Светлана Вершель
Среднесрочный проект для старшей группы по теме «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Вершель С. Н.
Тема: «Я и моя семья!»
Вид проекта: творческий.
Тип проекта: среднесрочный, длился в течение месяца с 1.11.2013. по 22.11.2013.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, специалисты детского сада.
Цель проекта:
Формирование представлений о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи:
Публикация «Среднесрочный проект для старшей группы по теме „Семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
• Закреплять знания детей о членах семьи (знать имена, отчества родителей, профессию, место работы членов семьи);
• Познакомить детей с традиционными занятиями карелов, обогащать знания детей о карельской семье, о распределении поручений в карельской семье.
• Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, обогащать знания о торгово-денежных отношениях.
• Расширять знания детей об общественном празднике «Дне матери».
• Воспитывать уважение, заботливое отношение к маме, как человеку, дарующему жизнь; вызвать желание помогать и заботиться о маме.
• Развивать творческие способности детей через пение, танцы, художественную деятельность: создание поделок, рисунков и т. д.
• Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
1 этап. Предварительная работа:
• Подбор детской художественной литературы для чтения детям. Работа с методическим материалом, литературой по темам: «Я и моя семья!», «Неделя старины и карельского фольклора», «День матери!»
• Подбор бесед; дидактических, пальчиковых, сюжетно – ролевых игр.
• Предварительная работа с родителями. На родительском собрании родителям было сообщено о целях и оснащении проекта. Мы обратились к родителям с просьбой оказать помощь в составление семейного альбома в группе, пригласили мам посетить ярмарку и предложили принять участие в изготовление поделок к выставке «Мы с мамой мастера!».
• Оформление родительского уголка (стихи о семье, о маме, познавательная информация).
• Подбор стишков, пословиц, поговорок, сценок для детей и родителей.
• Необходимо было построить алгоритм проведения каждого дня в соответствии с работой узких специалистов, принимающих участие в проекте (воспитатель группы, музыкальный руководитель, воспитатель карельского языка, воспитатель по изобразительной деятельности).
2 этап. Выполнение проекта:
Наш детский сад работает по перспективно – тематическому планированию. Каждая неделя имеет своё название. Для реализации нашего проекта, мы взяли за основу три тематические недели.
Первая неделя: «Я и моя семья!»
• Беседовали о семье; закрепляли знания детей о членах семьи (имена, отчества родителей, профессия, место работы); воспитывали желание заботиться о близких людях; развивали чувство гордости за свою семью.
• В группе была открыта фотовыставка «Моя семья!». Ребятки несли свои семейные фотографии. С большой гордостью, наперебой рассказывали о том, кто изображён, кого как зовут, кто кому кем приходится.
• Составляли рассказы на тему: «Моя семья!» на основе из личного опыта, вспоминали интересные моменты из жизни. Рассказывали о том, как заботятся друг о друге в своей семье (как родители заботятся о детях; как дети помогают маме мыть посуду, подметать пол, пылесосить; дедушке подают гвозди; бабушке подают тапочки; папе ищут газету и многое другое).
• Рисовали рисунок на тему: «Моя семья!»
• Знакомились с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», обращали внимание на поступки главных героев, их поведение. Формировали положительные качества о семье. После ознакомления со сказкой, детям было предложено зарисовать понравившийся сюжет сказки.
• Были подобраны:
- Пальчиковые игры и разминки: «Вот и вся моя семья!», «Шли утята за водой…», «Три медведя…», «Дружно помогаем маме…», «Воробей живёт под крышей…».
- Дидактические игры: «Детёныш и его мама», «Назови ласково», «Семья», «Большие и маленькие».
- Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дом», «Магазин», «Детский сад», «Больница».
- Беседы: «Моя семья», «Я, помощник в семье», «Как мы провели выходной», «Мы с мамой пекли пироги».
Вторая неделя: «Неделя старины и карельского фольклора».
• Эту неделю посвятили старине, народному и карельскому прикладному искусству. Приобщали детей к истокам карельской национальной культуры. Знакомили с традиционными занятиями карелов, закрепляли знания о распределении поручений в карельской семье. В течение недели детки готовили поделки, старались, чтобы работы были аккуратными. Так как в конце недели, было предложено устроить ярмарку народного творчества и ремесла, и в качестве покупателей пригласить своих мам.
• Занимались изготовлением поделки: «Кукла – оберег для мамочки». Дети узнали о куклах – оберегах, которых изготавливали в старину наши предки, которые считалось, что уберегают людей от бед. На занятии детки учились делать таких куколок из мешочка с крупой. Готовили наряды для своих куколок – вырезали из ткани косыночку и фартук. Очень старались, чтобы куколка получилась красивой, аккуратной и доставила радость мамочке.
• Говорили о русском народном творчестве. Уточняли представления детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена; какая по характеру. Познакомились с многообразием дымковских игрушек, характерными элементами и цветосочетаниями. На занятии по рисованию – раскрашивали трафареты дымковских игрушек элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами). На занятии по лепке – учились лепить «Лошадку» по мотивам дымковской игрушки из пластилина, для ярмарки народных ремёсел.
