Дарья Чеканова
Специфика умственного воспитания детей в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Умственное воспитание детей дошкольного возраста выступает в качестве одной из сторон общего воспитательного процесса, осуществляемого в стенах дошкольного образовательного учреждения. Умственное воспитание выступает не только, как процесс овладения знаниями и способами мыслительной деятельности, но и играет весомую роль в формировании личностных качеств ребенка.
Публикация «Специфика умственного воспитания детей в условиях ДОУ» размещена в разделах
Н. Н. Поддьков, являясь одним из ведущих специалистов в сфере умственного воспитания, отмечал необходимость предоставления детям ключа к познанию действительности и исключению стремления к исчерпывающей сумме знаний, что характерно для традиционной системы умственного воспитания.
Труды отечественных и зарубежных ученых определяют дошкольный возраст, как оптимальный период умственного развития и воспитания.
Умственное развитие представляет собой совокупность качественных и количественных изменений, происходящих непосредственно в мыслительных процессах под влиянием возрастных изменений, воздействия среды, целенаправленно организованных воспитательных, обучающих воздействий, а также собственного опыта ребенка.
Следовательно, умственное развитие зависит от факторов биологической и социальной природы, среди которых систематизирующую, направляющую роль играют умственное воспитание и обучение.
Умственное воспитание – это планомерное целенаправленное воздействие взрослого на умственное развитие ребенка для сообщения знаний, необходимых для его разностороннего развития, успешной адаптации к окружающей жизни и, соответственно, эффективного формирования на данной основе познавательных процессов, а также умения применять усвоенные знания в процессе жизнедеятельности.
Иными словами, умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослого на развитие активной мыслительной деятельности ребенка.
Стоит отметить, что умственное воспитание и умственное развитие тесно взаимосвязаны. Так, умственное воспитание способствует и во многом определяет умственное развитие.
Отсюда следует, что функция умственного воспитания – формирование познавательной деятельности, то есть деятельности, в ходе которой ребенок познаёт окружающий его мир. Такое познание происходит в процессе игровой, трудовой видах деятельности, а также прогулок, общения, занятий. Целью умственного воспитания выступает повышение общего уровня развития дошкольника с ближайшей перспективой подготовки его к школьному обучению и трудовой деятельности.
Анализ трудов В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина, В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой позволяет определить задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста:
1) формирование системы представлений о природе и обществе;
2) развитие умственной деятельности, в том числе познавательных процессов;
3) развитие способностей к самостоятельному познанию, формирование культуры умственного труда;
4) воспитание познавательных интересов
Для решения вышеперечисленных задач в педагогической практике применяются методы, обеспечивающие эффективное взаимодействие педагога и детей.
На сегодняшний день в педагогической науке наблюдается множество различных подходов к методам, отсутствует единая универсальная классификация. Исходя из особенностей форм мышления детей дошкольного возраста, определяющих способ деятельности в современном образовательном процессе, рассмотрим следующие группы методов:
1) наглядные;
2) практические;
3) словесные.
В наглядных методах источником знания выступают наглядные пособия, предметы и явления. В группу наглядных методов входят наблюдение, демонстрация, рассматривание картин, а также некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов, например, показ образца задания или способа действия.
Одним из основополагающих, ведущих методов выступает метод наблюдения.
В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов;
– репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.
Демонстрация- по сути представляет собой синтез словесных (рассказа, объяснения) и наглядных приемов, связанных с демонстрацией объектов изучения. Цель демонстрации- обучение глубокого восприятия содержания.
Рассматривание в образовательном процессе применяется, главным образом, в целях решения дидактических задач. Как правило, в работе с детьми дошкольного возраста используются два вида картин- предметные и сюжетные.
Группа практических метод включает в себя: упражнения, игровой метод, элементарный опыт и моделирование. Отметим, что в процессе применения практических методов познавательной деятельностью затрагиваются все виды мышления.
Упражнение представляет собой многократное повторение умственных и практических действий определенного, заданного содержания.
Упражнения классифицируются в зависимости от характера деятельности: упражнения подражательного характера, упражнения конструктивного характера, упражнения творческого характера и игровые упражнения.
Игровой метод предполагает применение разнообразных компонентов непосредственно игровой деятельности в совокупности с другими приемами, например, объяснениями, пояснениями, вопросами, указаниями и показами.
Элементарный опыт предусматривает преобразование определенной жизненной ситуации, а также предмета (явления) с целью выявления, вычленения скрытых, непосредственно не представленных свойств и качеств объектов, и установления взаимосвязей между ними и причин их изменения.
