МААМ-картинки

Специфика коррекционной работы по теме «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»

Татьяна Панина
Специфика коррекционной работы по теме «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы

Для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР знание элементов времени, умение определят последовательность происходящих событий, устанавливать временные отношения и составлять причинно-следственные связи между событиями достаточно затруднительно, а в ряде случаев невыполнимо.

Публикация «Специфика коррекционной работы по теме „Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР“» размещена в разделах

Первые пространственно-временные представления детей появляются в раннем возрасте. Например, смена дня и ночи, дней и недель, месяцев, времен года, повтор режимных моментов (сон, еда, гигиенические процедуры) в жизнедеятельности ребенка в комплексе формируют пространственно-временные представления.

Задержка психического развития относится к категории маловыраженных психических отклонений. Этот диагноз наблюдается исключительно у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Если симптомы ЗПР присутствуют в поведении детей среднего или старшего школьного возраста, значит, речь уже идет о тяжелых психических нарушениях - олигофрении, умственной отсталости, инфантилизме и т. д

Для успешного обучения ребенка в школе следует тщательно подготовить его в плане свободного ориентирования в пространстве и обретении навыков владения имеющимися пространственными категориями. Пространственно-временные представления нужны для того чтобы научить ребенка считать, писать, рисовать, читать, а также другим действиям, основанным на соотношении предметов и явлений, последовательности их проявления, как следствие, их взаимосвязи в пространстве.

При изучении математики пространственные представления дошкольникам старшего возраста нужны для:

отражения отношения свойств сравнения объектов (раньше-позже; больше-меньше, ближе-дальше);

определения образов геометрических фигур, их расположения в пространстве;

усвоения условия задач.

Показатели развития в норме 5-6 лет

Ориентировка в пространстве. Умеют ориентироваться в окружающем пространстве, понимают смысл пространственных отношений (вверху-внизу; впереди-(спереди)-сзади, слева-справа, между, рядом с, около,двигаться в заданном направлении. Умеют ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в середине, в углу).

Ориентировка во времени. Представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки. Умеют на конкретных примерах устанавливать последовательность событий: что было раньше (сначала, что позже (потом, определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Показатели развития в норме 6-7 лет

Ориентировка в пространстве. Умеют ориентироваться на бумаге, доске, странице тетради, книги и называть положение предметов (вверху, внизу выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем, правом нижнем углу, перед, за, между, рядом). Умеют «читать» простейшую графическую информацию об отношениях предметов (слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху-вниз).

Ориентировка во времени. Знают последовательность всех дней недели, месяцев и времён года. Умеют пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Умеют определять время по часам с точностью до 1 часа.

Дошкольникам старшего возраста с ЗПР сложно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни. Пространственные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов. Осознание себя во времени и пространстве является важным показателем психического здоровья и уровня развития интеллекта ребенка.

Временные представления развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений и накопления жизненного опыта. Смена дня и ночи, времени года, дней недели и повторяемость режимных моментов в жизни ребенка - все это формирует временные представления.

Дошкольники старшего возраста с ЗПР смешивают понятия время года и месяц, не умеют полно рассказать об отличительных признаках. Рассматривая картинки с изображением времен года, дошкольники старшего возраста с ЗПР, определяют зиму и лето, как наиболее отличительные времена года, при этом они опираются лишь на 2-3 признака. Часто путают осень и весну, потому что они имеют сходные явления. Им легче отличать явления противоположного характера: холод и жару и т. д. ; часто забывают названия времен года. При этом они могут указать времена года по названию. Осень и весну указывают неустойчиво.

Особенности протекания психического процесса у детей с ЗПР дошкольного возраста :

1. Восприятие. Восприятие фрагментарное и нецеленаправленное. Скорость выполнения перцептивных операций значительно снижена. Дети дошкольного возраста с ЗПР испытывают сложности при выполнении заданий по образцу, затруднена ориентировка в пространстве.

2. Внимание. В связи с низкой работоспособностью и быстрой истощаемостью внимание этих детей неустойчиво, они плохо концентрируются, часто отвлекаются. Действуют импульсивно, с трудом переключаются с одного задания на другое.

