Гришаева Нина Ивановна
Специфика работы специалистов в группе компенсирующей направленности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед Гришаева Нина Ивановна
Цель: систематизация знаний педагогов при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Специфика работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника, наряду с речевыми недостатками, - несформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, мышления, пальцевой и артикуляционной моторики, характерологическими особенностями. В любой специализированной группе основное внимание уделяется коррекционным процессам. Но полноценное формирование личности ребёнка не может состояться без всестороннего развития. Успех коррекционно-воспитательной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебного процесса, всей жизни и деятельности детей. Руководитель учреждения, врач, учитель-логопед, воспитатели, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель работают как единая команда. Это позволяет посмотреть на ребёнка с разных сторон, лучше оценить его возможности и выявить проблемы.
Публикация «Специфика работы специалистов в группе компенсирующей направленности в ДОУ» размещена в разделах
Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, которая включает в себя диагностику, профилактику и коррекционно-развивающий аспект, обеспечивающий высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психологического развития ребёнка.
Все специалисты работают под руководством старшего воспитателя и учителя-логопеда, которые являются организаторами и координаторами всей коррекционно-развивающей работы.
Работа начинается со стартовой диагностики, которая позволяет выявить актуальный уровень развития детей и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Каждый педагог диагностирует свою область:
- учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка;
-педагог-психолог – эмоционально-личностную сферу,
интеллектуальное развитие;
-воспитатели проводят динамическое наблюдение, промежуточные срезы, выявляют уровень развития умений и навыков детей;
- инструктор по физической культуре исследует физическое развитие детей;
-музыкальный руководитель - просодическую сторону речи (силу, высоту, тембр голоса, его выразительность);
- врач проводит медицинское обследование.
Результаты диагностики тщательно анализируются, выявляются причины нарушений, намечаются пути помощи. Затем педагогами, участвующими в коррекционной работе, составляется календарно-тематический план, на основании которого строится вся последующая работа.
В работе воспитателя логопедической группы основные направления работы – это коррекционно-воспитательное и образовательное. Другими словами, воспитатель помогает логопеду в исправлении ОНР и процессов, тесно связанных с ним, и осуществляет ряд образовательных задач, предусмотренных программой детского сада. Однако необходимо помнить, что из двух направлений коррекционно-воспитательное является более значимым, ведущим.
Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы требуется соблюдать единый речевой режим в течение всего дня, что означает:
-непрерывный контроль за речью каждого ребенка
- неукоснительное соблюдение требований логопеда
-исправление речевых ошибок каждого ребенка
-работу по единой лексико-грамматической теме в течение недели
-отработку речевых клише в процессе всех режимных моментов
- систематическую работу над произношением и речью в целом по заданию логопеда.
Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Воспитатель в логопедической группе является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это и главная и специфическая функция. К коррекционным задачам воспитателя можно отнести следующее:
- закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях
- максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов
- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей
- развитие внимания и памяти – процессов тесно связанных с речью
- совершенствование словесно-логического мышления
- развитие артикуляционной и мелкой моторики
Остановимся на содержании и способах осуществления каждой из задач.
Одной из задач коррекционно-воспитательного воздействия является пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Возложение на педагога этой задачи, которой, казалось бы, должен заниматься логопед, связано со спецификой воспитательной деятельности. Воспитатель находится вместе с детьми в самой разнообразной обстановке:
- в раздевалке
- в умывальной комнате
- в спальне
- в игровом уголке
- в природном уголке
- на участке и т. д. ,
где воспитатель имеет наглядную базу, так необходимую для формирования и уточнения словаря у детей с ОНР.
Работая с детьми на протяжении всего дня (в отличие от логопеда, воспитатель имеет возможность многократно активизировать, закреплять новые понятия и слова, без чего невозможно введение их в самостоятельную речь. Однако не вся словарная работа осуществляется воспитателем, он, как правило, ограничивается обиходно-бытовой лексикой.
Важно учитывать, что у детей с ОНР снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки называние предметов или их признаков может оказаться напрасным трудом. В чем же состоит подготовка к такой работе? Прежде всего необходимо побудить детей слушать и слышать взрослого, задавая вопросы типа: «Кто больше придумает слов?», «Кто точнее скажет?», «Кто больше слов запомнит?», «Кто быстрее ответит?», «Кто больше заметит частей?» и т. п.
В умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им можно мыть. В уголке природы попросить детей ответить, что умеет делать попугай или как ведут себя рыбки в аквариуме и т. д.
