Евгения Малаховская
Специальная методика физического воспитания лиц с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
. Специальная методика физического воспитания лиц с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
Любой целенаправленный и организованный процесс подчинен общим педагогическим законам, закономерностям и принципам. Проблему принципов в педагогике на сегодня нельзя считать решенной – не разработаны научные основы системы принципов, их соподчинения, иерархии (Пидкасистый П. И., 1998). В педагогической литературе существует множество принципов, отличающихся формулировками, емкостью и содержанием. На разработку принципов адаптивной физической культуры влияют не только педагогические, но и социальные, философские, психологические, медицинские и другие законы и закономерности.
Публикация «Специальная методика физического воспитания лиц с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, а следовательно, и общечеловеческой культуры, поэтому каждый структурный элемент ее (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и физическая реабилитация) несет прежде всего культурную функцию. Исходя из этого концептуального положения, адаптивная физическая культура должна опираться на те принципы, которые выражают общую идеологию и отношение общества к ценностям физической культуры каждого ее члена.
Так как люди с ограниченными возможностями и инвалиды являются членами одного сообщества, то эти принципы, надо полагать, распространяются и на них с равным правом реализации.
Принцип деятельностного подхода, принцип оптимальности, вариативности, многообразия форм физкультурного образования, предоставление свободы выбора для реализации своих способностей, развитие инициативы, творчества и самостоятельности, гармоническое развитие личности, сочетающее духовное и телесное на основе индивидуальных склонностей, мотивов, интересов и возможностей, непрерывное физкультурное образование отражают социальную сущность физической культуры, направленной на оздоровление общества в целом, ориентацию на здоровый образ жизни каждого человека. Неслучайно эти принципы и направления получили признание среди специалистов – они носят всеобщий характер и в одинаковой мере применимы к любой сфере физкультурного образования. В силу специфичности адаптивной физической культуры из общей методологии физической культуры личности выделены социальные принципы, которые отражают наиболее существенные стороны этого социального явления.
«Виды гимнастики для лиц с отклонениями в состоянии здоровья».
Аэробика - одно из средств оздоровительной физической культуры (ОФК, и, следовательно, основная задача, на которую должны быть нацелены занятия - это оздоровление организма занимающихся. Общепринято, что рациональная физическая тренировка, в том числе и типичная для аэробики, позволяет быстро и эффективно достичь многих признаков здоровья: отличного самочувствия, высокой умственной и физической работоспособности, относительно небольшой длительности сна, легкого и приятного пробуждения с чувством оптимизма и желанием активной деятельности. Занятия позволяют избавиться от раздражительности, вялости, упадка сил. Оздоровительная аэробика относится к направлению ОФК, хотя и может использоваться как одно из средств в рекреационном и адаптивном направлениях. Характер физической тренировки позволяет достаточно длительно концентрировать внимание на определенных мышечных группах или активных в данный момент областях тела, то тем самым формируется условно-рефлекторный навык, позволяющий не только устойчиво фиксировать внимание на объекте, но и вызывать требуемые вегетативные реакции в организме (основа психофизиологического аутотренинга). Этот навык является основой любой психорегулирующей тренировки.
Фитбол-аэробика - аэробика преимущественно партерного характера с использованием специальных резиновых мячей большого размера. Сидя на мяче или опираясь на него различными частями тела, а также опираясь мячом о стенку, можно бесконечно менять исходные положения и выполнять большое количество упражнений, оказывающих изолированное воздействие на различные группы мышц. Эта аэробика забавна, вносит разнообразие в занятия и благотворно воздействует (что доказано медицинскими исследованиями) на состояние спины и позвоночника.
Фитболы позволяют корригировать нарушение осанки без использования специальных валиков и приспособлений под области кифозов. Так, например, при сутулой и круглой спине необходимо выполнять упражнения лежа на мяче на спине, а при плосковогнутой и кругловогнутой - лежа на мяче на животе. Естественная плавная выпуклость мяча заменяет валики, корригируя имеющиеся деформации позвоночника
Степ-аэробика - оздоровительная аэробика с использованием специальной степ-платформы с регулируемой высотой - 15, 20, 25 см. Платформа изготовлена из особого материала и позволяет выполнять шаги, подскоки на и через нее в различных направлениях. В партерной части занятия платформу удобно использовать для развития силы. В основе движений лежат базовые шаги аэробики, что не исключает и танцевальной стилизации упражнений.
Аэробика на степ-платформе доступна практически всем. Работа, выполняемая ногами, несложна, а движения естественны, как при ходьбе по лестнице. Для изменения интенсивности тренировки достаточно лишь изменить высоту платформы. Таким образом, в одной группе могут одновременно заниматься люди с разным уровнем подготовленности и физическая нагрузка для каждого будет индивидуальна.
В настоящее время популярно увлечение новым средством физического совершенствования, которое называется «стретчинг». Эта система возникла в 50-е годы в Швеции, но лишь через 20 лет стала применяться в спорте и получила свое обоснование в работах американских и шведских ученых. Специалисты связывают внедрение стретчинга в практику спорта с поисками путей повышения эластичности мышечной ткани, сухожилий, связок и суставных связок, а также с целью профилактики травм.
Все эти виды можно отнести в использовать в адаптивной физической культуре. Что поможет разнообразить её.