Моделирование представляет собой процесс создания модели для формирования знаний об объекте, его свойствах, структуре и отношениях.
Словесным методом обучения характерно непосредственное живое общение педагога и ребенка. Данная группа методов оказывает значительное воспитательное воздействие, так как возбуждает эмоции, чувства и вызывает конкретное отношение к содержанию формируемых знаний.
К основным словестным методам дошкольного образования относятся: рассказы воспитателя, рассказы детей, беседы, чтения художественных произведений детям.
Основная задача метода рассказа воспитателя - создание у дошкольников точных, ярких представлений о событиях (явлениях). Содержание рассказа оказывает воздействие на чувства, воображение и ум детей дошкольного возраста, побуждая к обмену впечатлениями. При этом педагог следит за состоянием интереса детей в ходе повествования. Это достигается путем сочетания эмоциональной окраски и динамичности с обучающей стороной, то есть новой информации для дошкольников. По итогу рассказа детям предлагается ответить на ряд вопросов. Это позволяет педагогу полнее представить уровень усвоения детьми новых знаний со слов взрослого, а также выявить степень сосредоточенности, внимания детей на ходе повествования.
Рассказы детей- метод направлен на непосредственное совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей. Чаще всего это рассказы по картинам, из детского опыта, о предметах и явлениях, пересказы сказок и творческие рассказы.
Беседа, как метод обучения, актуален в применении для уточнения, обобщения и систематизации знаний, а также для их коррекции. В соответствии с дидактическими задачами беседы подразделяются на предварительные и обобщающие. Предварительные беседы проводятся педагогом в целях ознакомления детей с новыми для них знаниями и навыками. Обобщающие (итоговые) беседы проводятся с целью систематизации, углубления и осознания знаний.
Чтение художественных произведений, в качестве словестного метода, направлено на решение ряда задач: расширения, обогащения знаний об окружающем мире, формирование способностей детей к непосредственному восприятию и пониманию произведений художественной литературы, формирование понимания логических связей в произведениях, характера героя, его поступков и действий, воссоздания словесного образа.
Организации умственного воспитания детей дошкольного возраста осуществляется посредством форм обучения.
Форма обучения представляет собой специально организованную деятельность педагога и детей, которая протекает по установленному порядку в определенном режиме.
Также форму обучения уместно трактовать, как способ организации деятельности, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения.
Формы классифицируются в зависимости от количественного состава обучающихся; характера взаимодействия между сторонами (степень активности и самостоятельности); от способов деятельности; от места проведения; от удельного веса, то есть по месту занимаемого в процессе обучения, которое в свою очередь зависит от характера образовательно-воспитательных задач, решающихся при определенной форме организации процесса обучения.
В дошкольном образовательном учреждении применяются следующие формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Фронтальная форма обучения предполагает выполнение общих заданий всей группой одновременно. Среди фронтальных форм организации работы педагогов следует отметить: конкурсы, соревнования, групповые дела.
Групповая форма обучения подразумевает объединение дошкольников в группы, целью которого выступает решение единой задачи. Процесс групповой работы характеризуется непосредственным взаимодействием между участниками группы. Среди вариантов групповой работы отметим работу в парах, работу в группах.
Индивидуальная форма обучения выражается в такой организации работы, когда дошкольник выполняет задания самостоятельно и осуществляется в виде беседы, консультации, обмена мнениями, выполнения совместного поручения и оказания индивидуальной помощи в определенной ситуации. Индивидуальная форма обучения так или иначе затрагивает все виды деятельности.
Педагог П. И. Пидкасистый классифицирует многообразие объектов, выполняющих функцию средств обучения, по составу на материальные и идеальные.
К материальным средствам обучения как правило относятся пособия, модели, средства наглядности, учебно-технические средства.
Идеальные средства обучения - это ранее усвоенные знания и умения, используемые для усвоения новых знаний.
К материальным средствам обучения относятся:
1. Предметы материальной культуры:
a. Натуральные объекты – объекты растительного и животного мира, реальные объекты;
b. Объекты изобразительной наглядности – объемные изображения, например, муляжи овощей, фруктов;
c. Игрушки: музыкальные, сюжетные, дидактические, театрализованные игрушки, строительные и конструктивные материалы;
d. Дидактический материал – раздаточный материал;
e. Опытное, игровое оборудование, учебно-игровые пособия.
