Надежда Шубина
Конспект занятия «Сравнение песка и глины»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Развивать мелкую моторику.
• Интерес к познавательной деятельности.
• Расширять словарный запас.
Задачи:
• Продолжить знакомство с глиной, экспериментальным путем сравнить частички песка и глины, что лучше сыплется, сохраняет форму и пропускает воду.
• Познакомить со значением слов археолог, археология.
Оборудование: ящик с песком и глиной, увеличительные стекла, пластмассовые стаканчики и шарики, вода.
Содержание организованной деятельности детей.
Ритуал входа.
Публикация «Конспект занятия „Сравнение песка и глины“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в археологическую экспедицию и будем археологами. Это кто такие?
(ответы детей)
Археологи – люди, которые проводят раскопки, находят старые города, давно исчезнувшие с лица земли, древние украшения и посуду. И м с вами узнаем новое из истории нашей земли. Давайте и мы свами попробуем узнать что-то новое, что еще не знаем. Но кто нам поможет?
Дети. Хозяйка песочницы – Песочная Фея.
Воспитатель. Молодцы! Конечно она!
Появляется Песочная Фея, она здоровается с детьми и просит их взять ее вместе с ними в путешествие.
Основная часть.
Песочная Фея.
Путешествовать люблю я с детства.
В разных странах я была.
Видела я горы и барханы
Из золотистого песка.
Перетекая в реку.
То вдруг поднимется он вверх,
Играя в «Кто быстрее» с ветром.
Все это видела в пустыне,
Где только солнце и песок.
Но как-то, путешествуя, застряла в глине.
Никто помочь тогда не смог.
Барахтаясь, я выползла, конечно.
Вся в глине с ног до головы.
Застыла глина, я превратилась в броненосца.
Что, что делать без воды?
И вот ручей – спасительная влага,
И наконец, помылась «глиняная» фея,
И вновь песочной стала я!
Ну что же, вы внимательно меня слушали. Встаньте у ящиков и покажите мне, где глина, а где песок?
(дети показывают)
Эксперимент №1.
Воспитатель. Ребята, давайте возьмем увеличительное стекло и внимательно посмотрим, из чего же состоит песок. Как выглядят песчинки?
Дети. Из зернышек – очень маленьких, круглых, полупрозрачных песчинок.
Воспитатель. Теперь рассмотрим глину.
Дети. Глина состоит из мелких частичек, которые как-будто прилипли друг к другу, она похожа на пластилин.
Воспитатель. А для чего нужны песок и глина?
Дети. Песок – для игры и строительства, а глина – для строительства и лепки.
Воспитатель. Возьмите свои стаканчики, насыпьте в один стакан песок, в другой – глину. Попробуйте высыпать. Что у вас получилось?
Дети. Песок высыпался, а глина выпала комочком.
Воспитатель и дети делают вывод: песок сыпучий, глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.
Эксперимент№2.
Воспитатель. Ребята, давайте возьмем свои стаканчики с водой и выльем один из стаканов в песок, другой в глину. Что вы видите?
Дети. В песок вода впиталась быстро, а на глине слой воды остается наверху.
Воспитатель и дети делают вывод: песок лучше пропускает воду, чем глина.
Эксперимент№3.
Воспитатель. У нас с вами есть мокрый песок и глина.
Воспитатель предлагает детям скатать маленькие комочки и положить их на доску, лежащую на батарее.
Возьмем наши шарики, испачкаем их в глине и оставим на подносе. Пока комочки и шарики будут сохнуть, мы немного отвлечемся.
Проводится физкультминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились. (2 раза).
Ниже, ниже не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Ну что же ребята, немного отдохнули, давайте вернемся к нашим комочкам.
Воспитатель предлагает детям нажать пальчиками на комочки.
Что с ними случилось?
Дети. Песочные комочки рассыпались, а глиняные нет.
Воспитатель. Давайте теперь возьмем наши шарики, подойдем к тазику и попробуем их отмыть. Что вы увидели?
Дети. Шарики, испачканные песком, отмылись быстрее.
Воспитатель и дети делают выводы: из песка комочки высохли и рассыпались, а из глины сохранили форму. Шарики, испачканные песком, отмылись быстро, а испачканные глиной отмывались дольше : прилипшая глина размазывалась.
Ритуал выхода.
Что же мы узнали из нашего путешествия о глине? Чем она отличается от песка?
(дети отвечают)
Песочная фея. Молодцы! Мне жалко с вами расставаться. С вами так интересно путешествовать. Надеюсь, что вам понравилось. Я буду ждать новой встречи.
Дети прощаются с Песочной Феей и песком. Идут мыть руки.