• Знакомились с жизнью и культурой карелов. Беседовали о национальной одежде карелов, получали знания об элементах карельского орнамента, их цвета (зелёный, синий, красный, оранжевый). На рисовании учились украшать силуэт фартука карельским орнаментом. В аппликации учились составлять симметричный узор на элементах одежды из бумаги. Развивали творческую инициативу детей, воспитывали любовь к родному краю.
Ярмарка народного творчества и ремесла.
В конце недели, в Изостудии у нас состоялась ярмарка народного творчества и мастерства.
Дети окунулись в мир старины, создавая атмосферу народной ярмарки: созывали «покупателей», вели торг, расхваливали свой «товар», звучали стихи и прибаутки. На ярмарку были приглашены мамочки, которые имели возможность приобрести детские работы. Дети предлагали свои поделки, расхваливали свой товар, мамочки расспрашивали, хвалили поделки, торговались с детьми. Родители от такого мероприятия остались в восторге, дети очень гордились, что удалось продать свой товар, да ещё и получить за это настоящие денежки – монетки. На вырученные деньги купили конфеты, для совместного чаепития с родителями.
Третья неделя: «День Матери!».
• Эту неделю мы посвятили самому дорогому человеку на земле – это мамочке. Развивали доброе, уважительное отношение и любовь к своей маме. Воспитывали чувство гордости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу.
• Знакомились с общественным праздником «День Матери!».
• В течение недели воспитатели, дети и родители готовились к празднику «День Матери»: делали поделки, учили стихи и песни, репетировали танцы. Каждое утро, дети с гордостью, несли поделки сделанные дома, вместе с мамой. Поделки были разнообразными: из природного, бросового материала; из цветной и гофрированной бумаги; картона, пластилина и солёного теста.
• Рассматривали произведения художников, развивали эстетическое восприятие, учились видеть красоту.
• Знакомились с татарской народной сказкой «Три дочери», рассказом В. Осеевой «Три сына». Беседовали по содержанию ненецкой сказкой «Айога» и нанайской сказкой «Кукушка». Воспитывали отрицательное отношение к лени, доброе и заботливое отношение к маме.
• В осеннюю, непогожую, дождливую погоду создавали в подарок маме аппликативную композицию «Цветной зонтик», очень хотелось порадовать мамочек, создать праздничное настроение.
• С педагогом Изодеятельности дети готовили выставку рисунков «Моя мамочка самая красивая!».
3 этап. Заключительный:
• В канун праздника «День Матери», 22 ноября у нас состоялось долгожданное мероприятие – музыкальное развлечение. На праздник были приглашены мамочки. Приветствие мам ребятки начали танцем с осенними листочками. В течение всего вечера дети читали стихи, пели песни, как на русском, так и на карельском языке. Танцевали вместе с мамами весёлые танцы, научили мам танцевать карельскую кадриль. В конце вечера девчонки подарили мамам очень нежный танец «Волшебный цветок».
Мамочки участвовали в сценках, в конкурсах и эстафетах. Каждый малыш подарил своей мамочке, сделанную своими руками, карельскую куколку – оберег.
• В конце праздника ведущие предоставили слово жюри, которое заседало в течение нескольких дней над выставкой совместных работ мамы с ребёнком, для принятия решения, кого назначить победителем.
• Работы были разделены по разным номинациям: «Какие разные цветы», «Сюжетная композиция», «Полезные вещи», «В мире животных». Жюри не смогло выбрать первых, и было принято решение наградить всех участников выставки. Каждая семья была награждена грамотой и не большим памятным подарком.
• Завершением праздника состоялось чаепитие с конфетами и пирогами.
• Все остались довольны таким радостным мероприятием.
Результаты проекта:
• На протяжении прохождения проекта у всех участников сохранялось праздничное настроение. Дети с большим удовольствием спешили утром в детский сад, с рассказами о том, чем занимались вечером с мамой, папой, или даже всей семьёй.
• Проект дал большой толчок для развития детского творчества и воображения.
• Обогатились детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. В течение прохождения проекта, родители в свободное, вечернее время, занимались со своими детками изготовлением поделок к выставке в детском саду.
• Дети чётко и выразительно произносят ласковые слова о маме не только на русском, но и на карельском языке.
• Состоялись «Ярмарка народного творчества и ремесла», выставка детских рисунков «Моя мамочка самая красивая!»; и выставка совместных поделок «Мы с мамой мастера!».
• Состоялось совместное музыкальное мероприятие для родителей и детей посвящённое «Дню Матери».
• Благодаря совместному проекту в группе создана эмоционально – благоприятная атмосфера, все участники получили положительные эмоции.
Литература:
• Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж. 2009.
• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М. 2013.
• Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. – М. 2001.
• План – программа педагогического процесса в детском саду. Под редакцией З. А. Михайловой. – СПб. 2003.
• Развитие речи детей 5-7 лет. Под редакцией О. С. Ушаковой. – М. 2012.
• Туттуева Л. М. Приобщение детей к истокам карельской национальной культуры. – Петрозаводск,2007.
• Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. – М, 2013.