Наталья Горбунова
Способы реализации дистанционных образовательных технологий в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство стран, в которых обнаружен коронавирус, закрыли детские сады и школы. При этом обращается внимание, что это не каникулы в привычном понимании, когда можно гулять, встречаться с друзьями, ходить в кино, а необходимая мера для предотвращения распространения инфекции.
В нынешних условиях детей можно приводить в детсады только в исключительных случаях, когда родители или заботящиеся о них родственники вынуждены работать и не имеют возможности нанять няню для ухода за детьми. Для таких семей в детских садах открыты так называемые дежурные группы, где в условиях строго соблюдения всех необходимых санитарно-эпидемиологические норм реализуются образовательные программы дошкольного образования.
Публикация «Способы реализации дистанционных образовательных технологий в современных условиях» размещена в разделах
Для остальных детей реализация программ дошкольного образования возможна только в дистанционной форме с использованием информационно-коммуникационных и дистанционных образовательных технологий (ИКТ и ДОТ).
В данном выступлении сделана попытка рассмотреть некоторые возможные способы практической реализации ИКТ и ДОТ при работе с дошкольниками.
Необходимо отметить, что задача дистанционного обучения достаточно успешно решается в системах общего, высшего, дополнительного образования. При этом, в силу ряда причин, наименее готовой к реализации ИКТ оказалась система дошкольного образования. Эти причины носят как объективный, так и субъективный характер, и сводятся к следующим:
• отсутствие достаточного научно методического обоснования и сопровождения процесса реализации ИКТ в системе дошкольного образования;
• не в полном объеме созданы необходимые условия их использования (нормативно правовые, материально технические, финансово экономические и др.);
• отсутствуют современные и дифференцированные санитарно гигиенические требования по применению ИКТ и технических средств обучения;
• участники образовательного процесса не владеют необходимыми компетенциями и инструментарием для внедрения и использования ДОТ.
Очевидно, что решение вышеназванных проблем – посильная задача, решение которой позволит не только включить дошкольное образование в процесс создания и развития единой информационно образовательной среды РФ, но и повысит возможности системы в качестве одного из ресурсов наиболее полного удовлетворения потребности граждан РФ в дошкольном образовании (полная или частичная реализация образовательных программ дошкольного образования «в удаленном доступе» для отдельных категорий маленьких граждан РФ, а также будет способствовать раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка (индивидуализация образования на основе ИКТ).
С целью обобщения возможных способов практической реализации ИКТ и ДОТ при работе с дошкольниками, был проведен анализ публикаций педагогов практиков, уже реализовавших данный подход. По результатам анализа сделаны выводы о следующих доступных формах реализации ИКТ и ДОТ :
• размещение на сайтах дошкольных образовательных организаций (ДОО) познавательных игр, видеопрезентаций и ссылок на сайты, где родители выбирают игровой материал для занятий с ребенком в удобное время;
• отправка по электронной почте заданий для ребенка, находящегося дома, рекомендаций и видеозаписей пропущенных занятий;
• виртуальные экскурсии в виде фотогалереи для детей и родителей;
• проведение дистанционных олимпиад и конкурсов для дошкольников;
• дистанционные развивающие занятия для детей пяти–восьми лет с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов;
• виртуальные занятия по программированию и автоматическому управлению роботизированными устройствами;
• семейные онлайн квест игры в форме интернет серфинга по городу под руководством педагога, сопровождающего семью через интернет ресурсы;
• создание консультационных пунктов для родителей детей (в том числе с нарушениями речи, интеллекта, где специалисты (педагог-психолог, учитель логопед) составляют индивидуальные образовательные маршруты в онлайн режиме для детей, с общением на форуме, индивидуально, по электронной почте, Skype, мессенджерам и т. п. ;
• создание консультационных центров в социальных сетях с размещением в них ссылок на образовательные интернет ресурсы, видеоматериалы педагогов ДОО;
• создание персональных страниц для размещения методического материала для родителей, тренировочных упражнений для детей;
• онлайн семинары, совещания, мастер классы для педагогов.
В дошкольных образовательных учреждениях города Бугуруслана реализуется проект «Сидим дома с пользой», для детей и родителей (законных представителей) организовано дистанционное обучение с использованием видеозанятий, мастер-классов, обучающих мультфильмов, презентаций и консультаций, созданием видеороликов об участии в акциях, праздниках, конкурсах. Музыкальные руководители для родителей готовят тексты к песням, сценарии к праздникам и утренникам. Созданы странички для воспитателей и специалистов: учителей-логопедов, педагогов-психологов и музыкальных руководителей, в группе «Вконтакте», через мессенджеры Viber и WhatsApp. Педагоги ДОУ широко используют возможность участия в различных вебинарах и онлайн-конференциях, повышать уровень знаний на различных курсах, например, прошли обучение по теме «Как детским садам организовать работу и обучение в период пандемии короновируса».
В целом педагоги освоили новые приемы построения взаимодействия, методы коммуникации, использование интерактивных технологий, научились выполнять целый ряд новых функций.
Список использованной литературы
1. Н. Федина. Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л. Звезда и др. // Дошкольное воспитание. № 10, 2017. – С. 4–13