На улице во время прогулки можно спросить, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле и т. п. Учитывая то, что для закрепления в словаре одного нового слова, ребенку необходимо не только многократно услышать это слово, но и от 20 до 100 раз (в зависимости от степени нарушения речи, его специфики, особенностей протекания психических процессов) самостоятельно повторить его, воспитателю следует стимулировать собственную речь каждого ребенка. Не следует для таких упражнений стремиться собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели 4 – 5 детей. Главное, чтобы они занимались добровольно и всегда с интересом.
Следующая задача – систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей. Воспитатель внимательно следит за речью детей и справляет ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем важно, чтобы исправления делались доброжелательно и корректно. Ни в коем случае нельзя передразнивать ребенка, высмеивать его. Это может спровоцировать снижение речевой активности ребенка, вызвать замкнутость, отрицательное отношение к воспитателю и обучению в целом.
Манера исправления ошибок детей вне занятий несколько отличается от таковой во время занятий. Во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам какого-то ребенка. Например, ребенок во время игры говорит: «У всех куклов сними туфли и неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребенка и предлагает ему послушать правильный и неправильный вариант сочетания слов. А затем спрашивает: «Как лучше сказать?». И только потом просит повторить правильную фразу. Однако следует помнить, что неверно повторять ошибки ребенка и, если можно этого избежать, нужно поступать именно так. Если же ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь сказать правильно, попробуй!» или «Я не понимаю тебя, подумай и скажи правильно»
Теперь об исправлении ошибок на занятии. Во-первых, здесь ограничено время и долгие, пространные выяснения, как лучше сказать, - неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправлять его ошибки невозможно, да и не нужно. В-третьих, занятие, в отличие от спонтанного неконтролируемого ребенком общения, должно проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего с установкой на правильную, грамотную и четкую речь. Поэтому ошибки в ходе занятия фиксируются воспитателем («Неверно», «Неправильно сказал», другие дети привлекаются к исправлению грамматических неточностей. Сам же воспитатель исправляет ошибку ребенка только тогда, когда большинство детей не смогли правильно сказать.
Ошибки в произношении фиксируются и исправляются по ходу ответов («Повтори за мной», если ребенок неправильно произнес какой-то звук. Может случиться на занятии и так: ребенку очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово он не произнесет и это вызовет смех детей, тогда можно предложить сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить малыша за старание. Для того, чтобы дети говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель как бы задает тон своей четкой, громкой речью. Чаще всего особенности речевого развития детей с ОНР требуют четкой установки на правильную речь, которая дается перед занятием или на каком-то его этапе. Процесс «перевоспитания» речи и угасания патологического рефлекса возможен только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и своей собственной. Такая работа требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.
Развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей, которая тесно связана с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может проходить в полном объеме. Р. Е. Левина выделяла нарушения внимания как одну из причин возникновения ОНР. Экспериментальные данные подтверждают эту связь: у детей с ОНР внимание нарушено в 90 случаях из 100. Поэтому развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции ОНР.
Заниматься этим воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов. Вот некоторые игры и упражнения, которые эффективно развивают внимание и память детей. Во время сборов на прогулку можно предложить детям посоветовать, что можно еще надеть Алеше, или проверить, все ли правильно в одежде товарищей и своей собственной (как зашнурованы ботинки, повязан платок, все ли пуговицы застегнуты и т. д.) Собираясь на музыкальное занятие, можно спросить детей: «Кто за кем стоял на прошлом занятии?», «Кого похвалил музыкальный руководитель?» и пр.)
На прогулке можно поиграть с детьми в игру «Летает – не летает». По такому же принципу проводятся игры на выделение любого обобщающего понятия. Задуманное обобщение можно выделять среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями. Еще одно упражнение, которое можно провести на прогулке: воспитатель просит детей посмотреть вокруг и назвать все зеленое (деревянное, высокое, мокрое, кирпичное и т. д.)
Во время игры воспитатель может подойти к детям, отвлечь их внимание на любой предмет (рыбок, попугая) и незаметно спрятать 2-3 игрушки, а затем спросить, чего не хватает в игровом шкафу на скамейке, на ковре и т. д. помимо изложенных полезно проводить и традиционные игры «Чего нет?», «Что изменилось?», «Что прибавилось?» и др.
Следующая коррекционно-воспитательная задача – совершенствование словесно-логического мышления – одного из видов мышления, тесно связанного с речью. Наглядно-действенное и наглядно-образное осуществляются посредством действий и образов. А словесно-логическое характеризуется использованием суждений и умозаключений, и невозможно без речи. Речь и мышление тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, развивая друг друга. С первых дней пребывания ребенка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности, например,
- Почему люди теплее одеваются осенью?
- Почему летом нельзя кататься на лыжах?
- Почему нельзя зайца увидеть на снегу?
- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что будет?
- Что будет, если из башни вынуть нижний кубик?
- Как, не выходя на улицу, узнать – дует ли ветер?
Эти и подобные вопросы воспитатель может задавать детям во время игр, прогулки, умывания, на занятии и т. д. важно приучать их задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из кинофильмов, рассказов взрослых. Воспитателю не следует торопиться с объяснениями. Сначала нужно задать наводящие вопросы, дать толчок мысли, затем опросить других детей, выяснить, кто из отвечающих прав и только тогда самому объяснять.
Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различия в сходном и общее в различном, например :
- Чем отличаются кукла и девочка?
- Чем отличаются птица и самолет?
- Чем отличаются куст и дерево?
- Что общего у дерева и цветка?
- Что общего у дома и муравейника?
- Что общего у шарика и яблока? И т. д.
Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений дают педагогу сказки. С радостью и интересом дети ответят на такие вопросы:
- Почему волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому бабушки?
- Почему семеро козлят открыли дверь волку?
- Кто из поросят не боялся волка и почему?
- Можно сказать, что мышка вытянула репку? А кто вытянул? И т. д.
Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем знакомые загадки не несут никакой умственной нагрузки. А некоторые заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого:
- Два соболя хвостами друг к другу лежат (брови)
- Кругла гора – что ни шаг, то нора. (наперсток)
- Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом и на улицу (окно)
Конечно такие загадки детям с ОНР недоступны. Но предложить ребенку подумать, натолкнуть его на мысль обобщающим понятием, начальным звуком в отгадке, несколькими предметами, один из которых и есть отгадка – значит дать полезную работу мышлению. Кроме известных, можно предложить ребенку загадки придуманные воспитателем:
- Передние лапы короткие, а задние длинные (заяц)
- Четыре ноги, а не ходит (стол, стул)
Неплохой разминкой для ума является и самостоятельное придумывание загадок: с опорой на схему, рисунок, с помощью, коллективно. Дети очень любят такие задания.
Еще более сложными для детей с ОНР являются пословицы. Знакомить с ними следует лишь на втором году обучения (7 год жизни). Для начала воспитатель предлагает детям 2 – 3 варианта объяснений пословицы, из которых дети выбирают подходящее. Можно подбирать к пословице 2 – 3 ситуации. «Не садись не в свои сани» – не садись на сломанный стул, не берись за дело, которое не сможешь выполнить. Чтобы дети научились понимать пословицы, полезно при каждом удобном случае их использовать: ребенку, который поторопился и испортил свою работу, воспитатель скажет «Семь раз отмерь – один отрежь».
При такой систематической работе пословицы и поговорки легче воспринимаются, быстрее усваиваются, а воспитатель избавляется от назидательных речей, которые не всегда достигают цели.
Еще одним разделом коррекционной работы воспитателя является развитие артикуляционной моторики, которая проводится после аналогичной работы логопеда и осуществляется в течение полутора-двух месяцев ежедневно, и развитие моторики пальцев рук. Опыт показывает, что достаточно 3 – 5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед дневным сном, перед обедом или ужином, что значительно улучшает произношение детей. Вне занятий воспитатель предлагает детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собрать мозаику из мелких деталей, поработать с конструктором, застегнуть и расстегнуть пуговицы по возможности без помощи взрослого, поиграть на музыкальных инструментах с кнопками, собрать рассыпанные бусинки, мелкие предметы и т. д. полезно, чтобы в группе был оборудован уголок с перечисленными и другими предметами. Ребенок всегда может выбрать игру или занятие по желанию.
Индивидуальные занятия по заданию логопеда воспитатель проводит во второй половине дня. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых логопед записывает в специальной тетради. Воспитатель успевает за час позаниматься лишь с 4-5 детьми. Важно, чтобы в это время все остальные дети были заняты тихими играми и не отвлекали занимающихся. Лучше всего для этой цели подходят настольные игры. А если воспитатель учитывает при распределении игр индивидуальные особенности ребят, то такая игра одновременно дает обучающий эффект. Например, для ребенка с нарушениями моторики воспитатель приготовит мозаику, нанизывание бус и т. д. Занятия с детьми желательно проводить в специально оборудованном в группе логопедическом уголке. Занимаясь с ребенком важно помнить, что проговаривание фонетического материала происходит с выделением голосом закрепляемого звука. Педагог не должен пропускать ни одной фонетической ошибки в речи детей. Речевой материал следует проговаривать громко, четко, постепенно добиваясь правильности. Занятия по развитию речи в логопедической группе существенно отличается от аналогичных занятий в массовом детском саду. Все виды работ на занятиях по развитию речи проводятся в рамках 3 – 4 лексических тем. Виды работ планируются с учетом общедидактического принципа: от простого к сложному. Нецелесообразно в начале обучения требовать пересказов объемных текстов, составления рассказов-описаний. Начинать нужно с рассматривания объектов, картин, пересказов коротких текстов. Не проводится коллективное заучивание стихов из-за неправильного звукопроизношения. Требуется и уточнение значительно большего количества понятий. На занятиях необходимо обеспечение всех видов работы с наглядностью, исключение составляют игры и упражнения, лишенные зрительной опоры, особенно на начальном этапе обучения.
