Джиоева
Справка психодиагностического мониторинга учащихся 5 классов в периоды адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
СПРАВКА психодиагностического мониторинга учащихся 5 классов в период адаптации
Цель психодиагностического исследования : изучение степени и особенностей приспособления, обучающихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей и причин дезадаптации учащихся.
Задачи исследования:
1. Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей.
2. Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения.
Публикация «Справка психодиагностического мониторинга учащихся 5 классов в периоды адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Мониторинг
- Психология школьников
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.
Пятый класс, как утверждают специалисты, — следующий проблемный класс после первого. Десять лет — начало физиологического созревания и одновременно переход к другой системе учебы и новым требованиям.
Каждому ребенку в этот период хочется быть активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть в пятикласснике, ведь он не хуже других.
Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но также есть дети подверженные дезадаптации, такие дети становятся невнимательными, менее ответственными, тревожными, хуже учатся по сравнению с начальной школой.
Сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
• Очень много разных учителей (и их надо запомнить);
• Непривычное расписание (новый режим);
• Много новых кабинетов, которые неизвестно где и как расположены;
• Новый классный руководитель;
• Новые дети в классе (или сам ребенок новый в классе).
Трудности пятиклассников могут быть вызваны и необходимостью на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение к школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.
Признаки успешной адаптации
• Удовлетворённость процессом обучения
• Самостоятельность при выполнении учебных заданий
• Удовлетворённость межличностными отношениями
• Успешность обучения
Проблемы адаптационного периода
• Повышение утомляемости
• Снижение работоспособности
• Нарушение поведения (эмоциональная неустойчивость, низкая саморегуляция)
• Отсутствие единства требований учителей начальной и средней школы
• Формирование классного коллектива
• Проблема общения со сверстниками
• Низкая согласованность требований между учителями предметниками в средней школе
• Снижение успеваемости
В связи с этим, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов явилось получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к новой социальной ситуации; предупреждения и преодоления школьных факторов риска.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
1. проведено психолого-педагогическое обследование учащихся;
2. проводилось наблюдение учителей, представителей администрации за поведенческими особенностями учащихся на уроках и внеурочное время;
3. проводились консультации родителей пятиклассников;
5. проводились консультации классных.
Психодиагностический инструментарий включил в себя следующие диагностические материалы, направленные на изучение, как метапредметных, так и личностных результатов учащихся :
1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса - изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста;
2. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние (М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина);
3. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой;
4. Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л. Г. - изучение психологического климата в классе.
Сроки проведения: сентябрь – октябрь 2020 учебный год.
1. Школьная мотивация и познавательная активность.
Цель методики: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей. Учащимся необходимо ответить на 10 вопросов анкеты, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующий им.
По результатам исследования было установлено 5 основных уровней школьной мотивации, по которым распределились учащиеся 5-х классов, что отражено в таблице:
5 «А» класс
Уровень Описание уровня Количество %
Уровень I
(25 - 30) Высокий уровень школьной мотивации 0 0,0%
Уровень II
(20 - 24) Хорошая школьная мотивация 5 24%
Уровень III
(15 - 19) Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью 8 38%
Уровень IV
(10 - 14) Низкая школьная мотивация 6 28,6%
Уровень V
(ниже 10) Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация 2 9,5%
5 «Б» класс
Уровень Описание уровня Количество %
Уровень I
(25 - 30) Высокий уровень школьной мотивации 0 0,0%
Уровень II
(20 - 24) Хорошая школьная мотивация 10 33,3%
Уровень III
(15 - 19) Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью 11 34,3%
Уровень IV
(10 - 14) Низкая школьная мотивация 7 23,3%
Уровень V
(ниже 10) Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация 4 12,5%
5 «В» класс
Уровень Описание уровня Количество %
Уровень I
(25 - 30) Высокий уровень школьной мотивации 4 17%
Уровень II
(20 - 24) Хорошая школьная мотивация 7 29%
Уровень III
(15 - 19) Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью 9 37%
Уровень IV
(10 - 14) Низкая школьная мотивация 3 12%
Уровень V
(ниже 10) Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация 1 4%
5 «А» класс
5 «Б» класс
5 «В» класс
2. Психоэмоциональное состояние учащихся 5-х классов.
Цель: определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.
Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий её уровень является показателем дезадаптации ребенка. Тревожность - форма психоэмоционального неблагополучия, которая свидетельствует о наличии стрессового состояния у человека. Об этом должны знать учителя и все делать для снятия тревожности, так как от этого зависит адаптация обучающегося к социальной среде.
