Света Цурмичева
Конспект занятия «Кто обитает на дне водоема?» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомство с водоемом (животными водоема).
Задачи: формирование знаний об обитателей водоема; развивать речь и интерес к природе; воспитывать бережное отношение к воде.
Перечень оборудования: картинки с изображениями водоемов и их обитателей (водомерки, жуки-плавунцы, окунь, улитки, лягушки, головастика, паука, стрекозы, комара); текст рассказа Е. Чарушина «Бобровый пруд», игрушечная лягушка, мелкие камушки. Изображение с водоемом, рыбки желтого и коричневого цветов.
Публикация «Конспект занятия „Кто обитает на дне водоема?“ (старшая группа)» размещена в разделах
Организационный этап: дети сидят на ковре в кругу.
Воспитатель читает рассказ Е. Чарушина «Бобровый пруд». После прочтения задает вопросы; Скажите, каких обитателей пруда, озера или речки вы знаете?
-Посмотрите, какие обитатели пруда у меня есть (показ картинок с изображением обитателей водоема).
-Посмотрите, кто к нам пришел (появляется лягушка).
-Лягушка – здравствуйте дети, ква.
Основной этап.
-Лягушка – я к вам пришла в гости не просто так, расскажите, каких обитателей водоема знаете? А за правильный ответ, я буду давать вам подарок – камешек.
-Воспитатель – я буду вам помогать, буду загадывать, а вы должны отгадать обитателей водоема.
Суматоха на речушке
От зари и до зари:
Тараторят здесь подружки
И пускают пузыри. (Лягушки)
Родится с хвостом,
Роднится с прудом,
Как подрастет,
Хвост отпадет. (Головастик)
Полосатый, да не тигр,
Он любитель быстрых игр,
Гребень есть, да не петух,
Гонит гурт, да не пастух,
Заморил бы червячка,
Коль не видел бы крючка. (Окунь)
Вот какой чудесный жук,
Не комар он, не паук,
И скользит он по воде!
Всё обмеряет везде. (Водомерка)
Над прудом гибкая лоза,
На ней повисла … (Стрекоза)
Я ползу своей дорогой,
Домик на себе несу.
Нужно мне совсем немного
— Жить спокойно и в лесу! (Улитка)
-Лягушка – какие молодцы, сколько много вы знаете, я очень рада. А вы знаете чем дышат обитатели водоема?
-Дети – воздухом.
-Лягушка – Молодцы ква, но воздух особенный, им умеют дышать только рыбы. Поэтому лягушки и насекомые живущие в воде. Хотите узнать как, ква?
-Лягушка – жук-плавунец, прикрепляет пузырек воздуха к брюшку и ныряет с ним под воду. Но есть еще более хитрое подводное животное – паук-подводник. Он сумел построить себе дом на дне. Он питается маленькими насекомыми и рыбами, заманивая их в свой дом. Как же он научился дышать под водой? Но прежде чем мы узнаем, немного хочу с вами поиграть.
Физкультминутка.
«Две лягушки»
Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)
Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте)
-Лягушка – молодцы. А теперь я покажу вам один эксперимент. Я кладу игрушечного паука в стакан, переворачиваю его. Смотрите, как я резко упускаю его в миску с водой. Его, придерживая игрушку, и резко опускает в прозрачную миску с водой. Посмотрите, чем наполнен стакан? (Водой и воздухом). Стакан остается частично наполненным воздухом.
-Лягушка – Вот так делает и паук. Он плетет паутинный дом, похожий на стакан, одевает его на спину и стремительно ныряет под воду. При этом его домик оказывается полон воздуха, достаточного для дыхания паука. Кроме того, воздушный дом серебрится под водой и привлекает любопытных маленьких рыбок и водяных насекомых.
-Лягушка – Скажите ква, что главное для обитателей водоема. (Вода). А вы знаете, зачем нужны рыбы, лягушки и стрекозы для водоема? (Да, они чистят воду и дно).
-Лягушка – правильно, а еще поедают мертвые растения и уничтожают вредных микробов.
Знаете дети, люди совсем плохо относятся к водным обитателям.
-Воспитатель – давайте нарисуем значок, который бы показал, как важны животные для чистоты воды в речке, пруде, озере и как нужна вода животным.
Заключительный этап.
-Лягушка – спасибо дети за помощь. Я смогу повесить ваши рисунки около речки, озера и пруда. Тогда все люди будут знать как надо бережно относиться к ним. До скорых встреч.
-Воспитатель - молодцы ребята. Кто был у нас сегодня в гостях?
У меня есть картинка, на которой изображены пруд и рыбки двух цветов. Если вам понравилось занятие, то приклейте желтую рыбку, если что-то было не так – коричневую.