Татьяна Л
Спортивные, подвижные игры на прогулке и в режимных моментах в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни человека, начиная с рождения, игры занимают важное место. Через игру ребенок начинает познавать и осмысливать окружающий мир.
Виды и классификации игр разнообразны, но сейчас остановимся на спортивных и подвижных. Существенным отличием является то, что в спортивных играх для каждой отдельной игры используется специальный инвентарь, площадки с определённой разметкой, строгие правила, количество игроков. Вот почему в дошкольных учреждениях с детками проводится большое количество подвижных игр, содержащие элементы спортивных упражнений и игр.
Публикация «Спортивные, подвижные игры на прогулке и в режимных моментах в ДОУ» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Работа инструкторов по физической культуре
- Режимные моменты в детском саду
- Режимный момент. Прогулка
- Темочки
В подвижных же играх правила упрощенные и могут адаптироваться и изменяться в соответствии с возрастными особенностями детей, подбираться с учетом тематических дней, недель в дошкольном учреждении, количество игроков не имеет огромного значения, места проведения не привязаны к определенному месту, помещению.
И спортивные, и подвижные игры способствуют :
совершенствованию основных двигательных умений и навыков детей: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости;
укреплению не только их физического, но и психического здоровья;
активизации наблюдательности, внимания, мышления;
развитию речи, памяти, воображения;
формированию личностных, социальных, коммуникативных качеств: инициативности, активности, дисциплинированности, выдержки, самообладания, самостоятельности, воли, чувства справедливости и др.
Задачи педагогов не только привить интерес и любовь детей к таким играм, но и самим:
постоянно повышать уровень своих знаний об играх разных степеней подвижности и сложности;
знать физиологические и психологические возрастные особенности детей;
уметь подбирать и адаптировать игры;
уметь использовать инвентарь и подручные средства для организации и проведения игр;
способствовать развитию творческих и креативных идей у детей.
Утренний приём.
Во время утреннего приема индивидуально или с небольшой группой деток проводятся упражнения, содержащие несложные задания; игры спокойного характера. Более подвижной игрой со всей группой детей можно заменить утреннюю зарядку. Хорошо взбадривают организм прыжки (со скакалкой, с координационной лесенкой, в сюжетно-ролевых играх «Зайки», «Воробышки» и др.)
Динамические паузы (активный отдых)
Между непосредственно организованной образовательной деятельностью физкультурные минутки, пальчиковые игры как в стихотворной, так и в прозе помогают снять напряжение, предупреждают переутомление, вызывают положительные эмоции и включают: потягивания, приседания, прыжки, приседания, бег, ходьбу, наклоны, хлопки, имитацию каких-либо действий.
«Мы растём».
Мы становимся всё выше,
достаём руками крыши,
на 2 счёта поднялись,
3, 4 – руки вниз.
«Если нравится тебе.».
Если нравится тебе, то делай так: 2 хлопка над головой;
Если нравится тебе, то делай так: 2 хлопка перед собой;
Если нравится тебе, то делай так: 2 хлопка под коленкой;
Если нравится тебе, то делай так: 2 притопа;
Если нравится тебе, скажи всем: «хорошо»!
Подвижные и спортивные игры.
Через осваивание элементов, отдельных упражнений дети в детском саду знакомятся со спортивными играми (футболом, волейболом, баскетболом, городками, теннисом, хоккеем и др.)
Подвижные игры могут быть с сюжетом и без, носить имитационный характер.
В сюжетных подвижных играх отражается в какой-либо эпизод из реальной жизни или из какого-нибудь художественного произведения. Детям нравится перевоплощаться в образы (зверей, людей, птиц и т. д.). В таких играх они могут не только копировать, но и проявлять творчество.
Подвижные игры без сюжета включают в себя игровые упражнения и задания, которые носят спортивное направление и соревновательный характер, способствуют развитию и совершенствованию двигательных функций организма. Это игры типа :
«ловишки»;
«перебежки»;
«игры-соревнования» : «кто скорее добежит.»;
«игры-эстафеты» : «кто скорее передаст.»;
«игры с предметами» : кубиками, куклами, платочками,. ;
«игры со спортивным инвентарём» : кеглями, мячами разной величины, обручами,. .
При организации спортивных и подвижных игр следует избегать некоторых ошибок, когда в начале игры назначается ведущий и/или детям раздаются атрибуты игры. В таких случаях дети невнимательно слушают инструкцию к игре, их внимание сосредоточено на атрибутах и/или их внимание сосредотачивается на ведущем.
Поэтому следует придерживаться определенной последовательности перед проведением игры :
произнести название игры;
содержание изложить как можно кратко;
ознакомить с правилами;
продемонстрировать движения;
распределить между детьми роли;
раздать необходимые для игры атрибуты;
помочь играющим занять свои места;
начинать игру по условному сигналу;
закончить игру;
подвести итоги.