3. Мышление. У дошкольников с ЗПР наблюдается отставание всех видов мышления. В большей степени развито наглядно-действенное мышление. Затруднены главные мыслительные операции: анализ, обобщение, сравнение. Такие дети выполняют задания, не задумываясь. Часто не могут применить полученные ранее знания для решения новых задач. С большим трудом классифицируют и сравнивают предметы.

4. Память. Память менее точна, чем у нормально развивающихся дошкольников, значительно снижен объем и прочность запоминания. В большей степени страдает вербальная память.

5. Речь. Всем дошкольникам с ЗПР свойственно значительное отставание в развитии речи. Словарный запас беден, грамматический строй речи недостаточно сформирован, обнаруживаются дефекты звукопроизношения, присущи недостатки фонематического слуха. Многие дошкольники с ЗПР страдают дизартрией.

6. Эмоции и поведение. Нередко дети данной категории отличаются повышенной тревожностью. Возможны вспышки гнева и агрессии. Дошкольники с ЗПР болезненно реагируют на неудачи.

Много внимания нужно уделять развитию познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия и мышления, а также сенсорной, эмоциональной и моторной сферы.

Формирование временных представлений дошкольников старшего возраста с ЗПР основано на наглядности, поэтому в работе я использую картинки, дидактические игры, направленных на развитие чувства времени, формирование представлений о временах года, частях суток, дней недели.

У дошкольников старшего возраста с ЗПР наблюдаются трудности в процессе восприятия, недостаточно развита память (непроизвольная и произвольная, отставание в мыслительной деятельности, дети не владеют интеллектуальными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием, наблюдается отставание в развитии всех форм мышления (наглядно- действенного, словесно-логического).

Следовательно,всю коррекционную работу строю так, чтобы детям был изучаемый материал интересен, доступен, полностью усваивался и давал толчок к развитию словесно-логического мышления.

В своей работе использую методики :

1) ориентировка в «схеме собственного тела»;

2) ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего напротив;

3) понимание предлогов;

4) употребление предлогов;

5) ориентировка на листе бумаги;

6) представления о частях суток;

7) представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»;

8) представления о временах года;

9) представления о месяцах;

10) представления о днях недели;

Результаты диагностики показали, что уровень сформированности пространственных представлений у детей с ЗПР не соответствует возрастной норме. У большинства детей имеются проявляющиеся в разной степени стойкие нарушения в понимании и словесном обозначении пространственных отношений, обнаружено несовершенство самых нижних уровней пространственных представлений, восприятие пространства, существующего в пределах их собственного тела и взаимодействия с внешним пространством «от тела», дети не понимают конструкций, обозначающих пространственное расположение предметов, еще сложнее им эти отношения отразить в собственной речи. У них затруднено восприятие верхне-нижнего, право-левого расположения объекта и его деталей в пространстве.

Для формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития использую:

дидактические игры на развитие зрительного восприятия;

дидактические игры и упражнения на формирование представлений о «схеме собственного тела»;

дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в окружающем пространстве;

дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в двумерном пространстве;

дидактические игры и упражнения на развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения;

динамические упражнения на координацию речи и движения, на закрепление умения ориентироваться в направлениях схемы собственного тела.

Пространственно-временные представления – это представления о пространственных и временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Несформированность пространственных представлений проявляются и, в том числе связанных с представлением о времени : датах, днях неделях, о текущем времени. У детей наибольшие трудности возникают при понимании времени на круглом циферблате, хотя время на электронном циферблате воспринимается гораздо легче. Умение понимать время по часам со стрелками основывается именно на пространственном восприятии расположения чисел на круге.

Следовательно, необходимо продолжить планомерную работу в соответствии с разработанным планированием по формированию пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ЗПР.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Дидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольниковДидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольников В старшей группе нашего детсада объявлен конкурс пособий в рамках проекта "Как узнать о времени всё!". Мы с ребятами решили принять участие,.

Опыт работы по формированию временных представленийОпыт работы по формированию временных представлений Цель: Создать необходимые условия и систему эффективной работы с детьми дошкольного возраста по формированию временных представлений. Задачи:.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика коррекционной работы по теме «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»
Опубликовано: 8 декабря 2022 в 20:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика коррекционной работы по теме «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Панина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД