Елена Цыбуля
Взаимодействие с семьями воспитанников в детском саду
Взаимодействие с семьями воспитанников
«Человек рождается не для того, чтобы
бесследно исчезнуть никому неизвестной
пылинкой… Человек оставляет себя прежде
всего в человеке. В этом высшее счастье и
смысл жизни. Если ты хочешь остаться в
жизни человеком, - воспитай своих детей».
/В. А. Сухомлинский/
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.
Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников в детском саду» размещена в разделах
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла отражение в ряде нормативно-правовых документов.
Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
В статье 18. Дошкольное образование говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте»
Развитие системы дошкольного образования с вступлением ФГОС направлено на создание оптимальных условий психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Этот процесс отличается личностно-ориентированным способом взаимодействия участников.
«Счастлив ли мой ребёнок? Как принять мир его желаний и мыслей?» - эти вопросы себе и педагогам родители почти не задают. Чаще приходится слышать: «Что мне с ним делать?» Вместе с тем, о счастье для своих детей мечтают почти все родители. Правильная позиция взрослого по отношению к ребёнку – дело сложное, требующее осознанной ответственности и полной самоотдачи. Сталкиваясь с реальным отношением родителей к детям, ясно осознаё шь: каждый из них по-своему понимает, что значит воспитывать. Именно воспитание «по-своему» не редко приводит к тем трудностям во взаимоотношениях с детьми, о которых родители говорят с тревогой. Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Только объединив свои усилия с родителями своих воспитанников, можно обеспечить эмоциональную защиту и психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь ребёнка в детском саду и дома, что в дальнейшем даст ему жизненную опору.
Для того чтобы сделать родителей своими союзниками и помощниками, поставила перед собой следующие задачи:
-повысить правовую и педагогическую культуру родителей;
-создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
-привлечь родителей к совместной деятельности, направленной на развитие и обучение ребёнка;
-привлечь родителей к совместной деятельности, направленной на создание развивающей предметно-пространственной среды;
-формировать гуманные отношения между детьми и родителями.
Для решения поставленных задач в своей работе использую разнообразные формы работы с родителями. К ним относятся:
Информационно-аналитические
-анкетирование,
-опрос,
-«почтовый ящик»;
наглядно-информационные
-выпуск газет,
-открытые занятия для родителей,
-мини-библиотека,
-информационные стенды,
-дни открытых дверей;
познавательные
-практикумы,
-родительские собрания,
-устные журналы,
-экскурсии;
досуговые
-праздники,
-совместные досуги,
-участие родителей в конкурсах, выставках.
Использую информационно - аналитическое направление с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Эффективным методом изучения микросреды семьи является анкетирование. Темы анкет разные, в зависимости от того, какая проблема рассматривается в тот или иной момент. Основываясь на результаты анкетирования, корректирую свою работу, планирую её с учётом пожеланий, рекомендаций родителей. Для активизации воспитательных возможностей родителей использую разнообразные формы общения с ними. Это беседы, дискуссионные встречи, практикумы. Такая форма работы, как «почтовый ящик» позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателями и эффективна, когда нехватка времени мешает встретиться с родителями лично. Родители в записках делятся своими идеями и предложениями, обращаются с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно.
Наглядно – информационное направление позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Стараюсь, чтобы встречи такие как «Вопросы и ответы» были интересны родителям, не превращались в скучные лекции. Общение строю на диалоге, всегда тему выбираю с учётом пожеланий родителей (руководствуясь результатами анкетирования). На заседаниях рассматриваются следующие темы: «Как разрешать конфликты», «Как сохранить здоровье», «Роль семьи в эмоциональном развитии ребёнка», «Гиперактивные дети». Организую встречи с участием детей, включаю практическую часть. С материалами работы встречи имеют возможность познакомиться и те, кто по той или иной причине не попал на встречу – в выпускаемой газете.
Вновь пришедшие родители могут получить информацию о детском саде, педагогах, программе, организации образовательной деятельности из «визитки».
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает оформление уголка для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами развития детей.
Чтобы систематизировать содержание уголка, располагаю материалы по разделам.
В разделе «Чем живет группа» освещаются, какие интересные дела, прогулки, экскурсии, общественные праздники ждут детей в этом месяце. Здесь же сообщается о том, какое участие в организации этих мероприятий примут родители, что и к какому числу нужно приготовить ребенку (например, помещается сообщение о том, что такого-то числа проводится дальняя экскурсия, значит, за день до «похода» необходимо тщательно проверить обувь ребенка). Материал этого раздела обновляем раз в месяц.
Раздел «Советы и рекомендации» не дает родителям систему знаний по педагогике, но сообщает необходимую педагогическую информацию, приобщает родителей к вопросам воспитания. Содержание советов и рекомендаций соотносим с программным материалом, который в данный момент дается детям в группе. В этом же разделе освещаем лучший опыт семейного воспитания. Материалы этого раздела меняем раз в 2—3 месяца.
В разделе «Картотека добрых дел» в той или иной форме находит отражение деятельность родительской общественности, родительского комитета. В этом же разделе помещаем примерный режим ребенка дома и в детском саду, меню на каждый день; даё м необходимые для родителей сведения: телефон, адрес учреждения; объявления различного характера. Этот раздел обновляем по мере необходимости. Таким образом, весь материал «Уголка» раз в квартал заменяется полностью.
При необходимости эти стенды превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Внимание дорога!», «С Новым годом!».
Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, манерой общения с детьми многому научила родителей.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьёй остаётся родительское собрание. Однако из опыта работы знаю, что на непосредственное проведение встреч в виде отчётов и поучающих бесед родители откликаются неохотно. Поэтому подготовку к каждому собранию начинаю задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет собрать обширный и разнообразный материал по теме.
К собраниям готовлю выставку детских работ или презентацию детской деятельности, запись ответов детей на вопросы по теме на магнитофон, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т. д. Часто использую видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками в реализации совместных проектов, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнёров.
Продолжая тему познавательных нетрадиционных форм работы с семьёй, хотелось бы подробнее остановиться на экскурсиях. Планирую их ежегодно. Всегда первыми помощниками в их организации выступают родители. Благодаря родителям, воспитанники имеют возможность посетить хлебозавод, библиотеку, пожарную часть.