Было проанализировано психоэмоциональное состояние пятиклассников как по общей тревожности в школе, так и по частным видам проявления школьной тревожности.
Обобщая полученные данные можно сказать, что наибольшую тревогу у пятиклассников вызывают :
№ Фамилия, Имя Переживание социального стресса Фрустрация потребности в достижении успеха Страх самовыражения Страх ситуации проверки знаний Страх несоответствовать ожиданиям окружающих Низкая физиологическая сопротивляемость стресу Проблемы и страхи в отношениях с учителями Общая тревожность в школе
1 4 36% 5 38% 0 0% 6 100% 3 60% 3 60% 6 75% 16 73%
2 3 27% 6 46% 2 33% 2 33% 2 40% 1 20% 7 88% 8 36%
3 3 27% 8 62% 1 17% 5 83% 5 100% 0 0% 5 63% 9 41%
4 3 27% 3 23% 1 17% 2 33% 1 20% 0 0% 2 25% 6 27%
5 5 45% 8 62% 3 50% 3 50% 5 100% 4 80% 6 75% 15 68%
6 6 55% 7 54% 1 17% 6 100% 4 80% 2 40% 6 75% 12 55%
7 5 45% 8 62% 1 17% 3 50% 3 60% 1 20% 5 63% 11 50%
8 2 18% 4 31% 3 50% 2 33% 3 60% 1 20% 4 50% 7 32%
9 5 45% 5 38% 2 33% 4 67% 5 100% 2 40% 4 50% 13 59%
10 5 45% 7 54% 5 83% 5 83% 5 100% 2 40% 4 50% 16 73%
11 7 64% 4 31% 3 50% 3 50% 3 60% 3 60% 2 25% 11 50%
12 8 73% 8 62% 3 50% 5 83% 1 20% 2 40% 5 63% 10 45%
13 6 55% 7 54% 2 33% 2 33% 5 100% 1 20% 5 63% 9 41%
14 2 18% 6 46% 1 17% 3 50% 4 80% 2 40% 3 38% 10 45%
15 9 82% 8 62% 2 33% 6 100% 3 60% 4 80% 6 75% 18 82%
16 6 55% 5 38% 5 83% 5 83% 4 80% 0 0% 4 50% 16 73%
17 9 82% 10 77% 4 67% 4 67% 4 80% 1 20% 5 63% 12 55%
18 5 45% 8 62% 4 67% 2 33% 4 80% 1 20% 4 50% 11 50%
СРЕДНЕЕ 5,2 47% 6,5 50% 2,4 40% 4,0 67% 3,6 71% 1,7 33% 5,5 69% 11,7 53%
5 «А» класс
5 «Б» класс
№ Фамилия, Имя Переживание социального стресса Фрустрация потребности в достижении успеха Страх самовыражения Страх ситуации проверки знаний Страх несоответствовать ожиданиям окружающих Низкая физиологическая сопротивляемость стресу Проблемы и страхи в отношениях с учителями Общая тревожность в школе
1 3 27% 3 23% 4 67% 5 83% 2 40% 4 80% 6 75% 18 82%
2 3 27% 2 15% 4 67% 1 17% 3 60% 1 20% 4 50% 5 23%
3 7 64% 5 38% 6 100% 2 33% 2 40% 0 0% 1 13% 5 23%
4 2 18% 3 23% 1 17% 3 50% 1 20% 3 60% 4 50% 7 32%
5 0 0% 2 15% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 2 25% 0 0%
6 3 27% 2 15% 2 33% 4 67% 1 20% 5 100% 3 38% 12 55%
7 3 27% 4 31% 5 83% 2 33% 2 40% 2 40% 1 13% 10 45%
8 1 9% 5 38% 2 33% 6 100% 3 60% 1 20% 4 50% 15 68%
9 1 9% 2 15% 2 33% 5 83% 2 40% 3 60% 3 38% 9 41%
10 5 45% 4 31% 3 50% 5 83% 3 60% 1 20% 4 50% 12 55%
11 2 18% 1 8% 5 83% 5 83% 1 20% 1 20% 2 25% 8 36%
12 0 0% 3 23% 1 17% 1 17% 0 0% 0 0% 4 50% 1 5%
