Роза Шаяхметова
Статья «Значимость здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Значимость здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в наше время.
Здоровье является одним из важнейших составляющих человеческого благополучия и счастья, одним из условий успешного социального и экономического роста страны.
Публикация «Статья „Значимость здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании“» размещена в разделах
В современном мире мы добились новых достижений и в науке, и в технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технической цивилизации. Но, кроме положительных результатов, такая революция может привести и к отрицательным явлениям. Это отражается на здоровье человека. И, конечно, в первую очередь, страдают дети.
В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему.
По данным НИИ педиатрии:
-14% детей являются практически здоровыми;
-50% из них имеют различные отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
-35-40% страдают хроническими заболеваниями.
Основными причинами этого считаются: малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса из-за большого количества изучаемых дисциплин, несбалансированное и неправильное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни, неблагополучная экология. Всё это заставляет нас задуматься и бить тревогу, поскольку через дошкольное и школьное обучение проходит, практически, всё население.
Одной из задач дошкольного учреждения является создание условий, которые гарантируют формирование и укрепление здоровья детей.
Охрана и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее физическое развитие, закаливание организма - вот главная цель всех дошкольных образовательных учреждений. Существуют различные формы и виды деятельности, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья детей. Их комплекс получил общее название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающая технология – это целостная система оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника. Цели здоровьесберегающих образовательных технологий : обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья; формирование у ребенка все необходимых знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни; применение полученных знаний в повседневной жизни.
Здоровьесбережение решает такие задачи как: сохранение здоровья детей; создание условий для их психического развития; обеспечение каждого ребенка возможностью радостно и полноценно прожить дошкольное детство.
Здоровьесбережение должно присутствовать не только на занятиях физической культуры, но и в течение всего дня во всех видах деятельности.
Ежедневно проведенные утренние зарядки благотворно действуют на общее состояние воспитанников. Комплекс упражнений подбирается согласно возрасту и группе здоровья детей. Правильно составленная сетка занятий - залог успешного ведения образовательного процесса. Избежать переутомления детей помогут вовремя проведенные физкультминутки, гимнастики, упражнения для коррекции глаз. Для сохранения правильной осанки не маловажно так же мебель, соответствующая росту детей. Проветривание помещений, прогулки и подвижные игры на свежем воздухе – это обязательные процедуры режимных моментов. Сбалансированное питание детей, соблюдение режима дня, дневной сон – неотъемлемые составляющие здоровьесбережения. Так же доброжелательная атмосфера, доверительные отношения и индивидуальный подход к каждому ребёнку помогают добиться более высоких результатов в воспитании и обучении.
Именно в этом возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, которые необходимы для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, которые направлены на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Детский сад должен стать для ребёнка «школой здоровья», где бы он смог приобрести знания, практические умения, навыки, необходимые ему для сохранения и укрепления своего здоровья. Ведь здоровье складывается по крупинкам, которое легко растерять. Лишь целенаправленная и осознанная совместная работа педагогов, родителей и обучающихся позволит заложить фундамент высокой работоспособности.
Шаяхметова Роза Ишмурзовна,
воспитатель МБ ДОУ Д\с. «Тополёк»
с. Нугуш Мелеузовского района
Республики Башкортостан