Для организации и сбора детей перед игрой можно использовать:
колокольчик
бубен
обруч
обруч с лентами
скакалку
ленту
фишки
мячики
разметку на полу
игры «Паровозик», «Ручеек» (со скакалкой или ленточкой, «Мыльный пузырь»
«зазывалочки» : «Раз, два, три, четыре пять, всех зову играть!», «Раз, два, три, играть скорей беги!», «Дети, дети, все сюда! Здесь веселая игра! Раз, два, три, четыре, пять, собираемся играть!», «Раз, два, три, в круг скорей беги!», «Колокольчик, колокольчик, как же звонко он поет, просит нас быстрей собраться в дружный хоровод!»
Если в игре есть слова, то необходимости специально заучивать их во время объяснения нет, дети очень быстро запоминают их в процессе игры.
В знакомых играх, каждый раз объяснять детям правила не нужно, достаточно вспомнить только отдельные важные игровые моменты.
Немаловажное значение играет своевременное окончание игры. Главное, чтобы дети от игры получали удовольствие и не переутомлялись. Сигнальными словами об окончании игры могут быть : «Осталось две минуты», «Играем до трех очков», «Еще один водящий и заканчиваем» и др.
Как в спортивных, так и в подвижных играх огромную роль играет подведение итогов.
Важно избегать отрицательной оценки в любых ее проявлениях. Положительные и подбадривающие фразы типа «У тебя получается намного лучше», «Ты смог», «У тебя получилось», «Еще немного постараешься и у тебя получится» и т. п. будут побуждать ребенка к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Гимнастика после сна или «гимнастика пробуждения».
Основной целью такой гимнастики является постепенное пробуждение, чтоб ушла сонливость, вялость, слабость; поднять мышечный тонус, настроение, работоспособность.
Начинать такую гимнастику следует с «потягушечек», «самомассажа» (потереть, постукать, похлопать).
Потом следует переходить к несложным упражнениям в постели («велосипед», «кошечка», «бабочка» и др.)
Продолжить выполнять упражнения возле кроваток.
И в завершение очень эффективна ходьба по массажным коврикам, из которых можно выложить дорожку.
«Дыхательная гимнастика», которую также целесообразно включить во время пробуждения, способствует обогащению организма кислородом и укреплению различных мышц. («Кукареку», «Ёжик», «Добрая и злая кошечка», «Самолет», «Воздушный шарик надуваем и лопаем», «Ныряльщики» и др.)
Запуску умственных процессов помогают стихотворные комплексы для пробуждения.
«Дружные ребята»
Мы все дружненько проснулись,
улыбнулись, потянулись
(движения соответствующие тексту,
подышали ловко
(дышат носом,
погудели громко
(у – у – у – у);
поднимайте плечики, как в траве кузнечики
(энергичные движения плечами вверх - вниз).
1,2,3,4 – шевелим ногами
(стопы на себя, от себя,
1,2,3,4 – хлопаем руками
(хлопки в ладоши,
руки развести пошире
1,2,3,4
(сгибать и разгибать руки в стороны на каждый счет,
1, 2 – наклонились
(наклониться вперед касаясь ног руками,
3, 4 – распрямились
(принять положение «лежа» на кровати)
и педали покрутили
(«велосипед»).
На животик повернуться,
спинку сильно изогнуть.
Прогибаемся сильней,
чтобы были здоровей
(«лодочка»).
Мы «становимся» все выше,
достаем руками крышу
(сесть, руки вверх, потянуться).
1,2 – поднялись,
3,4 – руки вниз.
«Скучать зарядка не дает»
Начинаем просыпаться
и зарядкой заниматься.
Руки вверх, набрали воздух,
выпускаем на счет три
(через нос набирают полные легкие воздуха и на три счета медленно его выпускают).
Тянем руки высоко,
дышим плавно и легко
(спокойное, ровное дыхание).
Ноги надо нам размять:
раз, два, три, четыре, пять
(носки ног от себя, к себе).
Мы как будто побежим
и ногами зашумим
(движение «велосипед»).
На бок дружно повернулись,
лбом колена мы коснулись
(лбом касаются колена,
на другой бочок –
также делаем легко
(то же самое).
Вот в кровати мы размялись,
тихо, дружно все встаём
и свободною походкой
мы на месте все пойдем
(шагают около своей кроватки).
Руки «спрятали» за спину,
наклонились три-четыре
(наклоны вперед – выпрямиться,
сели-встали, сели-встали,
по дорожке пошагали
(идут по дорожке из массажных ковриков).
Игры в самостоятельной деятельности детей.
Дети с удовольствием используют знания и двигательные умения приобретенные во время игр, в самостоятельной деятельности.
Спортивные и подвижные игры, проводимые в различное время года на улице, не только способствуют развитию и совершенствованию двигательных навыков детей, но и укреплению и закаливанию организма. Правила игры формируют у детей волю, развивают самообладание, выдержку и умение контролировать как свои поступки и поведение, так и сверстников. Дети учатся честности, справедливости, дружбе, умению сопереживать и помогать другим.
Важно стимулировать желание детей участвовать в спортивных и подвижных играх, самостоятельно организовывать такие игры, игры-эстафеты, в которых у детей развиваются организаторские и коммуникативные качества, умения соблюдать правила и изменять их, развивая творческие способности.