13 3 27% 1 8% 1 17% 3 50% 1 20% 0 0% 1 13% 6 27%
14 4 36% 7 54% 1 17% 2 33% 2 40% 0 0% 4 50% 3 14%
15 3 27% 5 38% 3 50% 4 67% 3 60% 2 40% 4 50% 11 50%
16 7 64% 5 38% 6 100% 5 83% 3 60% 4 80% 5 63% 19 86%
17 3 27% 5 38% 1 17% 2 33% 3 60% 1 20% 4 50% 4 18%
18 5 45% 3 23% 4 67% 3 50% 4 80% 4 80% 4 50% 14 64%
19 3 27% 4 31% 3 50% 1 17% 2 40% 1 20% 2 25% 6 27%
20 9 82% 6 46% 5 83% 4 67% 4 80% 4 80% 5 63% 19 86%
21 5 45% 8 62% 4 67% 6 100% 5 100% 4 80% 4 50% 18 82%
22 3 27% 3 23% 4 67% 5 83% 4 80% 4 80% 3 38% 18 82%
23 3 27% 2 15% 1 17% 0 0% 1 20% 1 20% 2 25% 3 14%
24 4 36% 6 46% 3 50% 3 50% 3 60% 2 40% 5 63% 6 27%
25 3 27% 4 31% 3 50% 1 17% 2 40% 1 20% 2 25% 6 27%
26 9 82% 6 46% 5 83% 4 67% 4 80% 4 80% 5 63% 19 86%
27 5 45% 8 62% 4 67% 6 100% 5 100% 4 80% 4 50% 18 82%
28 3 27% 3 23% 4 67% 5 83% 4 80% 4 80% 3 38% 18 82%
СРЕДНЕЕ 3,6 33% 4,3 33% 3,1 52% 3,4 57% 2,7 54% 2,3 47% 4,1 52% 10,4 47%
5 «В» класс
№ Фамилия, Имя Переживание социального стресса Фрустрация потребности в достижении успеха Страх самовыражения Страх ситуации проверки знаний Страх несоответствовать ожиданиям окружающих Низкая физиологическая сопротивляемость стресу Проблемы и страхи в отношениях с учителями Общая тревожность в школе
1 27% 3 23% 4 67% 5 83% 2 40% 4 80% 6 75% 18 82%
2 27% 2 15% 4 67% 1 17% 3 60% 1 20% 4 50% 5 23%
3 64% 5 38% 6 100% 2 33% 2 40% 0 0% 1 13% 5 23%
4 18% 3 23% 1 17% 3 50% 1 20% 3 60% 4 50% 7 32%
5 0% 2 15% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 2 25% 0 0%
6 27% 2 15% 2 33% 4 67% 1 20% 5 100% 3 38% 12 55%
7 27% 4 31% 5 83% 2 33% 2 40% 2 40% 1 13% 10 45%
8 9% 5 38% 2 33% 6 100% 3 60% 1 20% 4 50% 15 68%
9 9% 2 15% 2 33% 5 83% 2 40% 3 60% 3 38% 9 41%
10 45% 4 31% 3 50% 5 83% 3 60% 1 20% 4 50% 12 55%
11 18% 1 8% 5 83% 5 83% 1 20% 1 20% 2 25% 8 36%
12 0% 3 23% 1 17% 1 17% 0 0% 0 0% 4 50% 1 5%
13 27% 1 8% 1 17% 3 50% 1 20% 0 0% 1 13% 6 27%
14 36% 7 54% 1 17% 2 33% 2 40% 0 0% 4 50% 3 14%
15 27% 5 38% 3 50% 4 67% 3 60% 2 40% 4 50% 11 50%
16 64% 5 38% 6 100% 5 83% 3 60% 4 80% 5 63% 19 86%
17 27% 5 38% 1 17% 2 33% 3 60% 1 20% 4 50% 4 18%
18 45% 3 23% 4 67% 3 50% 4 80% 4 80% 4 50% 14 64%
19 27% 4 31% 3 50% 1 17% 2 40% 1 20% 2 25% 6 27%
20 82% 6 46% 5 83% 4 67% 4 80% 4 80% 5 63% 19 86%
21 45% 8 62% 4 67% 6 100% 5 100% 4 80% 4 50% 18 82%
22 27% 3 23% 4 67% 5 83% 4 80% 4 80% 3 38% 18 82%
23 27% 2 15% 1 17% 0 0% 1 20% 1 20% 2 25% 3 14%
24 36% 6 46% 3 50% 3 50% 3 60% 2 40% 5 63% 6 27%
СРЕДНЕЕ 3,4 31% 4,1 32% 3,0 49% 3,3 56% 2,5 50% 2,2 44% 4,3 53% 9,5 43%
Расшифровка шкал:
5 «а» - 18 обуч.
№ Шкала Кол-во Ф. И. обуч.
1 Переживание социального стресса 7 3 -55%, 1 – 64%, 1 – 73%, 2 - 82%
2 Фрустрация потребности в достижении успеха 10 3 – 54%, 6 – 62%, 1- 77%
3 Страх самовыражения 4 2 – 67%, 2 – 83%,
4 Страх ситуации проверки знаний 8 1 – 67%, 4 – 83%, 3 – 100%
5 Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 15 5 – 60%, 5 – 80%, 5 – 100%
6 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 4 2 – 60%, 2 – 80%
7 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 10 5 – 63%, 4 – 75%, 1 – 88%
8 Общая тревожность в школе 8 2 – 55%, 1 – 59%, 1 – 68%, 3 – 73%, 1– 82%
5 «б» - 28 обуч.
№ Шкала Кол-во Ф. И. обуч.
1 Переживание социального стресса 4 2 – 64%, 2 – 82%
2 Фрустрация потребности в достижении успеха 3 1 – 54%, 2 – 62%
3 Страх самовыражения 13 7 – 67%, 4 – 83%, 2 – 100%
4 Страх ситуации проверки знаний 14 4 - 67%, 7 – 83%, 3 -100%
5 Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 14 7 – 60%, 5 – 80%, 2 -100%
6 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 12 2 – 60%, 9 – 80%, 1 – 100%
7 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 5 4 – 63%, 1 – 75%
8 Общая тревожность в школе 12 2 -55%, 1 – 64%, 1 – 68%, 5– 82%, 3 – 86%
5 «в» - 24 обуч.
№ Шкала Кол-во Ф. И. обуч.
1 Переживание социального стресса 3 2 – 62%, 1 – 82%
2 Фрустрация потребности в достижении успеха 2 1 – 54%, 1 – 62%
3 Страх самовыражения 10 5 - 67%, 3 – 83%, 2 – 100%
4 Страх ситуации проверки знаний 11 3 – 67%, 6 – 83%, 2 – 100%
5 Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 11 7 – 60%, 3 – 80%, 1 – 100%
6 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9 2 – 60%, 6 -80%, 1 – 100%
7 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 4 3 – 63%, 1 – 75%
8 Общая тревожность в школе 7 1 – 64%, 1 – 68%, 3 – 82%, 2 – 86%
Методика изучения мотивации обучения школьников
при переходе из начальных классов в средние
М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина.
Цель: определение преобладающих для данного возраста мотивов
5 «А» :
I — высокий уровень мотивации учения – 4 уч-ся;
II — средний уровень мотивации учении - 7 уч-ся;
III — низкий уровень мотивации учения - 10 уч-ся.
5 «Б» :
I — высокий уровень мотивации учения – 5 уч-ся;
II — средний уровень мотивации учении - 6 уч-ся;
III — сниженный уровень мотивации учения - 16 уч-ся;
IV — низкий уровень мотивации учения - 6 уч-ся
5 «В» :
I — высокий уровень мотивации учения – 9 уч-ся;
II — средний уровень мотивации учении 5 уч-ся;
III — сниженный уровень мотивации учения - 7 уч-ся;
IV — низкий уровень мотивации учения - 2 уч-ся
Анкета
«Как определить состояние психологического климата
в классе» Федоренко Л. Г.
5 «А» : школьник высоко оценивает психологический климат в классе.
Ему нравятся люди, с которыми он учится – 11 (52%)
школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо – 8 (38%)
школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой – 2 (10%);
5 «Б» : школьник высоко оценивает психологический климат в классе.
Ему нравятся люди, с которыми он учится – 26 (79%)
школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо – 7 (21 %)
школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой – 0;
5 «В» : школьник высоко оценивает психологический климат в классе.
Ему нравятся люди, с которыми он учится – 23 (96%)
школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо – 0
школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой – 1 (4%)
Рекомендации учителю.
• Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идете на урок к детям
• Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. Используйте физкультминутки, первое время снижайте объемы домашних заданий.
• Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз
• Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не прописанные в учебниках
• Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы
• Корите ребенка за реально совершенный в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.
• Будьте с детьми вежливыми
• Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа
• Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
• Успокойте ребенка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат
• Вызывая к доске, сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребенка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.
• Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника
• Классные – руководители – уделяйте своим детям хотя бы минут 5-10 в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите, просто подойдите, нанесите их и поприветствуйте.
• Не забывайте «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
Рекомендации родителям.
• Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
• Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
• Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
• Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников,
• Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
• Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
• Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
• Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
• Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
• Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах – значит создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.
• В случае необходимости помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него.
• Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребенка, что все будет хорошо.
• Помнить, что школа и семья существуют для ребенка, а не ребенок для школы.
• Чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем. Но не допрашивать ребенка, если он в данный момент не желает общаться.
• Организовать совместную деятельность с ребенком.
Педагог-психолог Джиоева И. Т.