Евгения Секретова
Средства и приемы в формировании предпосылок естественно-научной грамотности как элемента функциональной грамотности
Естественно-научная грамотность - это способность использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира.
Дети дошкольного возраста-это исследователи окружающего мира, в которых заложена жажда познания, любознательность,стремления к открытиям.
Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование, исследовательскую, игровую и проектную деятельность.
Публикация «Средства и приемы в формировании предпосылок естественно-научной грамотности как элемента функциональной грамотности» размещена в разделах
Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Прежде чем начать экспериментальную деятельность, мы с детьми провели очень много наблюдений за живой и неживой природой. В наблюдении за неживой природой, объектами познания были: вода, воздух, песок, глина, камни.
Явления природы, их особенности в разные времена года : сезонные изменения в неживой природе: изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков (снег, град, дождь, туман, иней, роса и т. д.)
Дети знакомились с тайнами природы, проявляли интерес к жизни растений, слушали пение птиц, учились наслаждаться запахом цветущих трав, любоваться красотой природы.
Чтобы ближе познакомиться с миром природы была проведена квест-игра «Путешествие в страну насекомых».
Цель ее проведения :Формирование у детей представлений о
многообразии насекомых.
Задачи : воспитывать заботливое отношение к окружающей среде, развиваем память, мышление.
Умение устанавливать причинно-следственные связи,рассуждать и делать выводы. Развивать двигательные навыки и общую моторику.
Такие игры мы проводим в течении всего года,задействуем Эко-тропу на прогулке, двигательную активность на спортивной площадке, и во всех пространствах нашего сада.
В нашей группе большое количество дидактических игр по формированию предпосылок естественно-научной грамотности : это и различные лото
,«Лото животные», «Лото растения и кустарники», «Лото рыбы, птицы, звери» и
т. д. Дид. игра «Воздух,земля, вода», «Растения родного края», «Изучаем страны»,
«Четвёртый лишний». Дидактическая игра «Океаны, моря, реки, озёра» формирует
представления о целостной картине мира.
Большую роль в формировании предпосылок естественно-научной грамотности играет проектная деятельность, так как при проведении проекта задействованы все виды деятельности.
Социально-коммуникативное –это общение между ребятами на протяжении всего проекта, помощь и наставничество.
Речевое развитие - это умение последовательно и правильно выражать свои мысли. Познавательное - развивать интерес к познанию нового и еще неизведанного.
Художественно-эстетическое – это развитее восприятие и понимание картины природы в целом и ее изменений. Физическое – важная составляющая развития ребенка,его координации, моторики и пространственных представлений.
Гармоничное развитие ребенка включает равномерное развитие всех областей.
Проект «Синичкин день», закрепил знания детей о том, какие птицы живут в родном краю, чем они отличаются, как мы можем помочь птицам пережить зиму,
Проект «Вулканы» помог детям понять, почему вулканы - это грозные явления.
У детей появилось представление о действующих и потухших вулканах, сформировались понятия : магма,лава, кратер.
Проект “Живая вода”. Актуальности проекта : Катастрофическое ухудшение экологической обстановки требуют от живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к природе, которое закладывается с детства.
Для освоения детьми закономерностей окружающего мира в нашей группе организован уголок «Экспериментов». Здесь хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы. Также разработаны схемы для детей и педагогов по проведению опытов, создана картотека опытов и правила поведения при выполнений экспериментов.
Дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Почему появляется радуга? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы. Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить всю суть сложнейших природных процессов и явлений.
В совместной работе с дошкольниками исследуем свойства песка, воды, льда, снега, глины, камней. Экспериментируем с водой: меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду. Например, для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакеты, дети рассуждают, что его можно поймать, значит, он находится вокруг нас и не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха. Дети познакомились наглядно с извержением вулкана. Участвовали всей семьей в изготовлении макета и устроили соревнования. Это вызвало огромный интерес и радость от результата.
Участвовали в выращивании кристаллов, увидели разные явления, что такое свет и тень, проращивали семена, узнали,что быстрее тает рыхлый снег или лед. Проводя опыты с водой, почвой, растениями дети поняли причинно-следственные связи, высказывали суждения, научились фиксировать этапы и результаты исследований. Благодаря исследовательской деятельности,дети становятся более открытыми, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе со мной, с воспитателем.
Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате познавательно-исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды целостного и гармоничного развития и повышают познавательную активность детей.
Проект «Синичкин день»
Проект «Вулканы»
Подготовка к занимательному эксперименту
Выращивание «Кристалов»