МААМ-картинки

Средства для организации успешной учебно-познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста

Татьяна Фролова
Средства для организации успешной учебно-познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Средства для организации успешной учебно-познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста

I. Обоснование проблемы

Все родители озабочены проблемой подготовки своих детей к школе, тем более сегодня, когда открылось много новых структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др. Многие родители идут по пути поиска усложненного программного содержания, наличия так называемых специальных предметов: раннего чтения и математики, компьютерной грамоты, иностранных языков и т. д. В этом случае растет информационное поле знаний, умений и навыков. И очень часто это обучение не приносит же-лаемых результатов, так как ребенок, имея достаточный (иногда избыточный) объем знаний, не владеет способами их применения на практике, в школе. Запас знаний очень быстро кончается, и часто ребенок перестает хотеть учиться, так как ему становится неинтересно заниматься деятельностью, приводящей к неудачам.

Публикация «Средства для организации успешной учебно-познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Другие родители считают, что все «сделает школа» (научит всему, чему надо, а в дошкольном возрасте не стоит перегружать человека, главное – чтобы рос здоровым и крепким. Физическое воспитание и психологический комфорт, безусловно, являются основополагающими для любой образовательной программы. Но как все- таки подготовить ребенка к школе, чтобы он не растерялся в новых условиях, чтобы хотел учиться и учился, был бы успешным в достижении своих целей?

Владение ключевыми компетенциями, а не энциклопедичность знаний, формирование и развитие информационной культуры личности рассматривается сейчас как основа успешной адаптации человека в обществе. Эта проблема стала актуальной в связи с «запаздыванием» передачи социального опыта, быстрым устареванием знаний, отсутствием универ-сальных способностей к применению знаний в новых ситуациях.

Отсюда возникла необходимость в компетентностно-ориентированном образовании, т. е. в специально направленном процессе на формирование универсальных способностей и поведенческих моделей в освоении новых знаний. Принципиальным отличием компетентностей от ЗУН является то, что освоив их, человек может применять этот результат образования в других видах деятельности.

Компетентность рассматривается как результат образования, выражающийся в овладении детьми определённым набором социально востребованных способов деятельности, а так-же в опыте присвоения деятельности.

Проблему подготовки ребенка к школе надо понимать как формирование его активной жизненной позиции, освоение средств и способов познания окружающего мира.

В основе этой работы лежит необходимость развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, что является одной из составных успешности обучения в школе.

II. Цели и задачи

Цели.

1. Освоение различных видов средств для развития способностей к познанию действительности.

2. Создание благоприятных условий для развития и деятельности детей.

3. Научно-теоретическая и практическая деятельность по проблеме.

Задачи.

1. Создание банка данных различных видов средств.

2. Систематизация средств обучения дошкольников.

3. Развитие способностей детей, становление активной, творческой личности ребенка.

III. Средства для организации успешной учебно-познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста

1. Графические диктанты.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному процессу, наряду с другими методами и приемами, является графический диктант.

Система представленных графических диктантов позволяет решить три аспекта: познавательный, развивающий, воспитательный.

Познавательный – формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Развивающий – развитие мышления у учащихся в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное.

Воспитательный – воспитание нравственных межличностных отношений.

С помощью подобных занятий можно определить умение ребенка слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать по правилам, применять образец. А еще такие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, активизируют зрительное и слуховое восприятие ребенка, умение ориентироваться на листе, дают простор фантазии и воображению.

Рекомендуется для работы с детьми, начиная с 4-5 лет. Задания на симметрию, уменьшение и увеличение предлагаются детям с 6-7 лет.

2. Игры со спичками.

Логические задачи со спичками, это прекрасный способ развлечь и занять ребенка. Для детей это возможность в игровой форме развить свою логику и смекалку. Кроме того, ло-гические игры со спичками развивают воображение и конструкторские навыки. В задачи со спичками можно играть с детьми дома, на улице, или в дороге. Главное найти ровную поверхность для раскладывания спичек.

Рекомендуется для работы с детьми 6-7 лет. Простейшие задания на составление фигур из палочек и спичек можно предлагать детям с 4-5 лет.

3. «Волшебный куб».

Используется для преодоления неустойчивого внимания, плохой переключаемости с одного вида деятельности на другой, быстрой утомляемости, более эффективной коррекции речевого развития.

Коррекционно-развивающая игра представляет собой кубик с прозрачными карманами на каждой стороне и комплект игр - карточек в папках. Дидактическое развивающее пособие функционально, вариативно в плане применения, эстетически привлекательно и вызывает интерес у детей в течение занятия. Основная цель данного пособия- развитие всех компонентов речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, слоговой структуры, расширение словарного запаса, формирование связной речи, развитие речевой моторики, сенсорного и пространственного восприятия, внимания памяти, словесно-логического мышления.

Рекомендуется для работы с детьми 2 -7 лет.

4. Круги Эйлера, классификационное дерево.

Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях.

Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в работе с детьми дошкольного возраста по развитию логического мышления. Построение и использование наглядных моделей в максимальной степени способствует развитию умственных способностей дошкольников. Если ребенок научится строить моде-ли, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, он получит в свои руки инструмент, с помощью которого в дальнейшем сумеет познавать и конструировать действительность.

Модель «логического древа» является средством развития представлений детей о числовом ряде и развития логического приема «классификация».

Рекомендуется для работы с детьми 6 -7 лет.

5. Ребусы.

