мальвина икаева
Спортивный конкурс-соревнование «Игры наших предков» (Осетинские народные игры с участием педагогов ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Мотивировать участников мероприятия на использование в работе осетинских народных игр, как средство приобщения к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Продолжать знакомить педагогов ДОУ с осетинскими народными играми, которые способствуют приобщению дошкольников к здоровому образу жизни и развитию осетинской разговорной речи.
2. Закрепить знания участников об организации и проведении осетинских народных игр. Способствовать сохранению традиций осетинского народа передовая их будущему поколению.
Темочки:
- Быт и народные традиции, предметы старины
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Республика Северная Осетия - Алания
- Русская народная культура, фольклор
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Физическое развитие, спорт
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2024
3. Повысить профессиональную компетентность участников мероприятия.
Материал: аудиозаписи осетинской музыки; атрибуты к осетинским играм.
Ведущий:
Высоко в горах, где буйный Терек берет свое начало, живут потомки великих Нартов. Здесь гордый и непобедимый Батраз, навсегда вписал свое имя в память народа. Сильный и могучий Сослан до сих пор не забыт, а мудрая мать Шатана, стала символом женственности и женского ума. Этот народ всегда будет помнить своих предков и это мы – Осетины. (Все это время звучит фоновая национальная музыка.)
Добро пожаловать дорогие гости и уважаемые воспитатели. Сегодня мы собрались в этом зале вспомнить национальную культуру наших предков. Как мы знаем народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры нашего народа. Взрослые любили собираться по вечерам и устраивали игры- соревнования. Эти игры были доступны всем, они не требовали специальной подготовки, так как они были взяты из условий обыденной жизни. Вот и мы сегодня вспомним и поиграем в игры наших предков. Участники соревнований выстраиваются за линией старта.
1. «Джигиты соревнуются» (Ир тт ерыс к нынц)
Содержание игры : на игровой площадке чертится круг по 3 метра диаметром. Все участники делятся на две равные команды и выстраиваются в шеренгу на противоположных сторонах площадки лицом одна к другой. В каждой команде выбирается «Старший». «Старшие» посылают по одному игроку в круг. Пара, находящася в кругу, получает гимнастическую палку. Оба игрока держат палку в руках, прижимая один её конец локтем. По сигналу игроки, нажимая на палку, стараются вытолкнуть друг друга из края. Победитель получает приз. Затем в круг становятся новая пара. Команда победительница определяется по сумме полученных очков.
2. «Бита» (Шела)
Содержание игры : бросая по очереди плоский камень (сланцевую пластинку диаметром 10 – 15см) двое играющих стараются попасть им в шарик (деревянный или каменный). Расстояние, которое «пробежит» шарик после удара камнем измеряется ступнями ног. Победителем считается тот, у кого шарик откатится на большее расстояние.
3. «Перетягивание» (Б нд н й хъазт)
Содержание игры : через середину круга диаметром 4 м проводится прямая, делящая его на две равные части. По обе стороны линии спинами друг к другу становятся два участника игры. На них надевается кольцо из верёвки диаметром 1,5-2м так, чтобы оно прошло под руками. Приседая, участники подают корпус вперёд, чтобы верёвка натянулась. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет из круга, тот и выиграл.
4.««Жмурки – носильщики» (Уаргъх сс г)
Содержание игры : готовится место для игры. В одном конце площадки ставят небольшой столик (или скамейку) и на нём раскладывают десять каких-нибудь мелких предметов – это могут быть детские игрушки. На другом конце площадки, шагах в десяти-пятнадцати от столика и в трёх – четырёх шагах друг от друга, ставят два стула. Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов. Победит тот, кто раньше справится с работой.
II вариант: использовать камешки.
III вариант: увеличить количество предметов, или уменьшить.
У честных, мужественных Нартов много друзей, но у них есть и четвероногий друг,который на поле боя не подведет и раненого до дома довезет. Кто это?
Ведущая: Чтобы верный конь быстро бегал и не уставал,надо его подковать.
5. Игра «Подковать коня»
Ход игры : Накинуть обруч на стойку стоящую на расстоянии 1-1,5 м. от линии старта. Игра проводится командно или выставляется по одному представителю из команды. Выигрывает та команда у которой будет больше попаданий в цель.
6. Игра «Джигитовка»
Содержание игры : ставятся стулья по кругу, спинками во внутренний круг (стульев должно быть на один меньше чем играющих. Играющие становятся около стульев,как только музыка начинает играть они начинают двигаться поскоками вперед по кругу. Как тольо музыка перестает играть играющие садятся на стулья, кому не достается стул выбивает из игры. И так до тех пор пока не останется один игрок «победитель».
7.«Перетягивание палкой» (Къамбалай исын)
Содержание игры :двое играющих садятся на пол лицом к друг другу так, чтобы их выпрямленные ноги плотно упирались ступнями. Играющие наклоняются корпусом и вытягивают руки вперед. Обхватив кистями обеих рук небольшую, размером 80 см,палку, по команде стараются перетянуть партнера на свою сторону. Кому это удается первым, тот и становится победителем.
8. Чепена (Игра с речитативом)
(использовать как физминутку)
Правила игры : действовать по сигналу и руководству водящего. Ценность игры заключается в том, что она сочетается с музыкальным сопровождением.
Содержание игры : все играющие могут стоять по кругу или в шеренгу. Водящий может свободно располагаться на площадке. Лица располагаются так, чтобы они были обращены к водящему. Водящий чепена начинает игру словами, и одновременно делает какое - то движение, играющие произносят свой речитатив и выполняют движения водящего. Так, например:
Водящий чепена произносит: «Рахиз къах й чепена». Одной ногой делает подскок на правой ноге. То же самое делают играющие за водящим на левой ноге.
Водящий: «Цомут разм чепена» - пошли вперед чепена» и делает несколько шагов вперед. Играющие: «Ой, ой чепена» и тоже двигаются вперед. Водящий: «Цомут ф ст м чепена» - «пошли назад чепена» и делает несколько шагов назад. Играющие «Ой, ой чепена» и повторяют и это движение.
Водящий: «Ц й рбад м чепена» - «Давай сядем чепена», водящий приседает. То же самое повторяют играющие с припевом: «Ой, ой чепена».
Водящий: «Ц йут сыст м чепена»- «Давай встанем чепена», встает, играющие повторяют и это его движение.
Водящий: «Ц й скаф м чепена» - «Давай спляшем чепена» и начинает пританцовывать. Играющие произносят: «Ой, ой скаф м чепена» - «Ой, ой станцуем чепена» и начинает под осетинскую мелодию танцевать.
I вариант: роль водящего выполняет воспитатель.
II вариант: менять поочередность движений по желанию ведущего
Ведущий : вот и подошли к концу наши соревнования. Мы желаем всем здоровья, счастья и успехов во всем!