детском саду, начиная с первого дня пребывания до полной адаптации.
Даже взрослые испытывают стресс, когда попадают в новую среду. Первый день на новой работе или светское мероприятие, наполненное незнакомцами, может вызвать беспокойство у многих взрослых. Поэтому для ребенка приступы тревоги – это естественная реакция из-за разлуки с родителями в новой среде.
Публикация «Адаптация ребёнка в детском саду» размещена в разделах
Как воспитатель с 5-летним стажем, обращала внимание, что приступы тревоги у каждого ребенка появляются по-разному. Некоторые дети расстраиваются в первые же минуты пребывания в детском саду, другие – в первые 2-5 дней в то время как другие становятся тревожными и расстраиваются, разлучаясь с родителями с постоянной индивидуальной периодичностью, вплоть до выпуска из детского сада.
В процессе адаптации ребенка имеются 4 главных участника : ребенок, родители, воспитатель, а так же другие воспитанники детского сада.
Воспитатель и родители должны придерживаться определенных правил при адаптации ребенка.
Таблица 1
Правила взаимодействия участников
адаптации ребенка в детском саду
№ п/п Наименовние правила Главные участники Пояснение
1 Пояснительная беседа о приступах тревоги Воспитатель - родители Воспитателю необходимо объяснить родителям, что тревожное поведение их детей – это нормальный этап развития уверенности и независимости ребенка, к которому необходимо относится спокойно. Ведь если, родители сами испытывают приступы тревоги, то это сказывается на их чадах.
2 Подготовительная беседа «Что такое детский сад?2 Родители - ребенок Родителям необходимо постепенно подготовить ребенка к детскому саду. Пояснить ему, что как и дома он будет спать, кушать, играть. А так же сможет познакомится с другими детьми и дружить с ними. Но самое главное ребенку необходимо объяснить что родители заберут его домой.
3 «Первое знакомство» Воспитатель -ребенок Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателем заранее, то малыш будет значительно легче (особенно, если он непросто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом). В присутствии ребенка всегда отзываться положительно о воспитателе и садике. Нужно объяснить ребенку, что воспитатель это прежде всего твой друг и не нужно ее бояться. Она всегда будет с тобой, когда меня не будет рядом. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Нужно сформировать у него позитивное отношение к детскому саду.
4 Прощание с ребенком Родители-ребенок Это гораздо более важный вопрос, чем многие думают, потому что момент, когда расстроен ребенок, на самом деле являются ключевыми моментом в отношениях родителей и ребенка. Важно, чтобы родители не «улизнули», а обязательно попрощались с ребенком. Скрытность - не самое предпочтительное действие в данной ситуации. В тоже время, расстягивать прощание с ребенком тоже не рекомендуется. Улыбнуться, попрощаться, повернутся и уйти.
5 Беседа с ребенком «Когда вернутся родители?» Родители- ребенок; воспитатель -ребенок Важно, чтобы воспитатель сказал ребенку то же, что и родители, о их местонахождении. Одна из причин, по которой дети расстраиваются, заключается в том, что они не могут представить, что происходит или где родители находятся без них.
Так же, дети не измеряют время часами - они измеряют его действиями. Когда родители говорят: «Я вернусь позже», ребенок не понимает точности временного промежутка. «Скоро» и «позже» означают разные вещи для разных взрослых, а дети вообще не понимают этих слов.
Вместо этого фраза «Я пойду в магазин, куплю молока и уберу в гостиной» дает ребенку немного больше представления о промежутке времени, который пройдет, пока он снова не увидит родителей. В дошкольном учреждении воспитатель должен сказать: «Мама вернется, когда мы поиграем, пойдем на детскую площадку и перекусим». Ответ на этот вопрос должен создать временную систему, основанную на действиях, знакомых ребенку, чтобы он мог определить.
6 Знакомство с другими детьми В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные дети становятся напряженными, замкнутыми, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, рядом друг с другом. Не нужно расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими детьми. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что ребенок все охотнее идет на контакт с воспитателем и детьми.
Задавая вопросы воспитателю и самим себе, вы принимаете решение о том, как правильно найти подход к собственному ребенку. Давая оценку происходящему. Только сообща можете правильно оценить ситуацию. И найти правильное решение. Ответы на ваши вопросы, дадут вам представление об их понимании развития ребенка и их способности справляться не только с этим, но и со многими другими эмоциональными реакциями, которые неизбежно возникают в процессе адаптации вашего ребенка.
Ссылки:
1. Sepp l, E. (2013, April 14). Breathing : The Little Known Secret to Peace of Mind. Retrieved September 3, 2015, from Psychology Today.