2. Технические средства обучения, представляющие собой совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением. К техническим средствам относятся технические устройства (мультимедийный проектор, персональный компьютер, телевизор, периферийные устройства) и дидактические средства обучения – носители информации (магнитофонная запись, видеозапись, диапозитивы и диафильмы.
3. Учебно-методическое обеспечение, к которым относятся методические разработки, пакеты прикладных программ по образовательным областям и т. д.
К идеальным средствам обучения относятся:
1. Средства наглядности – плоскостная наглядность: картины, графические модели, фотографии, предметно-схематические модели.
2. Художественные средства – произведения искусства и прочие достижения культуры: детская художественная литература, произведения музыки, живописи, архитектуры, скульптуры.
3. Средства общения, включающие вербальные средства (речь) и невербальные средства (тактильное и визуальное взаимодействие, мимика, пластика).
4. Средства стимулирования познавательной деятельности, включающие в себя средства помощи в обучении и средства противодействия обучению.
Также в рамках нашего исследования отметим средства умственного воспитания, подразделяющиеся на две группы:
1) непосредственная деятельность детей (бытовая, игровая, трудовая, познавательно- практическая);
2) произведения материальной и духовной культуры.
Рассмотрим виды деятельности детей дошкольного возраста. Известно, что дошкольники занимаются различными видами деятельности, отличающихся по своему содержанию. Соответственно, в процессе разных видов деятельности возникают разные познавательные задачи.
Бытовая деятельность дошкольника в дошкольном образовательном учреждении связана с выполнением установленного распорядком дня. Так, во время приема пищи педагог знакомит воспитанников с характерными особенностями пищи: вкусом, запахом и т. д. При выполнении режимных процедур происходит формирование понятий о пространственных ориентировках: сбоку, слева, сзади и т. д.
Воспитанники узнают названия предметов, знакомятся с материалами, изготовления и правилами их использования. Также в процессе ознакомления детей с предметами быта педагог развивает основы аналитико-синтетической деятельности, применяет упражнения в сравнении, классификации.
Игра, представляющая собой специфический вид детской деятельности, используется в качестве средства умственного воспитания. Применение сюжетно- ролевой игры способствует речевому развитию и расширяет представления об окружающем мире. В то время как строительно- конструктивные игры расширяют границы знаний о геометрических фигурах и пространственных представлениях, игры- драматизации активизируют словарь и помогают в осмыслении художественных произведений. Однако, особая роль принадлежит дидактическим игам, в процессе которых активизируются произвольное запоминание, воспроизведение, способности классификации предметов и явлений с выделением их признаков и свойств.
Трудовая деятельность, как средство умственного воспитания, формирует систему знаний о свойствах материалов, об орудиях труда и инструментах (используемых детьми дошкольного возраста, о способах выполнения тех или иных трудовых операций, о значении труда и т. д.
Во время трудовой деятельности детей дошкольного возраста знакомят не только с внешними свойствами предметов, но и с изменениями, происходящими с ними в процессе деятельности; позволяют устанавливать причинно- следственные связи; формировать умозаключения.
Обучение, как средство умственного воспитания, целенаправленно.
Педагог осуществляет обучение систематически, планомерно, обеспечивая таким образом определенную последовательность в непосредственном накоплении знаний, умений, а также их прочность.
Применение в педагогической практике познавательно- практической деятельности в отношении детей, основой которой выступает детское экспериментирование, способствует формированию активности, оригинальности и самостоятельности. Примечательно, что в процессе экспериментировании дошкольник самостоятельно определяет цель, а достигая ее, получает новые знания об изучаемом предмете или явлении.
Переходя ко второй группе средств умственного воспитания, представляющей предметы материальной и духовной культуры: игрушки, книги, произведения архитектуры и живописи, предметы декоративно- прикладного искусства, отметим, что данные средства позволяют сформировать первоначальные исторические представления ребенка о жизни его народа. На сегодняшний день в качестве данных средств воспитания актуально использование народных песен, традиций, обычаев, фольклора, костюмов.
Выбор средства обучения зависит от множества факторов, таких как возрастные и индивидуальные особенности обучаемых, содержания, объема и сложности материала, уровня мотивации обучения, определенных образовательных задач и пр.
Таким образом, умственное воспитание представляет собой довольно сложный многогранный процесс. Ведущее положение обучения среди других средств умственного воспитания определяется наличием фиксированных форм обучения, системой методов, соответствующих особенностям детей дошкольного возраста и ведущей ролью педагога. Из чего следует, что задачи умственного воспитания реализуются в дошкольном образовательном учреждении системой средств, чем и достигается комплексный подход к умственному воспитанию и развитию детей.