Одной из самых популярных и занимательных головоломок является ребус. Увлекательные ребусы для детей - это не только отличная гимнастика для развития интеллекта, но и хорошая возможность пополнить словарный запас ребёнка. Более того, в таких игровых заданиях необходимо делать выбор между похожими по смыслу словами, знакомясь, таким образом, с синонимами одного и того же понятия. Также, вписывая ответ в ячейку, можно учиться правильному написанию слов.

Увлекательные игры с загадками и ребусами иллюстрированы красочными картинками, которые подскажут верный ответ.

Рекомендуется для работы с детьми 5 -7 лет.

6. Системный оператор (может использоваться во всех видах деятельности дошкольников, особенно эффективен в работе по развитию речи дошкольников).

"Системный оператор” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нару-шить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Рекомендуется для работы с детьми 6 -7 лет.

7. Цветные счетные палочки Кюизенера (используется для развития у детей представлений о числе на основе счета и измерения).

Палочки X. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

С математической точки зрения, палочки Кюизенера — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.

Цветные числа предоставляют замечательную возможность конструировать модель изу-чаемого математического понятия и решать следующие задачи:

- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);

- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);

- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

- осваивать прямой и обратный счет;

- познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);

- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления;

- научить делить целое на части и измерять объекты;

- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

- познакомить со свойствами геометрических фигур;

- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.);

- развивать логическое мышление, внимание, память;

- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Комплект цветных чисел состоит из деревянных или пластмассовых призм 10 различных цветов и размеров.

Каждая палочка — это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах.

Рекомендуется для работы с детьми 2 -7 лет.

8. Логические блоки Дьенеша.

Наиболее эффективное пособие для подготовки мышления ребенка усвоению математики.

Дидактический набор Блоков Дьенеша состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине. Это не просто игровой набор – это целый блок развивающих материалов, в который входят альбомы с образцами игр и заданий для детей разных возрастных ступеней.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками, дети овладевают различными мыслительными умениями, важными с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются эле-ментарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить дей-ствия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Рекомендуется для работы с детьми 2 -7 лет.

9. Использование рамок- трафаретов.

Для работы в тетрадях дети используют специальную рамку-трафарет с геометрическими прорезями. Такие рамки заводского изготовления имеются в продаже. Используемая рамка позволяет организовать не только работу по распознаванию геометрических форм, но и разработку моторики, а также является основой для формирования конструктивной моделирующей деятельности через прием конструктивного рисования и конструктивной аппликации.

Рекомендуется для работы с детьми 4 -7 лет.

10. Метод проектов (может использоваться во всех разделах образовательной программы для дошкольников).

Основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками.

Рекомендуется для работы с детьми 2 -7 лет.

11. Моделирование описательных рассказов.

Очень трудно дошкольнику составить описательный рассказ. А помочь ему в этом могут опорные картинки. Сначала эти рассказы будут небольшими, одинаковыми. Но это дело времени. Придет и индивидуальность и смелость. Рассказы будут интересными и полны-ми.

Рекомендуется для работы с детьми 4 -7 лет.

12. Моделирование непосредственно образовательной деятельности дошкольников :

– сенсорные эталоны;

– звуковые и слоговые модели, модели предложений;

– числовая ось;

– цифры, знаки (арабские, римские цифры, цифры народов майя, наки- больше, меньше, равно, минус, плюс.

– модели задач;

– модель времен года, месяца, недели, суток.

13. Игра "Вычислительная машина ".

Упражняет детей в выполнении арифметических действий в пределах 10, создает предпосылки для усвоения идей информатики: алгоритм, блок - схема, вычислительная машина.

1. Ребенок выполняет роль вычислительной машины. На "вход" игры помещается число, машина выполняет указанное действие и ставит нужное число на "выходе".

2. Игрок выполняет действие со стоящим на "входе" числом, и показывает результат на "выходе".

3. Требуется выбрать такое действие, чтобы из числа на "входе" получилось то число, которое указано на "выходе".

Звуковой сигнал, анимированная картинка, поощрение стимулирует работу ребенка, по-зволяет оценить свои действия.

Игра - автодидактическая. Ребенок сам находит и запоминает правильные ответы. Включаются сразу несколько анализаторных систем: ребенок видит, слышит, действует, эмоционально подкрепляет правильные решения.

Выполнив все задания, ребенок может повторять их опять (предлагается (педагогу) маме самому менять в кружочках цифры, только правильный ответ не трогать – это несколько разнообразит игру, Так же можно менять кружки местами в рабочем режиме (чтобы ребенок не привыкал нажимать на один и тот же кружок).

Рекомендуется для работы с детьми 5 -7 лет.

14. Занимательный математический материал.

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка : самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Рекомендуется для работы с детьми 5 -7 лет.

15. Интерактивное оборудование.

Рекомендуется для работы с детьми 5 -7 лет.

Эта работа представляет собой поиск средств получения знаний, умений и навыков у дошкольников. Это открытый банк данных по всем разделам программы дошкольного воспитания. Он будет пополняться педагогом, родителями и детьми по мере появления нового средства в результате решения определенной педагогической задачи, если данного в наличии средства ребенку и педагогу будет недостаточно. Это уже творческое решение проблемы и оно дает ребенку свободу, развивает творчество, делает его успешным во всех дальнейших начинаниях.

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

«Неязыковые средства выразительности. Употребление мимики и жеста в чтении и рассказывании детям дошкольного возраста». Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике. Цицерон Выразительность – важное качество речи. Выразительность.

Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста.» В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Методическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Практическая часть ВВЕДЕНИЕ Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Средства для организации успешной учебно-познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 3 октября 2020 в 17:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Средства для организации успешной учебно-познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Фролова (УИ 22235) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД