Елена Баранова
Справка по методике «Два домика» Т. Д. Марцинковской
▼ Скачать + Заказать документы
Общение и совместная деятельность детей-дошкольников в группе сверстников – важнейшие источники формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу. Направленность переживаний ребёнка на себя или на другого определяет характер его отношения к сверстнику, вносит в него отчуждение или доброжелательность, гуманность.
Изучение детских взаимоотношений по методике «Два домика» показало, что разные формы организации совместной деятельности по-разному влияют на характер эмоциональных проявлений детей друг к другу, а значит, и на становление их взаимоотношений. Можно предположить, что положительная эмоциональная направленность на соучастника деятельности формируется в процессе такой её организации, при которой объектом переживаний ребёнка становится не только собственный успех, но и успех товарища, успех общего дела. Характер эмоционального отношения к партнёру, определяясь всей совокупностью личностных свойств, уровнем притязаний, степенью отзывчивости и многим другим, существенно зависит от того, в какой мере в деятельности реализуются потребности и ожидания ребёнка.
Публикация «Справка по методике „Два домика“ Т, Д, Марцинковской» размещена в разделах
Интерпретируя результаты проведённого теста, обращалось огромное внимание на то, сколько детей ребёнок поместил в «хороший» домик и в «не очень хороший» домик, то есть в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого – отрицательный выбор. Для каждого ребёнка подсчитывалось число положительных и отрицательных выборов со стороны других детей группы. Тем самым можно было выявить:
1) «Социометрических звёзд» - это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети;
2) «Предпочитаемых» - эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом, при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами;
3) «Принимаемых» - это активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды;
4) «Непринимаемых» - этих детей просто не замечают, их как будто нет в группе, как правило это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получают в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно пришёл в группу;
5) «Отверженных» - это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозы, Чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.
В данном диагностическом материале обследования детей предшкольных групп на исследование межличностных отношений была использована методика «Два домика».
В исследовании участвовали дети подготовительных групп №5 и №10 в количестве 60 человек, и дети старших групп №6 и №9 в количестве 62 человек.
В ходе обследования были получены следующие результаты:
Подготовительная группа №5
Количество «социометрических звёзд» – 4 человека (10,6%);
Количество предпочитаемых – 20 человек (52,4%);
Количество принимаемых – 13 человек (34,2);
Количество непринимаемых – 1 человек (2,8%);
Количество отверженных – 0 человек.
Подготовительная группа №10
Количество «социометрических звёзд» – 5 человек (11,2%);
Количество предпочитаемых – 27 человек (59,8%);
Количество принимаемых – 7 человек (15,8%);
Количество непринимаемых – 3 человека (6,6%);
Количество отверженных – 3 человека (6,6%).
Старшая группа №6
Количество «социометрических звёзд» – 17 человек (44,4%);
Количество предпочитаемых – 14 человек (36,8%);
Количество принимаемых – 5 человек (13,6%);
Количество непринимаымых – 1 человек (2,6%);
Количество отверженных – 1 человек (2,6%).
Старшая группа №9
Количество «социометрических звёзд» – 5 человек (9,8%);
Количество предпочитаемых – 31 человек (56,9%);
Количество принимаемых - 13 человек (24,8%);
Количество непринимаемых – 3 человека (6,6%);
Количество отверженных – 1 человек (1,9%).
Список используемой литературы:
1) Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. Под ред. В. К. Котырло., М., «Педагогика», 1987 г. ;
2) Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков., М., изд-во «ВЛАДОС», 2001 г.