Ляна Евдокимова
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Спасение весенних цветов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Спасение цветов.
Цель: Уточнение и расширение представлений о весне, цветах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизация и актуализация словаря по теме: «Весна, цветы»;
- закрепление представлений о весне, ее приметах;
- совершенствование лексико – грамматического строя речи (согласование - - - числительных с существительными, образование существительных с
- помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов);
- (согласование числительных с существительным 1,2,5);
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Спасение весенних цветов“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- совершенствование слогового анализа и синтеза слов;
- закрепление умения детей в составлении схемы предложений;
- расширение словаря существительных.
Коррекционно-развивающие. Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, восприятия, речевого слуха, связной речи, мышления, тонкой и общей моторики, координация речи с движением, тактильной чувствительности.
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, инициативности; воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран; дом Бабы Яги, конверт, емкости с камешками Марблс, картинки, магнитная доска - мольберт, карточки с цифрами, колючие мячи, разрезные картинки зверей, конверт с картинками для мнемотаблицы, плоскостные цветы из бумаги, ткань, контейнер с водой.
Предварительная работа: прогулка на участке, наблюдение за весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны.
Речевой материал: весна, капля, капелька, капель, капающие; солнце, сосулька, лужи, подснежник, крокус, фиалка, стебель, корень, листья, лепестки. Используемые технологии:
- здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика);
- нетрадиционные технологии (использование камешков Марблс,
Су - Джок терапия);
- технология формирования слоговой структуры слова;
- технологии развития лексико-грамматической стороны речи;
- технологии развития связной речи;
- ИКТ технологии;
- метод экспериментирования.
План занятия :
1. Приветствие.
2. Дидактическое упражнение «Родственные слова»
3. Дидактическое упражнение «Раздели слова на слоги»
4. Су-Джок терапия «Колючий ежик».
5. Дидактическая игра «Собери разрезные картинки»
6. Дидактическое упражнение «1-2-5» (Коллективные ответы)
7. Дидактическое упражнение «Чем похожи и чем отличаются?»
8. Физминутка «Цветы».
9. Дидактическое упражнение «Составь предложение»
Ход занятия
Дети проходят в кабинет логопеда.
1. Логопед организует приветствие. Выполнение упражнения, направленное на улучшение эмоционального настроения детей.
Логопед : Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Логопед : С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Стук в дверь, логопеду дают письмо.
Проблемная ситуация.
Логопед : Ребята, письмо для нас! Давайте его прочитаем!
- «Добрый день, дорогие дети старшей группы! Пишет вам Весна. Очень надеюсь на вашу помощь. Случилась беда: мои первые цветы куда – то пропали! Чтобы выручить их, приходите в весенний сказочный лес. Там вас ждут нелегкие задания, а преодолеть вы их сможете только в том случае, если сумеете говорить выразительно, четко, ясно и правильно. Очень прошу вас поторопиться. Надеюсь на вас, друзья!»
- Ну что, пойдем выручать весну?
- Повертелись, покрутились,
В волшебном лесу очутились!
- Вот мы и оказались в волшебном лесу!
Основная часть.
2. Дидактическое упражнение «Родственные слова»
Логопед : Капля воды
на раскрытой ладошке.
В ней отражается
Небо немножко,
В ней отражается
Солнечный лучик,
Что вдруг пробился,
Сквозь серые тучи.
Логопед : О чем стихотворение?
Дети: О том, что в капле есть отражение.
Логопед : Что было на раскрытой ладошке?
Дети: Капля.
Логопед : Как можно назвать маленькую каплю?
Дети: Капелька.
Логопед : Если таят сосульки, слышится звон, как это называется?
Дети: Капель.
Логопед : Если капли капают, какие они?
Дети: Капающие.
Логопед : Это родственные слова. Давайте их повторим.
Дети: Капля, капелька, капель, капающие.
Логопед : Молодцы! Справились с заданием.
Логопед : Посмотрите, как много капель накапало в лужи. Давайте опустим туда руки.
Дети опускают руки в емкости стоящие на полу наполненные каплями - камешками Марблс, находят каждый по карточке, с изображением связанным с весной.
3. Дидактическое упражнение «Раздели слова на слоги»
Раздели на слоги [Звуко – слоговой анализ слов]
Логопед : Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на вашей карточке. Прохлопайте это слово, посчитайте, сколько слогов в слове и поставьте картинку рядом с той цифрой, которая соответствует количеству слогов в вашем слове.
Ребенок прикрепляет картинку к магнитной доске, напротив цифры по количеству слогов. Проверяют вместе с детьми.
1 ребенок: солн-це, в слове 2 слога;
2 ребенок: со-суль-ка, в слове 3слога;
3 ребенок: под-снеж-ник, в слове 3 слога;
4 ребенок: лу-жи, в слове 2 слога;
Логопед : Молодцы, вы справились.
4. Су-Джок терапия «Колючий ежик»
Замечают шарики Су-Джок.
Логопед : Ребята, посмотрите ежики! Давайте с ними поиграем!
Гладь мои ладошки, ежик!
Ты колючий, ну и что же?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальчиками
до колючек).
Логопед : Ребята, мне ежик что - то говорит!
Весна без цветов!
Март на дворе, а цветов нет!
Этой весной цветов не будет!
- Он очень взволнован.
- Что же случилось с цветами и почему их не будет?
- Давайте попытаемся разобраться. Как можно это выяснить? Что необходимо сделать для этого?
Дети: Давайте.
Логопед : Ну что в путь?
5. Дидактическая игра «Собери разрезные картинки»
Логопед : Ой, а это что? На ковре лежат разрезные картинки.
Логопед : Давайте узнаем, что на картинках.
Дети собирают разрезные картинки.
Логопед : Кто на картинках?
Дети: Это дикие звери.
Логопед : Ребята, а что происходит с этими животными весной? Как меняется их жизнь?
Дети: Медведь и еж просыпается, от зимней спячки.
Заяц и белка меняют шубку.
6. Дидактическое упражнение «1-2-5» (Коллективные ответы)
Логопед : Ребята, а лесные жители приготовили нам задание.
- Присаживайтесь на пенечки.
- Внимание на экран.
Дети: Один подснежник, два подснежника, пять подснежников.
Один крокус, два крокуса, пять крокусов.
Одна фиалка, две фиалки, пять фиалок.
7. Дидактическое упражнение «Чем похожи и чем отличаются?»
Логопед : Ребята, мы с вами видели много цветов, скажите мне они все одинаковые?
Дети: Нет.
Логопед : Чем они похожи?
Дети: У них есть стебель, корень, листья, цветок, лепестки.
Логопед : Чем они отличаются?
Дети: Отличаются стеблем, листьями, цветом, формой цветка, ароматом.
8. Физминутка «Цветы»
Наши чудные цветки,
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши чудные цветки,
Закрывают лепестки.
Головой качают,
Тихо засыпают.
Голос Бабы Яги.
Кто это по моему лесу шастает?
Тревожит мой покой?
Логопед : Ой, ребята, это Баба Яга!
- Бабушка Яга, мы здесь цветы ищем.
Баба Яга: Ишь, чего захотели?
Просто так я вам их не отдам!
Придется вам выполнить задание,
Да задание мое не простое.
Ловите…
Дети ловят конверт.
9. Дидактическое упражнение «Составь предложение»
Логопед : Ребята, здесь какие – то картинки. Что же нам надо с ними сделать?
Дети: Составить предложения.
Логопед : Давайте попробуем.
На магнитной доске составляют предложения: Весной светит яркое солнце. Слышна звонкая капель. Появились проталины.
Баба Яга: Молодцы справились.
Идите в свой лес,
Ищите свои цветы.
Мешать вам не буду.
10. Упражнение на дыхание
Логопед вместе с детьми убирает ткань с поляны с подснежниками.
Логопед : Вот почему цветов в лесу не было. Баба Яга их «холодным одеялом накрыла». Давайте скорее их освободим…. Ой, ребята, какая красота! Появились первые весенние цветы.
Логопед : Давайте ощутим аромат этих цветов.
«Вдох – выдох с фразой,
Ах, как чудно пахнет!»
11. «Экспериментирование»
Логопед : А некоторые цветы так и не проснулись.
Давайте поможем цветам проснуться.
Логопед : возьмите цветочки и пустите их в емкость с водой.
Берут цветы и опускают в емкость с водой.
«Экспериментирование»
Логопед : Что происходит?
Дети: Цветы оживают, просыпаются, распускаются.
Логопед : Вот это красота!
Логопед : А нам уже пора возвращаться обратно.
Возвращение в детский сад.
Мы все дружно покружились,
В детском саду очутились.
Рефлексия.
Логопед : Кому мы сегодня помогали?
Логопед : А почему цветы не могли проснуться?
Ответы детей:
Логопед : Что мы сделали, чтобы освободить полянку?
Ответы детей:
Логопед : Как вы считаете, мы смогли разобраться в сложившейся ситуации?
Логопед : Ребята, вы молодцы. Мы справились с заданием и теперь этой весной обязательно расцветут цветы.