Елена Мельникова
Адаптация ребенка в детском саду. Подготовительный период
▼ Скачать + Заказать документы
«Адаптация ребенка в детском саду. Подготовительный период»
В этой статье я попробую рассмотреть правила успешной адаптации и дать практические рекомендации родителям, которые собрались отдать своего ребенка в детский сад в обозримом будущем. Расскажу, как еще дома, следуя этим рекомендациям помочь ребенку успешно пройти адаптацию, придя потом в детский сад.
Публикация «Адаптация ребенка в детском саду, Подготовительный период» размещена в разделах
В общем плане под процессом адаптации понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.
Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила, к которым нужно также постепенно привыкать. Некоторые дети адаптируются очень легко – без слез бегут в группу. Играют, веселятся и не хотят уходить домой.
Степени адаптации
Выделяют три степени адаптации : • легкую (15-30 дней); • среднюю (30-60 дней); • тяжелую (от 2 до 6 месяцев). По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию. Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции.
Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент перед взрослыми членами семьи и встаёт множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в детском саду, в каком возрасте отдать своё чадо в ДОУ, как ускорить привыкание к изменившимся требованиям и условиям.
Подобные сомнения и тревоги абсолютно естественны, так как на несколько лет дошкольное учреждение станет если не вторым домом для ребёнка, то существенной частью его жизни. К тому же именно от успешности адаптации часто зависит психологическое и физическое здоровье малышей.
Вот почему вопрос, как помочь ребёнку адаптироваться к детсадовскому коллективу, должен озаботить родителей ещё до того момента, как двери ДОУ гостеприимно распахнутся перед новыми воспитанниками.
Так с чего же начать этот процесс, как запустить его и пройти наиболее успешно всем членам семьи?
Давайте разбираться! И начнем мы с советов психологов и рекомендаций педагогов и нейропсихологов, занимающихся вопросами адаптации ребенка к детскому саду.
Вот что про адаптацию пишет Людмила Петрановская (Семейный психолог с 20-ти летним стажем, педагог и публицист. Автор тренингов и курсов.
Лауреат Премии Президента РФ в области образования.
Основатель Института Развития Семейного Устройства (ИРСУ).
«Часто родителям из-за своего горького опыта страшно отдавать ребенка в детский сад. Я сама из таких, поэтому мой старший сын туда не ходил. А вот младшая очень хотела и стремилась в садик, поэтому ходила туда пару лет до школы с огромным удовольствием!
Если вы сами дергаетесь, колеблетесь и боитесь, ребенок будет это чувствовать и соответствующим образом реагировать, потому что ему неоткуда получить информацию о том, хорошо это или плохо, опасно или нет. Он эту информацию может получить только от вас, из ваших реакций может ее считать.
Поэтому принципиальный момент, когда вы готовитесь отдавать ребенка в детский сад, это то, какую историю вы СЕБЕ рассказываете.
Подумайте — а зачем ребенку вообще этот детский сад?
Это история про то, что я такая мать-ехидна избавляюсь от ребенка, и он там будет бедный и несчастный? Или это история, например, о том, чтобы ваш малыш мог вдоволь играть со сверстниками, потому что он один в семье, потому что у вас нет других возможностей организовать игру и это для него будет хороший вариант?
То, как вы сами себе рассказываете историю про детский сад, будет считываться ребёнком, и будет формировать его поведение».
Выходит, что первым делом именно с себя надо начинать подготовку к адаптации, ответив себе на главный вопрос – зачем? Зачем моему ребенку детский сад, и когда придет ответ на этот самый первый и самый главный вопрос, можно уже знакомиться с практическими рекомендациями и определять степень готовности вашего ребенка к детскому саду.
Во-первых, начнем с возраста, самый оптимальный возраст для первого похода в детский сад – 3 года. До достижения ребенком 3-летнего возраста, детский сад ему не нужен от слова –совсем, ему нужны заботливые взрослые рядом и других детей он не воспринимает. Для детей 2-3,5 лет потребность в действиях с предметами оказывается важней, чем общение с другими детьми. Поэтому ни о какой социализации и ее положительном влиянии на ребенка 2 года жизни мы говорить не будем. Дети 2-3 лет играют рядом, но не вместе.
Если же в семье принимается решение отдать ребенка в детский сад раньше, чем ему исполнится 3 года, то это потребность не ребенка, а потребность мамы (выход на работу и другие обстоятельства).
Истинная потребность в социуме возникает после 3-х лет, до этого малышу более чем достаточно общения с детьми на детской площадке и крайне необходимо общение с мамой и другими заботливыми взрослыми.
А вот после 3-х лет детский сад обязателен для правильного социального развития, хотя бы год ребенок должен посещать детское дошкольное учреждение, чтобы в школе находить общий язык с одноклассниками и чувствовать себя уверенно.
Признаки готовности ребенка к детскому саду и практические рекомендации, перед тем, как отдать ребенка в ДОУ. Чтобы адаптация прошла наиболее мягко, и вашему ребенку потребовалось меньше времени на ее прохождение существуют несколько рекомендаций. Адаптацию следует начинать дома, а не в первый день посещения детского сада.
Итак, чем вы можете помочь своему ребенку :
1. Режим. Настроить режим дня таким образом, чтобы он максимально был приближен к режиму дня в детском саду. Ранний подъем ( 7: 00-7:30) Дневной сон ( 12-15:00) и укладывание на ночной сон ( 20: 30-21:00)
2. Постараться обучить ребенка базовым навыкам самообслуживания (мытье рук, посещение туалета, или возможность сообщить о своей потребности, когда таковая возникает, самостоятельно кушать и одеваться/раздеваться) Зачастую многие родители пренебрегают этими задачами, оставляя это все для детского сада, и именно за этим отдавая туда своего ребенка («вот пойдет в детский сад, там всему и научат») Пренебрегая этими вещами, взрослый не задумывается, что и от владения этими навыками в том числе зависит наиболее успешная адаптация ребенка в детском саду.
3. Формировать у ребенка необходимость убирать вещи на свои места. Приучать к чистоте и порядку. В саду он столкнется с этими правилами и чтобы не было дополнительного стресса –надо научиться этому заранее.
4. Речь и коммуникация. Одним из важнейших преимуществ, которыми будет обладать ваш ребенок в этот период, будет его развитая речь, способность сообщать взрослому (сотруднику детского сада) о своих потребностях и желаниях. (хочет в туалет, пить, ему холодно/жарко и т. д). Если же с речью и коммуникацией ребенок испытывает трудности, и его не будут понимать, желание идти в детский сад, скорее всего у него не будет.
5. Режим питания и вкусовые привычки. Очень хорошо, если ребенок приучен к разнообразию в еде.
Следуя этим рекомендациям, вы поможете своему ребенку мягко адаптироваться к детскому саду и уже вскоре начать его посещать с удовольствием, а сами будете меньше переживать за него, находясь с ним в разлуке.
Закончить эти рассуждения хочется также словами Людмилы Петрановской о том, какая модель взаимоотношений должна использоваться в отношениях взрослого и ребенка.
«властная забота - забота сильного и ответственного, доминирование, которое используется не для того, чтобы подчинять и угнетать, а для того, чтобы помогать и защищать».