Проведение занятий по развитию речи с учетом лексических тем требует большого количества разнообразного наглядного материала систематизированного по лексическим темам. Литературу следует систематизировать с учетом лексических тем. При таком подходе облегчается планирование занятий, подготовка текстового и наглядного материала, выбор литературы для вечернего чтения, и, в конечном итоге, повышается эффективность работы.
Рассмотрим основные коррекционные задачи узких специалистов. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
1. Познавательная сфера: объём запоминания и воспроизведения материала снижен, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня осмысления и обобщения действительности; затруднена развёрнутая связная речь.
2. Эмоционально-волевая сфера: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, многократная смена настроения.
3. Социально-коммуникативная сфера: трудности в общении и взаимодействии ребенка с взрослыми и сверстниками, замкнутость, обидчивость, плаксивость.
Не смотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога- психолога видна общая логика построения коррекционно- образовательного процесса, поэтому выделяются основные направления работы взаимодействия : диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, просветительское направление.
При разработке коррекционно-развивающей программы учитель- логопед и педагог-психолог учитывает задачи, разработанные в ФГОС.
Задачи учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционно-развивающей работе
Задачи работы учителя-логопеда Задачи работы педагога-психолога
Развитие коммуникативной деятельности (активизация активного словаря, развитие грамматически правильной, связной, диалогической и
монологической речи). Развитие навыков общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми, снятие тревожности у детей при негативном
настрое.
Развитие звуковой и интонационной
культуры речи. Развитие познавательной деятельности
(памяти, внимания, мышления и т. д.).
Развитие фонематического восприятия, развитие слухоречевого и зрительного внимания, зрительной и речевой памяти, словесно-логического
мышления. Развитие зрительной, слуховой произвольной деятельности и т. д.
Развитие звуковой аналитико- синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте. Развитие произвольности навыков самоконтроля, волевых качеств.
Формы работы
Учитель-логопед Педагог-психолог
мониторинг мониторинг
игры, игровые упражнения игры, упражнения, этюды
Непосредственно образовательная
деятельность (индивидуальные и подгрупповые занятия) НОД с элементами тренинга
(индивидуальные и подгрупповые занятия)
элементы песочной терапии, элементы
сказкотерапии, драматизация. упражнения с элементами арт-терапии,
музыкотерапии, сказкотерапии.
психогимнастика, релаксация и др. работа в комнате психологической
разгрузки
Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по трем направлениям :
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Осуществляя взаимодействие следует:
-учитывать структуру речевого нарушения;
- Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- Учитывать уровень формирования общей культуры, наличие качеств, приобретенных в процессе коррекционно-развивающей деятельности.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений :
Учитель-логопед:
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
-укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
-формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
-коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
-развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
-совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
-обучение умению связно выражать свои мысли;
-обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
-развитие психологической базы речи;
-совершенствование мелкой моторики;
-участие учителя-логопеда в режимных моментах.
Музыкальный руководитель:
Развитие и формирование:
-слухового внимания и слуховой памяти;
-оптико-пространственных представлений;
-зрительной ориентировки на собеседника;
-координации движений;
-умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
-темпа и ритма дыхания и речи;
-орального праксиса;
-просодики;
-фонематического слуха.
Музыкальным руководителем должен быть разработан перспективный план с учетом комплексно-тематического планирования. Переработан музыкальный репертуар, подобраны упражнения с элементами логоритмики, которые органично встроены в комплекс занятия. Итоговые комплексные музыкальные занятия и развлечения строятся по сказочным сюжетам, с опорой на лексические темы из тематического планирования по возрастным группам.
При помощи речевых игр, фонопедических упражнений, самомассажа дети учатся выражать голосом и мимикой свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно-двигательная активность. Пальчиковая гимнастика помогает им расслабиться, отдохнуть. Перед распевкой или пением песен естественно включение чистоговорок, логопедических распевок, народных закличек на основе ритмичного исполнения упражнения под музыку. Материал чистоговорок и другого речевого материала составляется с учетом речевого онтогенеза детей и под контролем учителя-логопеда.